Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стих 3: Да исповедятся Тебе людие Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Спаси ны Сыне Божий:
И вот. боковой хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона. Чтец возглашает стихи[221], а хоры по очереди поют тропарь Пасхи, выбирая для этого лучшие распевы. Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[222] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти! В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.». В этот момент на службах двунадесятых праздников и Пасхи должен петься тропарь, но на практике при архиерейском чине духовенство, как на обычной литургии, поет традиционную песнь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Тропарь после этого пропел верхний хор, боковой хор пропевает икос[223], звучащий во время пения канона. А кондак Пасхи[224] традиционно поет духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. Как и накануне, вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся….», напоминающее о древних временах, когда в такие дни совершалось массовое крещение оглашенных. А сегодня они как бы напоминают нам – а являемся ли мы христианами, то есть ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ Христа не по форме, а по сути. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь то же песнопение протяжным распевом. На сей раз возглашал прокимен диакон о.Сергий (Пугач). Он же читал отрывок из книги Деяний Апостольских, которая с этого момента, и до дня Пятидесятницы будет читаться на литургии во время Апостольских чтений. Итак, Деяния Апостольские: 1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 12Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. 13И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. 14Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. Апостол и Евангелист Лука начинает повествование с Вознесения Господня, описывая это событие и добавляя ряд подробностей, которых в Евангелиях нет (например, то, что Господь по воскресении своем не сразу вознесся на небеса, как можно подумать, читая все четыре Евангелия, но 40 дней являлся апостолам и учил). А главное – Господь на вопрос о Царстве Божием указывает им, что не дело людей – знать сроки, ибо Бог положил это в своей власти…. Все зависит от того, когда человечество достигнет этого ужасного состояния, когда существование этого бренного мира придется прерывать, чтобы зло в мире перестало накапливаться…. Для нас важнее то, какими нас самих застанет смерть, ибо в каком состоянии мы умрем, по этому состоянию мы и будем судимы, ведь по смерти уже нет покаяния, а лишь воздаяние по делам человека. Во время чтения протодиакон кадит алтарь и выходя на амвон, громко приветствует народ, заглушая чтение (он не прерывает чтения, так что из-за крика диакона и ответа людей часть текста как бы выпадает). Наконец, чтение завершается. «Аллилуиа» - возглашает диакон, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами Две пары), и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. 19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? 20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. 21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. 22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? 23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. 24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? 26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. 27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. 28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. 30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Ни одно из Евангелий не начинается такими возвышенными строками, как Евангелие от Иоанна. Впрочем, этот возвышенный язык встречается не только в начале. Именно поэтому символом апостола и Евангелиста Иоанна Богослова считает орел. По сути же написанного не скажешь ничего, так что остается молчать… По традиции, на пасхальной службе Евангелие читается на разных языках. Традиционно, диакон читает Евангелие на церковно-славянском языке. При этом сам Владыка Феогност читал текст на современном русском, о.Антоний Новицкий – на греческом, о.Алексий Ковалев – на английском, о.Александр Корниенко – на латыни, а о.Виталий Таашев. Впрочем, на сей раз на разных языках были прочитаны лишь первые строки читаемого отрывка…. Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение «Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. Традиционно в ектению были вставлены прошения о мире и единстве в Церкви, нарушенном после неканоничного решения Константинопольского патриархата о легализации украинских раскольников-филаретовцев, а также прошения об успешном окончании строительства обоих кафедральных соборов6 в Новороссийске и Геленджике. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Пасхи: «Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». На сей раз выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Вот, завершается Евхаристический канон, провозглашена вторая просительная ектения, пропета молитва Господня. Духовенство начинает подготовку Святых Даров для причащения самих себя и народа, а хор поет отдельные строки из 67 псалма, пророчествующие о Воскресении Христовом. разбросанные по всему храму люди, желающие причащаться Святых Таин пробираются к солее. После этого о.Антоний Новицкий зачитывал патриаршее пасхальное послание. Причастников в пасхальную ночь было очень много, так что причащение шло на четыре чаши. В центре верующих причащал сам Владыка Феогност. Вот, это, воистину, пир веры, о котором говорил святитель Иоанн Златоуст. «Телец Упитанный» предлагается всем, кто готовился! Даже не верится, что когда-то в нашем соборе в пасхальную ночь верующих вовсе не причащали. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом. После этого Владыка освятил артос, как особый хлеб, посвящаемый Богу. Напомню, традиция его освящения и последующего раздробления в светлую субботу пошла с тех времен, когда апостолы, совершая трапезу, всегда клали хлеб на место, отведенное Христу, а затем возносили его во имя Господне. Теперь он будет в течение всей седмице пребывать в храме на солее. Также правящий архиерей прочитывает молитву на освящение продуктов, освятив продукты, специально приготовленные для этого случая. Затем окропляет и продукты, которые верующие принесли к амвону, пройдя при этом половину храма. В храме начинается гвалт и суета. Но вот, служба продолжается. Духовенство, как и всегда, в конце службы снова поет пасхальный тропарь (он должен звучать дважды – вместо Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» и в самом конце, на практике же он прозвучал один раз), и звучит отпуст. Проповедей правящий архиерей не говорил, но сразу, поприветствовав народ по-пасхальному, под пение многолетия ушел в алтарь. После этого о.Александр Корниенко прочитал пасхального послание епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста. После этого о.Антоний Новицкий напомнил расписание служб, отметив, что традиционные для Светлой седмицы крестные ходы будут в соборе только до среды включительно (раньше они длились все дни, вплоть до субботы). Впервые за последние лет 15, если не больше, в конце службы священники давали Крест на целование. Раньше духовенство сразу же спешило приступить к освящению пасхальной снеди, так что верующие, ожидающие целования креста, грустно вздыхая, расходились по домам. На этот раз эта ошибка была устранена. Освящение пасхальной снеди началось чуть позднее, при этом народу вокруг храма было удивительно мало. Вот, и закончилась пасхальная служба. По двору бегут иподиаконы, унося сумки и футляры с атрибутами архиерейского богослужения. Полиции за воротами несколько поубавилось, зато перед воротами теперь стоят цыгане, на ломаном русском просящие милостыню. Прохладно, вдобавок, на город спустился туман. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы