Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Полунощница, крестный ход и утреня.



Стремительно прошел, пролетел Великий пост. Наступает величайший из праздников нашего календаря, ради которого мы и совершали пост. Насколько эта подготовка была для нас успешной, вопрос отдельный. А сейчас мы готовимся к встрече праздника. Выхожу из дома я заранее. Время, может быть, не очень позднее, но город затих, лишь одинокие машины, проносящиеся куда-то, да еще пискливые крики сов-сплюшек нарушают тишину. Вот, и храм. Участки улиц Гладкова и Видова, примыкающие к храму, перекрыты. У верхних ворот храма стоит большая толпа казаков, рядом с воротами дежурят полицейские, чуть поодаль стоит пожарная машина. На воротах стоят турникеты металлоискателей, тех самых, которые днем испытывали. В самом храме все уже подготовлено к празднику. У плащаницы стоит аналой, у которого желающие вслух читают Книгу Деяний Апостольских. В центре уже стоит архиерейский амвон лишь с одним орлецом, что означает, что чина встречи снова не будет (впрочем, совершение этого чина в начале пасхальной службы потребовало бы начать службу на полчаса раньше, а потому отказ этот по-человечески понятен, однако напомню (без всякого желания кого-то критиковать) раньше и без того Полунощница в соборе начиналась не 23.30, как сейчас, а в 23.00). На иконостасе Царские врата украшены цветами. В южной части храма проходит исповедь, которую принимают о.Антоний Новицкий и о.Александр Корниенко. Народу к исповеди пришло довольно много. Храм, тем временем, наполняется. Певчие бокового хора уже заняли свои места, в то время как верхний хор только начинает собираться (они поднимаются на клирос с большим шумом). Какое-то время в храме горит весь свет, но потом он вдруг гаснет. В центр выходит о.Александр Корниенко, который начинает полунощницу. Напомню, что полунощница – это служба, которой начинается день. Смысл включенных в нее псалмов и молитв – благодарение за пробуждение от сна и просьба о помощи в наступающий день. Пасхальная полунощница, впрочем, имеет другое содержание: после начала читается 50 псалом, а затем – канон Великой субботы. Канон читался без видимых сокращений, однако все же иначе, чем раньше. Раньше боковой хор в начале полунощницы выходил в центр храма, но на этот раз он пел на своем клиросе, выбравшись в центр лишь к началу крестного хода. Пока полунощница начиналась, иподиакон вынес в центр дополнительный орлец, который положил перед плащаницей, ведь входные молитвы в Великую субботу читаются перед ней. В середине чтения канона открываются Царские врата и в центр выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого, а также о.Алексия Ковалева из храма Новомучеников и о.Виталия Таашева – настоятеля прихода святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Начинается чтение входных молитв, ведь пасхальную утреню, как и литургию, духовенство совершает в полном облачении, значит, совершить традиционную молитву, испрашивая благословение Божие на совершение литургии, лучше заранее. Наконец, испросив прощения у верующих (архиерей при этом традиционно благословляет народ на три стороны), духовенство снова уходит в алтарь. Вскоре, однако архиерей снова выходит, направляясь в притвор. Из Палестины прибыл Благодатный огонь. Вскоре он возвращается в храм, держа в руках два букета со свечами, к которым тут же тянутся верующие со своими свечами, что вызывает ажиотаж. Вслед за архиереем иподиакон несет фонарь с лампадой, где пребывает Благодатный огонь. Благословив с амвона верующих, Владыка снова уходит в алтарь. Ирмосы хор поет, повторяя их после чтения тропарей каждой песни. Это – нормальная ситуация, но происходит это настолько редко, что тропари 9 песни о.Александр начинает читать, не дожидаясь пения ирмоса песни. В конце песни, при пении катавасии (ирмос 9 песни) снова открываются Царские врата и в центр выходит о.Антоний Новицкий в сопровождении диаконов. После каждения плащаница уносится в алтарь и полагается на престол, где она будет лежать до праздника Вознесения Господня. стол, на котором она лежала, почти сразу носится. Царские врата и завеса закрываются. Наконец, после окончания чтения канона, читается Трисвятое по «Отче наш…», а затем тропарь «Егда снисшел еси…», провозглашается ектения, а затем полунощница заканчивается. Служивший ее о.Александр уходит в алтарь. Наступает тишина. Служба еще шла, когда в центр начали выносить сначала запрестольные Крест и образ Божией Матери, а также фонарь, а затем и хоругви, которые несут казаки. Все они выстраиваются в алтаре, потом переходя ближе к притвору. Вскоре в храме выключается все освещение, так что становится еще темней.

Крестный ход и начало утрени.

 И вот, наступает долгожданный момент. Духовенство поет традиционное песнопение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Всегда это пение звучит очень красиво, впрочем, на сей раз, оно вышло не очень стройно. Пение звучит еще и еще раз, становясь громче. После первого раза открывается завеса, после второго в храме зажигается весь свет. Наконец, открываются Царские врата, откуда выходит духовенство– иподиаконы с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (украшенными розетками с крестообразными узорами), затем духовенство, в том числе, правящий архиерей с пасхальным трисвечником. И снова диакон о.Александр Лысенко выступает именно, как диакон. Они, продолжая петь, направляются к выходу. За ними идет боковой хор, выбравшийся к этому моменту в центр храма. Начинается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. Начинается трезвон, в котором участвует и басовой колокол. С этой минуты Царские врата не будут закрываться до Светлой субботы, закроются они лишь перед началом всенощного бдения Недели Антипасхи. И вот, крестный ход выходит из храма. Обойдя храм, духовенство останавливается перед входными дверями. Архиерей кадит в сторону двери, держа при этом Крест с пасхальным трисвечником. И вот, звучит начальный возглас пасхальной утрени: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь», подтверждая слова и тогда впервые двор оглашает пение пасхального тропаря. Его троекратно пропевает духовенство, затем хор. А затем духовенство начинает петь строки из 67 псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его, яко, исчезает дым – да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся….». Последний, правда, стих «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», взят уже из другого псалма. На пение каждого стиха хор отвечает пением пасхального тропаря, а архиерей приветствует всех вестью о Воскресшем Христе. Наконец, тропарь пропевается в последний раз. Открываются двери и крестный ход врывается в храм, где тропарь поет уже верхний хор красивым распевом. Духовенство располагается в центре храма. Пасха – единственный праздник, не имеющий полиелея, однако торжественное пение канона компенсирует это. Ирмос каждой песни поет сперва верхний хор – красивым, вычурным распевом, а затем – боковой, который поет и тропари. Когда-то эта часть утрени проходила, практически, по Уставу: ирмосы песней канона пело сначала духовенство, затем оба хора по очереди. При пении 1 песни канона архиерей в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием и диаконов с подсвечниками кадит весь храм, приветствуя народ. В конце ирмос снова поется верхним хором – как катавасия. На этой службе после каждой песни следует малая ектения, а во время каждой из песней кто-то из священников кадит центр храма. На практике из-за приветствий священников и ответов народа слышно лишь пение ирмосов и катавасий – пение самих тропарей каждой из песней, с их радостью о Воскресшем Господе, прославлением Господа, тонут среди крика заполняющего храм народа. А после 6 песни троекратно поется «Воскресение Христово видевши[218]….» (на практике его пропели лишь два раза) и «Воскресый Иисус от гроба[219]……». Их поют сначала духовенство, а потом оба хора, но так как их принято петь общенародно, то с духовенством их поют все. Перед началом пения 9 песни уже диаконы, кадя приветствуют народ. А потом протодиакон пропевает: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца!», а хор поет ирмос 9 песни канона: Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего. Боковой хор пропевает его второй раз, а затем поет особые припевы к ним, а с ними – тропари 9 песни. Архиерей в это время снова кадит весь храм.

Заканчивается пение канона и духовенство уходит в алтарь. Троекратно (сначала – духовенство, а потом оба хора) пропевается потрясающий по красоте светилен канона: «Плотию уснув, яко мертв. Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». После этого начинается пение стихир Пасхи. Часть стихир поются обычным образом, перемежаясь со стихами из 150 псалма. Раньше они пропевались все, но теперь из них поется лишь одна. После этого начинают петь стихиры Пасхи, перемежающиеся со стихами, упомянутыми в начале описания утрени. Раньше их полностью

пело духовенство, теперь же оно пропевает лишь стихи, а сами песнопения поет боковой хор.

После пения стихир на амвон был вынесен микрофон, перед которым вышедший о.Антоний Новицкий зачитывал традиционное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста в день Пасхи, которое было приведено выше. Его читал о.Алексий Ковалев, делая это настолько хорошо, что в храме в этот момент царила тишина. После окончания чтения традиционно поется тропарь святителю Иоанну Златоусту[220]. Провозглашаются две ектении, а затем утреня завершается, разумеется, пасхальным тропарем. Звучит отпуст и многолетие.

В алтаре проходит проскомидия – первая, подготовительная часть литургии, когда священник готовит Агнец, вырезая его из специальной просфоры, вынимает частицы из просфор, посвященные Божией Матери и святым, а затем – вынимает частицы за тех, кто подал записки о себе и близких своих (раньше записки подавали отдельно на проскомидию и на момент освящения Даров, но теперь разделения нет). На архиерейской литургии будет совершена особая, архиерейская проскомидия, которая проходит во время Херувимской песни. В это время начинается пение Пасхальных часов. Они состоят из пасхальных песнопений и являются одни последованием, повторяющимся вместо 1, 3, 6 и 9 часа (перед вечерней – раньше он неукоснительно пелся на Светлой седмице перед Великой вечерней). На практике это последование поется один раз. В это время духовенство переоблачается из белого в красное….

Литургия.

Начало литургии.

И вот, завершается пение пасхальных часов. Звучит отпуст. Спустя какое-то время духовенство выходит в центр храма. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения….

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни….

И снова внутренность храма троекратно оглашается пением пасхального тропаря, сначала его поет духовенство, а потом - верхний хор, а затем – снова поются те же стихи из 67 псалма («Да воскреснет Бог…») с тропарем. Затем архиерей кадит центр храма и солею. По возвращении его в центр звучит великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Начинается пение 1 антифона. В этот раз, по настоянию правящего архиерея, было возрождена старая практика антифонного пения, то есть, все антифоны, как и положено (и как у нас всегда было на Пасху и двунадесятые праздники, имеющие свои антифоны), поют попеременно оба хора. Итак, антифон 1:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь