Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 17 / 30 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10 / 23 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника Георгия Петровича Недосекина. Окончил учительскую семинарию и в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ. В 1913 году женился на дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском, Зинаиде. Она в 1905 году окончила епархиальное училище и работала учительницей в селе Новоселки. В школе, кроме других предметов, она преподавала пение, и её школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. Впоследствии у Фёдора Георгиевича и Зинаиды Ивановны родилось восемь детей — пять мальчиков и три девочки. После революции 1917 года Фёдор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. В 1919 году председатель сельсовета дал ему такую характеристику: «Новоселковское Сельское Общество удостоверяет, что учитель Новоселковской школы Фёдор Георгиевич Недосекин, будучи одновременно председателем Новоселковского культурно-просветительного кружка и председателем школьного совета, проявил себя полезным и энергичным работником по народному образованию: поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно-просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения... Организовав кружок, он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции... вёл беседы по сельскому хозяйству... организовал при школе читальню, приобрёл... разные книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор... Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно-вокальные вечера... и организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вёл занятия с учениками не только днем, но и вечером». В 1921 году был рукоположен в сан диакона. В 1922 году рукоположен во священника епископом Гжатским Феофаном к Введенскому храму в селе Семеновском Гжатского уезда. В конце двадцатых годов власти потребовали от отца Феодора уплаты большого налога. Когда он уплатил, налог удвоили, и его уже отец Феодор не смог заплатить. За это он был приговорён к заключению и отправлен на каторжные работы в Камскую исправительно-трудовую колонию №2. Администрация колонии писала о нем: «Находясь на участках Березники и Чуртан, он относился к работе на производстве вполне сознательно... выполняя тяжёлые физические работы, чем служил примером для других заключённых». После ареста отца Феодора все его имущество, включая дом, было отобрано; семья осталась без крова и поехала вслед за ним. Местные власти поселили семью священника в «красном уголке». Отец Феодор вскоре был оправдан судом, и вся семья вернулась в Семеновское, но дом их был занят, а храм закрыт. Отец Феодор отправился в Патриархию, чтобы получить место в одном из храмов Московской епархии, и был направлен служить в храм Казанской иконы Божией Матери в село Иванисово Ногинского района, куда вместе с ним переехала и его супруга с детьми. Прихожане отремонтировали принадлежавшие церкви нежилые постройки, и здесь поселилась семья священника. Прихожане сразу полюбили священника за истовое совершение богослужений, за проповеди и нестяжательность. У него не было никакой установленной платы за требы — кто мог, давал, сколько хотел, а для бедных отец Феодор совершал требы бесплатно. Куда бы и в какое время дня или ночи его ни позвали причастить больного, он никогда не отказывался, а сразу собирался и ехал, а чаще всего шёл пешком. В его приход входили тогда села Иванисово, Афанасово, Бабеево, Степаново, Есино и начинающий строиться город Электросталь, который возводился в основном силами заключённых. В 1932 году в концлагере, занимающемся строительством города, скончался священник — Георгий Николаевич Левицкий. Благочестивые прихожане, жившие тогда в городе, выхлопотали у лагерного начальства разрешение отпеть священника и похоронить его по-православному. Верующие привезли тело отца Георгия в село Иванисово, отец Феодор сам облачил священника и совершил его отпевание. Могилу для него копали отец Феодор и певчие. Когда страдалец был погребён, отец Феодор сказал: «Вот счастливый пастырь, удостоился погребения такого, какое положено, похоронен по-человечески. А других бросят в яму как попало, кверху ногами, и могилу сровняют с землёй». В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились. Некоторые стали говорить отцу Феодору: «Батюшка, смотрите, всех священников забирают вокруг, может быть, вам оставить служение?» Но он на подобного рода предупреждения и уговоры всегда отвечал одинаково: «Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим!» 26 октября 1937 года ночью кто-то постучал в дверь сторожки, где жил священник с семьёй, и из-за двери раздался голос: «Это я, Василий Васильевич!» Это был председатель колхоза. Зинаида Ивановна открыла дверь, и все увидели, что за спиной председателя стоят военные в форме. Отец Феодор все понял и сказал: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить». На столе лежали тетрадки, учебники, они полистали их, затем предъявили ордер на обыск. Взяли серебряный наперсный крест отца Феодора; увидев на божнице ещё два наперсных креста, которые принадлежали его отцу, протоиерею Георгию, взяли и их. Удовлетворившись этим, сказали священнику: «Собирайтесь, одевайтесь, пойдём». Отец Феодор подошёл к детям, всех благословил, а кто из маленьких спал, тех благословил спящих. Затем надел тёплую рясу и ушёл из дома под конвоем сотрудников НКВД. После ареста священника власти приказали сбросить колокола с храма. Прислали рабочих. Вокруг храма собрались верующие, многие плакали, видя, как сбрасывают и уничтожают колокола, столько лет призывавшие на молитву не только их, но и их отцов и дедов. На время следствия отец Феодор был заключён в тюрьму в городе Ногинске. Власти обвинили его в контрреволюционной и антисоветской деятельности. — Контрреволюционной деятельности я не вёл, — ответил священник. — Следствием установлено, что вы после богослужения произносили с амвона проповеди антисоветского характера, — сказал следователь.
— Проповеди мной произносились редко. В отдельных из них я действительно говорил: «Православные, надо укреплять веру в Бога, самим чаще посещать храм Божий и других привлекать к церкви...» — Следствию известно, что вы в беседах с верующими при их обращении к вам с просьбами совершить те или иные обряды вели с ними беседы антисоветского характера. — При обращении ко мне верующих с просьбами совершить обряд крещения или похорон, когда рождение или смерть ещё не были зарегистрированы в загсе, я отвечал, что совершить обряд не могу, так как надо смерть или рождение зарегистрировать в загсе. Если же этого не будет сделано, то меня могут привлечь к ответственности. — Следствие располагает данными, что вы вместе с церковным советом вели активную контрреволюционную деятельность, направленную на срыв проводимых мероприятий. — Членами церковного совета велась активная работа, направленная на то, чтобы вернуть обратно изъятую у нас церковную сторожку, которая оборудована под «красный уголок» Иванисовского колхоза. Я в этом деле никакого участия не принимал, но, наоборот, удерживал их от этой борьбы. 15 ноября 1937 года Тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Приговорённых к длительным срокам заключения отправляли со станции Ногинск. К поезду был прицеплен тюремный вагон. Всех заключённых, среди которых было много священнослужителей, посадили рядом с путями на снег, долго пересчитывали и только после этого впустили в вагон. Отец Феодор был отправлен в концлагерь неподалёку от станции Медвежья Гора, там он работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря отец Феодор в августе 1938 года писал сыну Фёдору, которому было тогда двенадцать лет: «Вот уже десять месяцев исполнилось сегодня, как я с вами расстался. Как хочется теперь мне всех вас видеть!.. За это время ты, наверное, подрос и развился, и поумнел ещё более... Меня постоянно удивляет, что наш географ Юринька не мог на карте найти те места, где я находился и нахожусь. Теперь я поручаю это сделать тебе. Это просто. Возьми обыкновенную карту железных дорог, а у нас такие были, и смотри линию железной дороги от Ленинграда к северу до самого Северного Ледовитого океана и Мурманска. Потом рассмотри в том же направлении Великий Сталинский Беломорско-Балтийский канал — при железной дороге есть Медвежья Гора (там же и канал). Эта Медвежья Гора недалеко (километров тридцать — сорок) от почтового отделения Морская Масельга, там же около канала к северу, где теперь я нахожусь. Бываю и на канале. Будь здоров, счастлив и хорошо учись». Работая на лесоповале, отец Феодор сломал ногу и был переведён на работу в бондарную мастерскую — делать бочки, ушаты и тому подобное. Здесь, несмотря на большие нормы, работать было полегче. С началом Великой Отечественной войны содержание заключённых в лагере резко ухудшилось, иногда их почти совсем не кормили. Из лагеря вблизи Медвежьей Горы отец Феодор был отправлен в Онежский лагерь Архангельской области. Невыносимо тяжёлые условия заключения оказались для него непосильными. Скончался 30 апреля 1942 года и был погребён в безвестной могиле. В 1989 году был реабилитирован. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Документы
Использованные материалы
События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе прошла великая вечерня пасхальным чином. На Великой вечерни возглашался великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори…»[271]. После этого прошла и утреня пасхальным чином с особенностями, о которых выше уже было написано. Вдобавок, к, собственно, пасхальным песнопениям прибавлялись и особые песнопения, составленные для данного дня. В данном случае, они посвящены Божией Матери. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Литургия. В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе. Литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Народа на сей раз, было значительно больше. чем в понедельник. Также довольно много было желающих причащаться Святых Христовых Тайн. Чтения на литургии. Книга Деяний Апостольских: 1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9Парфяне[272], и Мидяне[273], и Эламиты[274], и жители Месопотамии[275], Иудеи и Каппадокии[276], Понта[277] и Асии[278], 10Фригии[279] и Памфилии[280], Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее[281], и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты[282], 11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. 14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16но это есть предреченное пророком Иоилем: 17И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 22Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 37Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа. 39Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. Отрывки из проповеди апостола Петра перед народом. Так сошедший на апостолов Дух Господень преобразил их. Теперь Петр, ранее - малообразованный рыбак, он теперь обрел проповеднический дар, так что его слову, подкрепленному действием Духа Господня, поверили множество людей, так что в тот же день крестилось около трех тысяч человек. И эти малообразованные и простые люди обрели великую силу слова, так что обратили ко Христу многих, чего не смогли бы никакие мудрецы века сего. Таково действие Духа Божия. Дух, поселяясь в человеке, давал его слову великую силу – это видно на примере многих подвижников. Сегодня таких духоносных проповедников нет, отсюда и скромный успех нашей проповеди… Евангелие (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба. 3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. 10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 11И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[283] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40И, сказав это, показал им руки и ноги. 41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43И, взяв, ел пред ними. 44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48Вы же свидетели сему. 49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Господь много раз говорит своим ученикам о своих грядущих страданиях, но они будто не слышат. Теперь они, недоумевая по поводу того, как ТОТ, кого они недавно считали Мессией, вдруг был умерщвлен таким страшным способом. Кое-кто уже сомневается в своей вере. Да, и вести о Воскресении Его они не верят, пока не увидят Христа сами. Что сказать? Их вера, вплоть до сошествия на них Духа Господня, оставалась немощна, как немощна и наша вера… Причастников, как я уже писал выше, было довольно много, сколько раньше бывало только в постные дни. По окончании литургии состоялся крестный ход. Крестный ход, как всегда, останавливался с четырех сторон. После возгласа: «Господу помолимся, рцем вси!», хор пел пасхальный тропарь, а священник приветствовал всех по-пасхальному, кропя Святой водой. На сей раз Евангелие читалось с паперти храма. Читалось евангелие (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. 12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. 13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что' смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь . По окончании службы о.Димитрий. поприветствовал всех, а затем напомнил расписание служб. Проповеди он не говорил… |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы