Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предшественник Владимира на Киевском столе князь Ярополк



Киевский князь Ярополк был сыном князя Святослава Игоревича. Относительно даты его рождения что-то определенное сказать трудно. В 970 году Святослав, уходящий в поход в Дунайскую Болгарию, посадил Ярополка на княжение в Киеве. Через два года, после гибели Святослава, Ярополк стал полновластным князем. Сведений о его княжении сохранилось мало. Если верить В.Н.Татищеву, то: «Ярополк бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяше христианы, и асче сам не крестися народа ради, но не кому не претяше».[1] В 977 году Ярополк пошел войной на своего брата Олега, княжившего в Древлянской земле. Олег потерпел поражение и погиб. Младший брат Ярополка и Олега Владимир княжил в Новгороде. Услышав о поражении и гибели Олега, он бежал «за море». Там Владимир сформировал варяжскую дружину и, вернувшись на Русь, выступил против Ярополка, который затворился в Киеве. Сначала Владимир захватил Полоцк. Там княжил варяг славянского, видимо, происхождения Роговолод.[2] К его дочери Рогнедь (или Рогнеде) сватался Ярополк. Владимир также просил ее у Роговолода себе в жены. Рогнеда ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка».[3] Согласно русскому обычаю, хотя и довольно поздно зафиксированному, жена перед первой супружеской ночью разувала мужа. У некоторых германских народов, напротив, есть обряд обувания женихом невесты. Ответ Рогнеды был оскорбителен для Владимира, который был сыном рабыни Малуши. Взяв Полоцк, он умертвил Роговолода и двух его сыновей и взял Рогнеду себе в жены. Впоследствии она родила Владимиру четырех сыновей, в том числе Ярослава Мудрого. Затем Владимир двинулся на Киев. Ярополк не смог оказать достойного сопротивления. Владимир сумел подкупить главного воеводу своего брата. Этого воеводу звали Блуд (или Буды). Блуд уговорил князя Ярополка бежать из Киева в крепость Родню на реке Рось. Владимир осадил Родню. Блуд уговорил Ярополка сдаться. Когда Ярополк входил в Киеве в терем Владимира, его в дверях закололи мечами варяжские наемники.

Женой Ярополка была гречанка, отличавшаяся своей красотой. Она прежде была монахиней. Святослав пленил ее и отдал своему сыну Ярополку. После гибели Ярополка, Владимир, не смотря на ее беременность, сделал ее своей наложницей. Гречанка родила сына по имени Святополк. Владимир не любил его, но признал своим сыном.

Митрополит Макарий (Булгаков) был склонен объяснять предполагаемое благоволение Ярополка к христианам влиянием бабушки княгини Ольги и жены-гречанки: «Склонность к христианству … он мог получить во время своего воспитания от благочестивой бабки своей Ольги, а поддержать эту склонность и расположить к христианам могла христианка, похищенная отцом его из какой-то греческой обители и отданная ему в супружество».[4] Голубинский и Карташев видели в благожелательном отношении Ярополка к христианству влияние княгини Ольги. Евгений Евсигнеевич Голубинский по этому поводу пишет: «Мы не имеем никаких оснований предполагать об Ярополке ни самое худшее, ни даже просто худое, а напротив имеем решительные основания предполагать самое лучшее. Не менее как до 10-ти, а может быть и до 12-ти, летнего возраста оставалась в живых бабка его Ольга, которая и была собственною его воспитательницей вместо постоянно отсутствовавшего Святослава. Правда и сам Святослав воспитан был Ольгой, и однако она не успела сделать из него ни внешнего ни внутреннего христианина. Но чрезвычайно редки примеры, чтобы два человека сряду – отец и сын выходили такими своеобразными людьми, каков был Святослав».[5] Голубинский считал, что «если бы он жил долее, то очень может быть, что не Владимир, а он был бы крестителем всей Руси».[6]

«Никоновская летопись» под 979 годом кратко сообщает о посольстве к Ярополку от папы римского: «Приидоша послы к Ярополку из Рима от папы».[7] Любопытно, что посольство от папы пришло вслед за посольством от византийского императора. О.М. Рапов считает, что, хотя из летописного сообщения «не видно, что на переговорах в Киеве был поставлен вопрос о положении христиан на Руси и что русские христиане в результате переговоров получили какие-то привилегии, однако немедленное прибытие в Киев вслед за византийским посольством миссии из католического Рима свидетельствует в пользу того, что на Руси в это время возникают благоприятные условия для существования христианских общин. Если бы дело обстояло иначе, то папская курия не стала бы посылать своих легатов в Киев. Какие вопросы могли обсуждать послы римского папы с Ярополком? Несомненно, только те, которые касались положения католиков на Руси, а также вопросы, связанные с распространением католичества в пределах Киевской державы. В Риме, видимо, быстро заметили, что на Руси наступили иные времена, прекратились гонения на христиан. А византийская церковь стремится утвердиться в крупнейшем государстве Восточной Европы. В связи с этим папская курия и предпринимает шаги, направленные на создание благоприятных условий для проникновения католичества на Русь. К сожалению, о результатах этого посольства из Рима Никоновская летопись не сообщает».[8]

Историк В.А. Пархоменко[9] считал, что Ярополк отличался симпатией к Риму. Он полагал, что в этом отношении на Ярополка сильно влиял польский князь Мечислав (Мешко) I, который в 60-е годы принял христианство латинского образца и крестил свой народ. Пархоменко считал, что примерно за год до своей кончины Ярополк принял католичество. При этом он опирался на западные источники – написанное в 1041-1042 годах Петром Дамиане «Житие блаженного Ромуальда» и «Хронику продолжателя Адемара Шабаннского», написанную около 1030 года. В этих источниках крестителем какой-то Руссии представлен католический миссионер Бруно-Бонифаций. Аргументация Пархоменко несостоятельна. В житии Ромуальда в ««Хронике продолжателя Адемара» речь идет, скорее всего, о русах (рутенах) из южнобалтийского Поморья. К тому же Бруно-Бонифаций родился примерно в 975 году и никак не мог быть крестителем Ярополка.

Против того, что Ярополк принял христианство, есть два возражения. Ярополк был, как мы говорили, женат на гречанке, бывшей монахине, которая осталась после него беременной. Однако летописцы, вместе с тем, отмечают факт его сватовства незадолго до гибели к полоцкой княжне Рогнеде. Если бы Ярополк был христианин, то он не стал бы свататься, уже имея жену. Правда, это возражение можно отвести, если предположить, что Ярополк крестился в последний год своей жизни. Есть и еще одно возражение: под 1044 годом в «Повести временных лет» говорится о том, что Ярослав крестил кости Ярополка и его брата Олега. После этого странного действия кости были положены в христианской церкви. Полагают, что Ярослав посмертно совершил «таинство крещения» над останками своих дядей. Впрочем, этот эпизод можно истолковать и в прямо противоположном смысле. Можно ли предполагать, что князь Ярослав Мудрый был настолько безграмотен как христианин? И почему его не вразумило духовенство? Другая трактовка этого события: речь может идти об омовении костей перед их перезахоронением в церкви. «Крстить» – по-славянски означает «погружать в воду», «омывать», отсюда слово «крещение». Тогда придется признать, что крещение при жизни приняли не только Ярополк, но и Олег. Они могли быть крещены в детстве бабушкой святой Ольгой.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь