Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 20 апреля / 3 мая в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских
В миру Иван Федорович Ганицкий, родился 30 июля / 12 августа 1860 года в семье священника[348] Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда[349] Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии Иван Фёдорович был назначен в 1882 году преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии. С 1890 года он служил бухгалтером в Казенной палате. 17 / 30 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома он был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля / 2 мая того же года монах Феодосий был рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха с назначением настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе; 5 / 18 мая переведен в экономы архиерейского дома. 15 / 28 августа иеромонаха Феодосия назначили настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, два месяца спустя, 13 / 26 октября, – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии, а 7 / 20 ноября 1900 года резолюцией епископа Таврического Николая (Зиорова) временно – благочинным всех монастырей Таврической епархии. Согласно указу Святейшего Синода от 17 / 30 декабря 1900 года, иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена, а 28 декабря (10 января) – переведен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря[350]. 1 / 14 февраля 1901 года игумена Феодосия освободили от должности благочинного женских монастырей, а 29 июля / 11 августа 1903 года – и мужских. Вслед за этим – 11 / 24 августа 1903 года – он подал прошение, по которому указом Святейшего Синода был удален от должности настоятеля Балаклавского монастыря с назначением в братство Московского Покровского миссионерского монастыря[351].
Во время Русско-Японской войны, 10 / 23 апреля 1904 года, он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви отряда Красного Креста при братстве во имя святой Евгении, на что получил благословение священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Московского. В действующей армии игумен Феодосий со всем тщанием исполнял возложенные на него обязанности. 10 / 23 ноября 1905 года он возвратился в Москву, в Покровскую обитель, где был награжден многими церковными и государственными наградами за усердие и труды, понесенные во время военных действий. 12 / 25 июля 1906 года был назначен казначеем Чудова монастыря. В 1909 года игумен Феодосий стал настоятелем Московского Златоустовского монастыря. 25 марта / 7 апреля он был возведен в сан архимандрита, а 14 / 27декабря назначен благочинным Московских монастырей. В этой должности он пробыл вплоть до 1920 года, когда по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Тогда святитель патриарх Тихон возложил на отца Феодосия новое послушание – служение Церкви в епископском сане. 18 мая 1920 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. С этого времени и по 1929 год он служил в Успенском соборе Коломны и жил в доме соборного протоиерея Василия Пробатова[352]. Все время своего архипастырства на Коломенской кафедре владыка вел активную проповедническую деятельность, восстанавливал монашескую и вообще церковную, духовную жизнь, тем самым, вызывая раздражение советской власти. Коломенским ОГПУ была привлечена целая сеть осведомителей, в задачу которых входила тщательная слежка за владыкой. Многочисленные рапорты с донесениями о проповедях епископа Феодосия говорят о нестерпимой злобе как к владыке, так и к Церкви в целом. Однако в его вдохновенных речах не было никаких резких или оскорбительных выражений против существующего строя и даже простых намеков на политические обстоятельства того времени. Однако причину для ареста все же удалось найти: в июле 1921 года в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры и во время литургии диакон помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе на первом месте «благоверного государя наследника цесаревича и великого князя Николая Александровича». Епископ Феодосий был сразу же арестован за поминовение членов царской фамилии. Но верующие отстояли своего епископа – собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии об освобождении владыки Феодосия, и властям пришлось отступить. Получив весной 1922 года воззвание патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей из храмов и распоряжение раздать его духовенству для оглашения во всех приходах, владыка не дал своего благословения на прочтение воззвания в храмах. Летом того же года епископ Феодосий заявил о неприятии обновленчества и стал настойчиво порицать обновленцев. В декабре 1922 года владыка был арестован по делу патриарха Тихона и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где он пробыл до освобождения в 1924 году, пока дело не было прекращено Верховным судом СССР. Епископ Феодосий, где бы он ни служил, поминал только местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не поминал власти. Некоторая часть коломенского духовенства боялась следовать в этом за владыкой из опасения репрессий. В Коломне сложилась сложная и напряженная ситуация, и тогда владыка подал прошение митрополиту Сергию об увольнении на покой. 25 сентября 1929 года прошение было удовлетворено. Некоторые клирики, перешедшие в обновленческий раскол, оклеветали архиерея, и через месяц он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Вместе с владыкой было арестовано 18 человек – в основном монахов Старо-Голутвина монастыря[353], единомысленных с владыкой священников, а также близких к нему мирян. 5 декабря 1929 года было зачитано обвинение, в котором говорилось, что: «он изобличается в том, что на протяжении своего пребывания в городе Коломне с 1924 года под прикрытием Церкви и борьбы с безбожием занимался организацией и объединением реакционно-монархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью; вновь стал восстанавливать распущенные в период революции монастыри, которые стали функционировать нелегально, прикрываясь общиной верующих. Руководителями отдельных организаций, монастырей, религиозных общин подбирались и назначались лица из числа непримиримых врагов советской власти, уже отбывавшие за свою контрреволюционную деятельность ссылку. Под общим его, Ганицкого, как епископа руководством и с его ведения из числа упомянутой группы лица вели скрытую и открытую контрреволюционную агитацию…» Выслушав, владыка написал: «В обвинении, мне объявленном, ни в чем себя не признаю виновным, ибо оно голословно и бездоказательно». 3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила епископа Феодосия к пяти годам ссылки в Северный край[354]. 28 мая 1933 года его освободили, разрешив свободное проживание. Епископ Феодосий, которому тогда было уже семьдесят три года, возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района (ныне город Луховицы), неподалеку от храма Казанской иконы Божией Матери. Туда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 года. Погребен он был за алтарём Казанского храма. Почитание Верующие бережно сохраняли и благоукрашали могилу святителя даже во времена самых лютых гонений. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года Феодосий, епископ Коломенский и Бронницкий был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских как священноисповедник. Память его была установлена в день кончины. 16 мая 2006 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение мощей святого. После научной экспертизы, которая подтвердила принадлежность останков святителю, они были положены в раке в Сергиевском храме Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, где почивают и ныне. Фотографии святого пока обнаружить не удалось. Награды
Использованные материалы
События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе прошла великая вечерня пасхальным чином. Вечерня и утреня прошли так же, как и во все дни Светлой седмицы. На вечерне возглашался Великий прокимен: «Возлюблю тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое»[355]. Песнопение «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[356] пел хор. В прошлые годы в пасхальную утреню этого дня всегда вставлялся чин полиелея, посвященный празднику ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА. На сей раз этого не было. Службу совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора. Литургия. В сам день праздника я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора. Икона праздника Живоносного источника Божией Матери в центре была поставлена, наряду с иконой Воскресения Христова, уже ближе к концу службы. Чтения литургии. Сначала – чтения Светлого пятка и отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. 2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. 3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. 4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. 5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. 6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. 7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. 9И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; 10и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. 11И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. 12Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? 13Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. 14Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. 16И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. 17Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; 18Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. 19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. 24И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. 25Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. 26Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших. Первое чудо, которое совершает Бог через апостолов. Таково действие Божественной Благодати, нисшедшей на них. Надо ли говорить, что страдания от немощи тела попускаются человеку, дабы ограничить его волю ко греху. А здесь человек этот оказался вполне достоин такого благодеяния к себе уже потому что это чудо было совершено… Евангелие (от Иоанна): 1На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. 5Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха 10и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. 12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. 13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. 18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. 23И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех 25и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. Господь в первый раз, придя в Иерусалимский храм, изгоняет оттуда торговцев. О последнем таком действии Христа пишется много, а вот об этом не упоминается, а на службе читается лишь один раз – в Светлую пятницу. Это вызывает озлобление иудейских начальников, которые начали возмущаться, дескать, какое имеет Он право так поступать. Они, несомненно, имели от этого доход, но двор храма, где молился народ, превратился в базарную площадь с криком людей и животных, гомонов и запахами, характерными для такого места. Неудивительно, что Господь изгнал их оттуда (попробуй-ка помолись среди такого гомона и в такой атмосфере). И здесь Господь впервые говорит о своей будущей смерти и Воскресении, из-за чего, собственно, эти слова в этот день и читаются. И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Апостол призывает к единомыслию и братолюбию. приводя в пример Христа, который ради спасения человека сам стал человеком, добровольно принял на Себя гонения и самую смерть, хоть вовсе не обязан был этого делать. К такой же любви, к готовности жертвовать своими интересами, благополучием ради ближнего призываемся и мы, не деля притом, ближних на своих и чужих, родных и неродных, но имея ко всем ровное отношения, видя во всех образ и подобие Божие. Евангелие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Глава 11. 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. 2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. 5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. 8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. 14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. 16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. 17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. 20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. 23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого. 27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. И традиционное для Богородичных праздников чтение о Марфе и Марии. Речь, конечно, о тех самых Марфе и Марии, сестрах праведного Лазаря. Господь пребывает у них, проповедуя. При этом одна из них озабочена тем, как бы всех накормить. Похвальная забота. Однако, она при этом так увлечена суетой, что, возможно, вовсе не слышит того, что Господь говорит. Но она при этом ясно видит, что ее сестра ей не помогает. Поэтому и слова ее не о том, что Господь говорит, а о том, что ее сестра ей не помогает. И она укоряет Христа за то, что Он не призывает Марию присоединиться к сестре. Но сестра ее внимательно слушает Христа, не просто слушая ушами, но внимая умом, дабы выполнять все сказанное. Именно поэтому Господь ублажает именно Марию, которая «благую часть избрала». Мы часто, казалось бы, внимательно слушаем Слово Божие, иной раз читая и Евангелие, но почти не стараемся все это выполнять на деле. А Марфу Господь укоряет, по сути, говоря о том, что большая часть хлопот, которыми он увлечена, пустые. Трудолюбие – качество очень хорошее. Однако как часто трудолюбивого ловит дух суеты, нося его от одного дела к другому, пока не бросает его, лишенного сил, глубокой ночью, не давая времени ни помолиться, ни просто подумать о Боге, о спасении. Как часто, дух суеты под видом срочных дел подсовывает человеку те, что не обязательно делать здесь и сейчас, но не просто так, а с целью отвлечь от Бога. Так и здесь Марфа увлечена своими хлопотами как раз в то время, когда Господь проповедует. То есть, дело не в том, чтобы не работать, а в том, что труд физический и труд духовный соизмерять и делать каждый в свое время. К слову, этот отрывок читается в Богородичные праздники именно потому что, как считается, Матерь Божия сочетала все это в своей жизни наиболее удачно…. Причастников в этот день было довольно много, учитывая относительно небольшое число верующих. В конечную часть литургии был вставлен молебен с малым чином освящения воды. Когда-то при совершении такого молебна в дни с пятницы Светлой седмицы и до недели Антипасхи все обычные песнопения, характерные для этого молебна, опускались, а вместо них использовались пасхальные, в том числе, ирмосы пасхального канона. Точно также было и в Горном. Ныне же при этом используются песнопения, используемые на этом молебне обычно. Начинался он песнопениями, посвященными Божией Матери, а также чтением длинного перечня тропарей, посвященных также Божией Матери, а также Архангелам, Ангелам и всем святым.). После этого – возглашался прокимен и читались Апостольское и Евангельское чтение, традиционное для молебна. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. 10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. 11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. 13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. 14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. Евангелие (от Иоанна): 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда[357], при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. 30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. 32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. 33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? После этого возглашалась сугубая ектения, обычно совершаемая в конце молебна (обычно после данных песнопений бывает великая ектения с возглашением особых прошений об освящении и благословении воды. Затем была прочитана молитва на освящение воды, но предназначенная не для обычного водосвятного молебна, а молебна, совершаемого по заказу верующих (до революции такие молебны священник совершал на дому у верующих по их просьбам, отсюда и особый чин). Уже после окончания молебна и отпуста начался традиционный крестный ход с пением ирмосов пасхального канона, а также остановками с четырех сторон храма и возглашением «Господу помолимся, рцем вси», в ответ на что следует пасхальное приветствие, а хор поет пасхальный тропарь. С паперти храма читалось Евангелие (от Матфея): 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. 9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. 11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. 15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. По окончании службы о.Антоний напомнил всем историю праздника (о ней выше можно прочитать подробней), а также поблагодарил всех за молитву, а также напомнил расписание служб. Также он говорил о необходимости подходить ко причащению Святых Христовых Тайн с благоговением, помня о том, что причащаются они Тела и Крови Христовых, но не по привычке. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы