Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможные объяснения похода на Корсунь



Для того чтобы сделать попытку разобраться, когда и где крестился князь Владимир и почему он осадил Херсонес, следует разъяснить политическую ситуацию того времени. Как уже говорилось, в то время в Византии царствовали молодые императоры Василий II и его брат Константин VIII. Василий II был деятельный и энергичный человек, в отличие от его брата Константина, который был императором лишь номинально. В 986-987 году братья оказались перед лицом серьезных опасностей. В 986 году византийское войско было разгромлено болгарами. В начале 987 года бывший византийский полководец Варда Склир вместе с арабами вторгся в пределы империи. Еще в 979 году Варда Склир предпринял мятеж против императорской власти. Тогда этот мятеж был подавлен военачальником Вардой Фокой, который ранее сам поднимал мятеж против Иоанна Цимисхия. Склир бежал к арабам в мусульманский халифат. В начале 987 года он был выпущен арабами и стал захватывать принадлежащие империи крепости. На борьбу с ним вновь был послан военачальник Варда Фока, который пленил Склира. В августе или в сентябре 987 года Варда Фока сам поднял мятеж. Он провозгласил себя императором, овладел Малой Азией и подтянул свои силы к проливу Босфор, намереваясь начать блокаду столицы. Варду Склира он сделал своим помощником. Император Василий II обратился за помощью к Киевскому князю Владимиру Святославичу. Надежда Ильинична Милютенко считает, что возможно император Василий II обратился к князю Владимиру еще раньше, не доверяя Варде Фоке. Владимир поставил условием оказания помощи Византийским императорам заключение своего брака с сестрой императоров. Императоры были вынуждены согласиться. В конце 987 или в начале 988 года в Византию прибыло шеститысячное войско, посланное князем Владимиром. С его помощью мятежник Варда Фока был побежден в сражении при Хрисополе, располагавшемся на азиатском берегу Босфора. Сражение это состоялось в 988 году. Точная дата его неизвестна. Византийский историк Георгий Кедрин,[30] рассказывая о подавлении восстания Варды Фоки, пишет, что когда отряд Варды появился под Хрисополем, то император Василий II «приготовил корабли и посадил на них русь, так как кстати он призвал к себе из них союзную (военную) силу и сделал зятем князя их Владимира по сестре своей Анне; переправившись с ними, он неожиданно нападает на врагов и легко захватывает в свои руки».[31] Об этом же рассказывает византийский историк и канонист Иоанн Зонара, живший в XII веке: «Когда Дельфина (сторонник Фоки) расположился лагерем против Хрисополя, император напал на них с русским народом, потому что он, устроив родственный союз с князем их Владимиром через сестру свою Анну, получил оттуда вспомогательный военный отряд: он одержал верх над противниками».[32] 13 апреля 989 года состоялось сражение при Авидосе. Войско Варды Фоки было разгромлено войском, составленным из русского отряда и верных императорам византийских солдат. Сам Варда Фока при этом скоропостижно скончался. Окончательно восстание было ликвидировано к ноябрю 989 года, когда императорским войскам сдалась Антиохия – последний оплот мятежников. Другой мятежник Варда Склир получил прощение, но вскоре скончался.

О событиях, связанных с мятежом Варды Фоки, повествует также арабский хронист Яхья Антиохийский. Яхья родился около 980 года, следовательно, был ребенком, когда произошло крещение Руси при князе Владимире. Яхъя рассказывает о событиях, связанных с крещением Руси так: «И стало опасным дело его (императора Василия II), и был им озабочен царь Василий по причине силы его (Варды Фоки) войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов, а они враги его, - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре Василия после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры.[33] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда решено было между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушею в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел царь Василий приморскою областью, и захватили все суда, которые были в руках Фоки». Об этом же повествует другой арабский писатель Абу Шуджа Ар-Рудравари[34]: «Когда их (императоров Василия и Константина) положение поколебалось, они вступили в переговоры с царем русов. На это он предложил им выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина была подарена ему (царю русов). Он послал им обоим на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги. Когда помощь прибыла в Константинополь, они переправились через море на кораблях для встречи с Вардисом (Фокой). Тот, глядя на них, не придал им значения и подшучивал над ними: как это они так самонадеянны в своем предприятии! Едва они высадились на берег и оказались на одной земле с врагом, как разгорелся между ними бой, и победителями вышли русы. Они убили Вардиса (Фоку) и войска его рассеялись». Наконец, еще один автор, повествующий о этих событиях, армянин Степанос Таронский.

Когда князь Владимир женился на византийской принцессе? Ни арабские писатели, ни Георгий Кедрин, ни Степанос Таронский не называют точной даты, однако из их сообщений складывается впечатление, что брак был заключен до победы над Вардой Фокой.

Византийские и арабские источники ничего о нападении русских на Херсонес не сообщают. Это, впрочем, не удивительно. Слишком важные события происходили тогда в районе Константинополя. Лишь Лев Диакон, современник описываемых событий, описывая «огненные столпы»[35] на небе и яркую комету, которую видел в Константинополе в 989 году[36], замечает, что эти явления предвещали (в последнем переводе вместо слова предвещали стоит слово знаменовали) взятие тавроскифами Херсонеса и взятие болгарами Верреи. Если речь идет о взятии Херсонеса князем Владимиром, то в таком случае получается, что оно имело место в 989 году. Следовательно, крещение Руси произошло не ранее 990 года. Конечно тавроскифы, взявшие Херсонес, могли и не быть войском князя Владимира. В конце X века русских обычно называли уже росами, а не тавроскифами, но сам Лев Диакон нередко именует русских тавроскифами. К тому же соответствующее место у Льва можно перевести и так, что огненные столпы и комета видели на небе после взятия Херсонеса и Веррии. 

 Почему князь Владимир напал на Херсонес? Существуют разные гипотезы для объяснения этого деяния Владимира. В древнем житии князя Владимира говорится, что он, «познав святую греческую веру, подобную свече на светильнике, сказал про себя: «Сделаю так, пойду в землю их и пленю города их, и найду учителей». Что задумал, то и сделал: пошел и взял город Корсунь». Митрополит Макарий (Булгаков) высказал мнение, что князь хотел с помощью взятия Херсонеса добиться крещения Руси на приемлемых условиях: «Владимир мог бы, конечно, письменно обратиться к греческим императорам с просьбою, чтобы они выслали в Россию проповедников веры и нужные церковные утвари. Но для сего ему надлежало употребить великие издержки, послать, может быть, богатые дары самим императорам и Цареградскому патриарху и доставить все средства, необходимые для прибытия греческих проповедников в Киев вместе с церковными утварьми. А главное, это не могло обойтись без некоего унижения для великого князя русского. Византийский двор, при всей своей слабости, надменно и с презрением обходился с варварами, когда они являлись при нем или обращались к нему без оружия. Владимир знал, как принята была в Константинополе бабка его Ольга,[37] как поступили потом греки с родителем его Святославом, и справедливо мог ожидать, что не лучше поступят и с ним, если он прибегнет с греческими императорами с покорнейшею просьбою. И вот, он поднимает оружие, овладевает греческим городом Херсоном и не только без унижения для себя, напротив, с полным достоинством заставляет греков исполнить все его требования».[38] Для подтверждения своего мнения митрополит Макарий ссылается на составленную в царствования Иоанна IV «Степенную книгу»: «Точно такую же мысль о цели похода Владимирова на Корсунь встречаем и в Степенной книге: «Начаша же воинство совокупляти на греческий град Корсунь, и моляшеся сице: Господи Боже Владыко! сего у Тебя прошу, да ми даси град той, да прииму его и оттуду приведу люди христианы и презвитеры на свою землю, и да научит мене и людей моих закону христианскому. Еже и бысть по прошению его, яко услыша Бог молитву его».[39]         

 Польский историк Анджей Поппэ[40] выдвинул версию, согласно которой князь Владимир, напав на Херсонес, действовал как союзник византийского императора. Из истории Византии известно, что Херсонес неоднократно бывал на стороне мятежников против императорской власти. Мог он и на сей раз оказаться на стороне Варды Фоки. В таком случае князь Владимир воевал против мятежников. Никакими источниками эта гипотеза не подтверждается и явно противоречит русским источникам. В 1015 (год смерти князя Владимира) или 1016 году такое событие действительно имело место. Русские войска воевали к Таврии совместно с византийцами.

Более распространенной является версия, согласно которой князь Владимир предпринял осаду Херсонеса после того как императоры отказались исполнить договор и не отправили принцессу Анну князю Владимиру. После взятия князем Владимиром Херсонеса императоры вынуждены были послать свою сестру к князю Владимиру. Эта версия хорошо соответствует «Повести временных лет», однако делает маловероятным 988 год как дату Крещения Руси. Протоиерей Лев Лебедев и еще некоторые историки считают, что это противоречие можно разрешить. Они предлагают следующую версию. Согласно ей императоры замедлили отправить принцессу Анну к князю Владимиру, надеясь обойтись без этого унизительного для Империи брака. Князь Владимир, вышедший с войском к днепровским порогам (а Иаков Мних сообщает, что князь Владимир «на другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял»), чтобы обезопасить путь для Анны, решил напасть на Херсонес. Случилось это ранней весной 988 года. После взятия Херсонеса князь Владимир добился направления Анны к нему, а сам направил шеститысячный отряд на помощь императорам. Однако эта версия вступает в противоречие с летописным сообщением, что князь Владимир простоял под Корсунью долго.

Считается вероятным, что царевну Анну к князю Владимиру сопровождал митрополит Феодор Ефесский.[41] Надежда Ильинична Милютенко полагает, что он мог рукоположить для Новгорода епископа Иоакима Корсунянина.

Вероятно, супружество князя Владимира с принцессой Анной принесло ему соответствующий титул. До нашего времени сохранились монеты князя Владимира, на которых он изображен в царских одеждах. «На этих монетах он представлен с теми же атрибутами императорского облачения, какие мы находим на монетах византийских, с византийской императорской короной на голове. В правой руке он держит скипетр с крестом. Одежда Владимира соответствует императорской…».[42] Как отмечает Н.И.Милютенко: «Святой Владимир был первым русским князем, чеканившим свою монету. После него это делали лишь Святополк и Ярослав очень непродолжительное время, а затем чеканку возобновили только в XIV в. Все исследователи согласны, что монеты св. Владимира носили прежде всего парадный характер и выпускались не для обыкновенного денежного обращения. В этих целях на Руси ходила арабская монета и весовое серебро».[43] Следует также отметить, что в «Похвале кагану нашему Владимиру» митрополита Илариона и в древнем житии князя Владимира он именуется каганом. Как отмечает Аполлон Григорьевич Кузьмин, на Востоке этот титул приравнивался именно к императорскому, хотя византийцы и отказывались признавать его таковым».[44]   

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь