Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личность М. А. Булгакова. Очерк жизни и творчества. Гонения на Булгакова. Запреты на печатание его произведений.



Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь, на Воздвиженской улице, в Киеве.

Крестили Михаила Булгакова в Крестно-Воздвиженской церкви на Подоле 18 мая. Его крёстной матерью была его бабушка Булгакова Олимпиада Ферапонтовна. Крёстным отцом был Николай Иванович Петров.

В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

В 1909 году Михаил Булгаков окончил первую Киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил — терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппе (1892—1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, достойную по тем временам сумму. М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг: «Мать ругала за легкомыслие. Придём к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

 После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Будучи в составе российской армии, он работал военным врачом во время Брусиловского прорыва, пребывая в Каменце-Подольском, а затем — в Черновцах. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог.

Во время Гражданской войны в последние дни Гетманата (декабрь 1918 года) записался добровольцем (по иным сведениям, был мобилизован) в офицерские дружины для защиты Киева от войск Директории. В феврале 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, по его воспоминаниям, работал врачом Красного креста. После взятие Киева Добровольческой армией в августе 1919 года ушёл в Вооруженные силы Юга России и был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горских племён. Печатался в газетах («Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В 1919 он приступил к литературной деятельности, в 1920-21 жил во Владикавказе. В годы гражданской войны недолго был в рядах деникинской армии. В 1921 Булгаков переехал в Москву и стал писать для многих газет и журналов. В частности, в 1922-24 он писал для газеты «Накануне», выходившей в Берлине и симпатизировавшей Советскому Союзу. Булгаков постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», что и свело его с И. Бабелем, И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей, К. Паустовским и Е. Петровым. Только по прошествии 50-ти лет эти фельетоны и заметки, весьма важные в качестве материала для его поздних произведений, были собраны и изданы в Кельне.

Первый роман Булгакова Белая гвардия (1924) публиковался в журнале «Россия», но не до конца, журнал вынужденно прекратил свое существование. Единственной книгой, опубликованной при жизни автора, остался сборник Дьяволиада (1925), включавший в себя пять сатирических рассказов.

По инициативе Московского Художественного театра Булгаков создал на основе романа Белая гвардия пьесу Дни Турбиных (1926), которая была допущена к постановке после серьезных осложнений. Несмотря на грубые нападки со стороны РАПП, в результате которых пьеса была под запретом с 1929 по 1932, Дни Турбиных до 1941 успешно шли на сцене театра (987 спектаклей).

Первая современная сатирическая пьеса Булгакова Зойкина квартира (1926) шла на сцене в 1926 и 1927, но только в 1982 она была напечатана в СССР. Другая сатирическая пьеса Булгакова Багровый остров (1927) выдержала лишь несколько представлений. Вторая драма Булгакова из времен революции Бег, создававшаяся в 1926-28, была запрещена незадолго до премьеры.

Многочисленные прозаические и драматические произведения Булгакова оставались неопубликованными, критики старались всячески опорочить его имя. В июле 1929 – марте 1930, когда уже не ставилось ни одной пьесы и в печати не появлялось ни строчки Булгакова, он обратился с письмами к таким влиятельным лицам как Горький и Сталин, прося о разрешении на выезд или хотя бы о возможности зарабатывать на жизнь при театре. Реакция со стороны Сталина последовала 18 апреля 1930 (через четыре дня после самоубийства Маяковского), это был личный телефонный звонок, после которого Булгаков с 1930 по 1936 смог работать ассистентом режиссера в Московском Художественном театре.

Его пьеса о конфликте гениального художника с государством Кабала святош (Мольер), написанная в 1930-36, была искажена при постановке и вскоре снята с репертуара; после 1932 на сцене удерживалась только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя.

В 1936 Булгаков перешел в Большой театр, где зарабатывал на жизнь в качестве оперного либреттиста и переводчика. Все написанное им оставалось в рукописях. Уже на смертном одре, ослепнув, он диктовал поправки к своему главному прозаическому произведению Мастер и Маргарита (1928-40). В 1941 в Ленинграде и Москве недолгое время шла его пьеса Дон Кихот, написанная в 1938. В 1943-48 на сцене шла драма Булгакова о Пушкине Последние дни, написанная в 1934-35.

Имя Булгакова было вычеркнуто из планов издательств и учебников по литературе. Творческое наследие писателя сохраняла его вдова, Елена Сергеевна Булгакова. Лишь после смерти Сталина, с 1955 произведения Булгакова стали появляться в печати и на театральной сцене благодаря активной поддержке В. Каверина и К. Паустовского. Сначала, в 1955 были опубликованы пьесы Дни Турбиных и Последние дни; сборник 1962 года содержал напечатанные впервые пьесы Бег, Кабала святош и Дон Кихот. Однако сатирические пьесы Булгакова и тогда публиковались только на Западе. До сих пор известны только двенадцать пьес из тридцати, предположительно написанных драматургом.

В 1965 в журнале «Новый мир» был опубликован Театральный роман, написанный в 1936-37; эта публикация содействовала тому, что через 25 лет после смерти писателя его проза, хотя и не целиком, вернулась в русскую литературу. Роман Мастер и Маргарита вышел в свет в 1966-67 с существенными цензурными купюрами. После того как роман был без купюр опубликован на Западе, вышло новое советское издание (1973), также без купюр. Возвращение Булгакова в советскую литературу вызвало на Западе целую волну исследовательских работ.

Булгаков является одним из самых значительных русских писателей этого столетия. Значение его как сатирика находится во всегдашнем противоречии с учебниками советской литературы, где ему отводится незначительное место. В его творчестве можно выделить четыре главных темы.

В произведениях Белая гвардия, Дни Турбиных и Бег он изображает, отступая от общепринятой схемы, патриотические и идеалистические мотивы, руководившие белыми. Сюда же примыкает и его известный рассказ Ханский огонь.

Врачебная практика дала Булгакову материал для таких произведений, как Записки юного врача (написаны в 1925-27, впервые напечатаны в 1963), Роковые яйца, а также гротесковой повести Собачье сердце, остро остраняющей современность (написана в 1925 и только в 1987 напечатана в СССР, на Западе вышла в 1968). Эта повесть представляет собой искусный сплав формы рассказа от первого и третьего лица, в ее структуре проявились эксперименты, характерные для ранней прозы Булгакова.

Его комедии – увлекательная и острая сатира, рисующая Россию 1920-х годов. В пьесе Зойкина квартира, где выведены исключительно отрицательные персонажи, проявляется оборотная сторона НЭПа в Москве. Многие персонажи этой первой комедии Булгакова встречаются в более поздних его произведениях.

Центральная тема его исторических драм о Мольере и Пушкине – зависимость гения от деспотического государства и его властей. Эта же тема связывает во многом автобиографический Театральный роман, где речь идет о судьбе пьесы Дни Турбиных, с романом Мастер и Маргарита. Это многослойное и сложное по структуре произведение о появлении в Москве 1930-х годов дьявола и о писателе, чья неопубликованная книга о Понтии Пилате включена в ткань основного романа, обнаруживает необычайную творческую фантазию автора и его критическое отношение к своему времени, равно как мучительность творчества в условиях несвободы и бессилие угнетателей.

Травля

Среди тех, кто последовательно отвергал роман, пьесу и спектакль, был нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, человек, казалось бы, образованный и культурный. В 1927 г. Булгаков даже вышел из Московского общества драматических писателей и композиторов (МОДПиК) в знак протеста против позиции его председателя А. В. Луначарского, воспрепятствовавшего постановке пьесы во время гастролей МХАТа во Франции.

Но Луначарский был не единственным. В то время среди видных московских журналистов значился Александр Робертович Орлинский. Он-то и возглавил травлю Булгакова. В своей рецензии Орлинский писал, что пьеса – «политическая демонстрация, в которой автор симпатизирует отбросам Белой гвардии», и на полном серьезе призывал современников к походу против спектакля.

В первые десятилетия Советской власти было принято проводить общественные диспуты по разным поводам. Предметом обсуждения могло стать что угодно. Диспуты проходили на любой общественной площадке. Булгакова часто приглашали, но ходил он сравнительно редко. Так, однажды он посетил диспут в здании театра Всеволода Мейерхольда на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского). Стоило автору появиться в зале, он сразу был узнан (вероятно, поклонников Орлинского его обычная изысканная манера одеваться раздражила чрезвычайно) и из зала послышались крики: «На сцену его!»

«По-видимому, не сомневались, что Булгаков пришел каяться и бить себя кулаками в грудь. Ожидать этого могли только те, кто не знал Михаила Афанасьевича.

Преисполненный собственного достоинства, с высоко поднятой головой, он медленно взошел по мосткам на сцену. За столом президиума сидели участники диспута, и среди них готовый к атаке Орлинский. <…>

Наконец предоставили слово автору „Дней Турбиных“. Булгаков начал с полемики, утверждал, что Орлинский пишет об эпохе Турбиных, не зная этой эпохи, рассказал о своих взаимоотношениях с МХАТом. И неожиданно закончил тем, ради чего он, собственно, и пришел на диспут.

– Покорнейше благодарю за доставленное удовольствие. Я пришел сюда только затем, чтобы посмотреть, что это за товарищ Орлинский, который с таким прилежанием занимается моей скромной особой и с такой злобой травит меня на протяжении многих месяцев. Наконец я увидел живого Орлинского. Я удовлетворен. Благодарю вас. Честь имею.

Не торопясь, с гордо поднятой головой, он спустился со сцены в зал и с видом человека, достигшего своей цели, направился к выходу при гробовом молчании публики.

Шум поднялся, когда Булгакова уже не было в зале».

Еще один диспут, 7 февраля 1927 г., шел не в такой оскорбительной для писателя обстановке. На нем обсуждались две пьесы – «Любовь Яровая» Константина Тренева и булгаковские «Дни Турбиных». Героиня Тренева оказалась перед сложным выбором: семейное счастье с любимым мужем, чудом не погибшим в Гражданскую войну белым офицером, или служение революции. Она выбрала второе и предала мужа. Для Булгакова положительная оценка героя-предателя невозможна. Однако следует знать, что критики с восторгом приняли «Любовь Яровую», на много лет утвердившуюся с тех пор на советских театральных подмостках.

«…На диспуте… превратившемся… в обсуждение пьесы „Дни Турбиных“, Булгаков попытался объяснить… нюанс романа (сохранилась не вычитанная автором и стилистически явно дефектная стенограмма, но мысль Булгакова, в общем, ясна): „Если бы сидеть в окружении этой власти Скоропадского, офицеров, бежавшей интеллигенции, то был бы ясен тот большевистский фон, та страшная сила, которая с севера надвигалась на Киев и вышибла оттуда скоропадчину“.

Это ощущение неодолимо надвигавшейся силы, в январе 1919 года в петлюровском Киеве еще более обострившееся, Булгаков очень хотел передать».

К двум приведенным эпизодам хочется добавить совсем немногое. Михаил Булгаков, по свидетельству его второй жены Любови Евгеньевны Белозёрской, с той поры так никогда и не избавится от нервного тика – легкого подергивания левым плечом.

Александр Робертович Орлинский (настоящая фамилия – Крипс) летом 1937 г. будет арестован в Петропавловске-Камчатском, приговорен по статье о контрреволюционной деятельности и расстрелян 26 ноября 1956 г. Впоследствии реабилитирован.

Пройдет чуть больше 20 лет. Булгакова уже не будет в живых. И в 1946 г. совсем в другом месте над совсем другим писателем, Михаилом Михайловичем Зощенко, будет учинен суд по тому же сценарию, что был опробован на Булгакове. И Зощенко, старый боевой офицер, так же, с гордо поднятой головой, заявит обвинителям, что ни в чем не считает себя виновным. И так же уйдет из зала. Только среди такого же гробового молчания раздадутся аплодисменты двух людей – драматурга Израиля Меттера и художницы Ирины Кичановой.

ЗАПРЕТ НА ПЕЧАТЬ

Среди официальных отзывов на свои произведения Булгаков насчитал 298 негативных и лишь 3 благожелательных. Сегодня мы вспоминаем о судьбе некоторых творений писателя, к которым руководство страны того времени не было благосклонно.

"Бег"

Написанная в 1926 году пьеса, как и многие другие произведения Булгакова, переносит читателя во время Гражданской войны. Сюжет повествует об остатках белогвардейцев, обороняющихся на Крымском перешейке. Прототипами отдельных персонажей послужили видные фигуры того времени, такие как барон Петр Врангель и митрополит Вениамин Федченков.

В октябре 1928 года "Правда" опубликовала сообщение о запрете "Бега", как "идеализирующей" белогвардейцев пьесы. Видные литераторы встали на защиту Булгакова, но ситуация осталась неизменной. Сталин так высказывался об этом произведении: "Бег" есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, - стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. "Бег", в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление".

Хотя после запрета еще около года в МХАТе проводились репетиции, о "Беге" пришлось надолго забыть. Впервые пьеса была поставлена в Сталинграде в марте 1957 года, а первая публикация приходится на 1962 год. В 1970 году, при консультациях третьей жены Булгакова Елены, произведение было экранизировано.

"Дни Турбиных"

В 1925 году руководство МХАТа предложило Булгакову превратить его роман "Белая гвардия" в пьесу. Так появились "Дни Турбиных", которые в первых редакциях имели то же название, что и роман. Произведение описывает Киев времен Гражданской войны, личную трагедию семьи Турбиных на фоне смены власти и прихода большевиков.

Судьба пьесы особенно драматична. С октября 1926 года она шла на сцене МХАТа, причем с большим успехом. Произведение даже нравилось Сталину, который посещал спектакли более 15 раз, однако отмечал, что это "антисоветская штука, и Булгаков не наш". "Белая гвардия" пережила несколько серьезных редакций, став в результате "Днями Турбиных". В результате пьеса была снята с репертуара в 1929 году. После она периодически возвращалась на подмостки, чтобы в очередной раз их покинуть.

Наконец, в 1955 году пьеса была впервые опубликована в СССР, в 1976 году на экраны вышел фильм Владимира Басова. Однако и по сей день "Дни Турбиных" известны в последней редакции, которая, по мнению некоторых исследователей, уже не может считаться произведением Булгакова.

"Собачье сердце"

Повесть об авантюрном биологическом эксперименте в реалиях Москвы 1924 года ждала своего часа дольше, чем любое другое из приведенных произведений: в СССР она была опубликована лишь спустя 62 года с момента написания в 1925 году. Прототипами для персонажей стал не только дядя Михаила Булгакова Николай, работавший в Москве гинекологом и воплотившийся в профессоре Преображенском. Многие исследователи полагают, что повесть содержит слабо замаскированные намеки на ряд политических фигур 20-х годов.

На повесть обрушивается критика. Булгакову порекомендовали даже не отдавать рукопись на прочтение в Главлит, а Лев Каменев отреагировал на произведение однозначно: "Этот острый памфлет на современность печатать ни в коем случае нельзя". Вскоре последовали обыски в квартире Булгакова и изъятие рукописи, которая была возвращена автору лишь спустя три года.

Долгое время "Собачье Сердце" распространялось только в Самиздате. Почти четыре десятилетия спустя смерти Булгакова появилась немецкая экранизация под названием "Cuore di cane", в 1987 году повесть печатают в журнале "Знамя". Наконец, год спустя на экраны выходит знаменитый фильм Владимира Бортко.

"Мастер и Маргарита"

Судьба главного труда Михаила Булгакова оказалась столь же сложной и запутанной, что и судьба его героев. Уделив написанию "Мастера и Маргариты" весь остаток своей жизни (более 10 лет), писатель так и не увидел свой роман в печати. Три редакции романа, первая из которых была предана огню, постоянные изменения сюжета и набора персонажей, множество вариантов названия - все это было закономерной реакцией на то множество запретов, которое было наложено на произведения писателя. Сам роман о похождениях Воланда и его свиты иногда трактуют как реакцию на стандартизированную и "причесанную" идеологически литературу того времени.

Культовое произведение Булгаков писал до самой своей смерти в 1940 году, и дальнейшую борьбу за будущее "Мастера и Маргариты" вела уже его супруга Елена Сергеевна. Вплоть до середины 60-х он распространялся лишь в узких кругах в перепечатанных копиях. Наконец, в крайне урезанном виде он прогремел в 1966 году, а полная авторская версия вышла лишь в 1990 году.

Сегодня роман по праву признан великим произведением. По нему были поставлены спектакли, в разных странах снято несколько фильмов, образы из "Мастера и Маргариты" стали основой для самостоятельных музыкальных и литературных произведений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь