День памяти: 17 / 30 апреля
Святой мученик Адриан пострадал во времена императора Декия (249 - 251). Его заточили в темницу. Во время языческого праздника всех заключенных христиан выпустили с тем, чтобы они принесли жертву идолам. Святому Адриану приказали бросить на жертвенник благовонную смолу. Но святой мученик сбросил лежавшие на жертвеннике приношения, разбросал огонь и разрушил жертвенник. Язычники с яростью набросились на него, били палками, железными прутьями, забрасывали камнями, а затем бросили в раскаленную печь (+ 251).
Преподобный Зосима, Соловецкий чудотворец (+17 / 30 апреля 1478)
• Преподобный Зосима Соловецкий .Икона XVI в.
|
Дни памяти: 17 / 30 Апреля, 8 / 21 Августа (перенесение мощей прп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких)
Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей. В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он не раз бывал и где несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием до кончины последнего. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова.
В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель – у Секирной горы. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.
Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки. Преподобный Зосима противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.
Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.
Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.
По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия.
Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением, в частности, новгородские бояре отнимали у иноков улов рыбы. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462-1505) бояре были казнены. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.
Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.
Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 / 30 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.
В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре[262] преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.
В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких было 8 / 21 августа 1566 года на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.
Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа (мощи последнего были принесены в обитель в 1484 году), Соловецких чудотворцев. Монастырь просуществовал до XX века. В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.
В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция.
С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..
В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и
по возобновлении монашеской общины.
В 1925 году мощи святых были вскрыты, но до 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.
С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему времени, прежде всего, во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.
В 1989 году мощи преподобных отцов Зосимы, Савватия и Германа были обретены и предъявлены церковной комиссии, а в 1992 году - переданы Соловецкой обители, которая была вновь открыта в 1990 году.
В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор, где и пребывают до возвращения обратно в зимний храм.