Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вводные слова и предложения



Вводными называются знаменательные слова, словосочетания, предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, дающие оценку высказыванию, характеризующие способ его оформления и т.д.

К вводным конструкциям нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и грамматически не связаны с другими членами.

Вводным конструкциям присуща интонация вводности, которая выражается в понижении голоса и более быстром темпе их произнесения по сравнению с основной частью предложения.      Примеры:

Всякий человек, бесспорно, в своих поступках волен (И.С. Тургенев); К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул (И.С. Тургенев);  Стало быть, вы не хотите перейти во владение к Троекурову  (А.С. Пушкин); Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (М. Шолохов); Вечер провел я, по обыкновению своему, у коменданта (А.С. Пушкин); Ты, сказывают, петь великий мастерица (И.А. Крылов); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И.С. Тургенев).

Благодаря разнообразию выражаемых значений вводные слова и сочетания используются во всех речевых стилях.

Из морфологических способов для выражения значений вводности наиболее важны модальные слова, образующие особую лексико-грамматическую группу, многие слова из которой выполняют только функцию вводных слов (вероятно, видимо, следовательно, пожалуй, впрочем, дескать, итак и др.).

По своей морфологической структуре вводные слова неоднородны и по соотношению со словами других частей речи делятся на следующие группы:

 1) именные - соотносятся с именами существительными (без предлога или с предлогом), субстантивированными прилагательными, местоимениями (с предлогом): правда, без сомнения, по сути, к счастью, на беду, по слухам; между прочим, в общем, самое главное; кроме того, напротив того и др.;

2) наречные: обычно, вернее, короче, кстати, по-видимому и др.;

3) глагольные: говорят, видишь (ли), представьте себе, выходит, помнится, кажется, иначе говоря, мягко выражаясь и др.

Вводные предложения, включенные в основное предложение, выполняют те же функции, что и вводные слова и сочетания. От вводных слов и сочетаний они отличаются относительной смысловой законченностью и синтаксическим строением. Вводные предложения могут быть построены по схеме двусоставного или односоставного предложения. Интонационно они всегда выделяются паузами, более низким тоном произнесения и быстрым темпом речи.

Вводные предложения располагаются чаще всего в середине предложения, реже –в конце или начале его. Они включаются в основное предложение и без союзов, и с помощью союзов и союзных слов (как, что, если, сколько), например:

Я всякому, ты знаешь, рад (А.С. Грибоедов); За ближайшими холмами, как доложил наблюдатель, передвигались немецкие танки (К. Симонов); … И этот голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал (М.Ю. Лермонтов); Сама же барыня – говорили о ней – не умеет отличить буженину от телятины (М. Горький).

 

Вставные конструкции

Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые дополняют, уточняют, поясняют основное предложение добавочными сведениями, попутными замечаниями, различными поправками. Они заключаются в скобки, выделяются знаком «тире» или отделяются запятыми, например:

Однажды – не помню почему – спектакля не было (А.И. Куприн); Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (А.П. Чехов); Петр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тетки) и стал молча пить чай (А.П. Чехов).

Если внутри вставной конструкции есть знаки препинания, то они сохраняются, например:

Вашей сестре (или сестрам, если они обе в Москве) привет и пожелание счастья (А.П. Чехов).

Вставные конструкции не связаны с основным предложением; интонационно в нем изолированы, выделяются значительными паузами; могут относиться как к предложению в целом, так и к отдельным его членам.

 

Обращение

Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), к которому адресована речь.

 Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте: в начале, в середине или в конце предложения, например:

Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы (А.С. Пушкин); Зачем же, поле, смолкло ты и поросло травой забвенья? (А.С. Пушкин); Как недогадлива ты, няня! (А.С. Пушкин).

Обращение не является членом предложения. На письме оно выделяется знаками препинания (запятой или восклицательным знаком), в речи сопровождается особой звательной интонацией (обращение произносится с усиленным ударением), которая особо ярко выделяет обращение, стоящее вне предложения, например:

Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани (М.Ю. Лермонтов).

К основным способам выражения обращений относятся:

1) имена существительные в форме Именительного падежа или субстантивированные части речи (т.е. перешедшие в имена существительные), например:

Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья (А.С. Пушкин); Большие и дети, берите билетик! (В. Маяковский); Жизнью пользуйся, живущий (В. Жуковский); - Здорово, шестая! – послышался густой спокойный голос полковника (А.И. Куприн).

 2) Для разговорной речи характерны усеченные формы существительных для выражения обращений, а также повтор существительных с частицей а, который используется с настойчивой целью добиться ответа, например:

Мам, пап, Саш, Свет; - Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (И.С. Тургенев); - Нина, а Нин, поди сюда (К. Федин).     

3)Также в разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы, которые обусловлены контекстно или ситуативно. Они называют адресата по какому-либо признаку, например:

- Эй, на лодке! Освободите левый борт (Б. Полевой); Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Я цену настоящую давно узнал огню (И. Груздев).

Различаются обращения нераспространенные (выраженные одним словом) и распространенные (при слове-обращении имеются пояснительные слова).

Распространенные обращения характерны в основном для художественных произведений, они характеризуют лицо или предмет, передают отношение к нему, например:

Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою! (А.С. Пушкин); Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).

Сфера распространения обращений широка. Они употребляются в разговорной речи, особенно диалогической, где называют адресата речи. В поэтической и ораторской речи обращения выполняют особые стилистические функции, выражают экспрессивно-оценочные значения.

 

 

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь