Затмение солнца и луны – из числа знамений Всевышнего Аллаха.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения». (аль-Исра 17: 59).
Всевышний Аллах также сказал: «Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих» (10: 5)
Всевышний Аллах также сказал: «Он спрашивает, когда же наступит День воскресения? Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся». (аль-Къияма 75: 6-9).
Всевышний Аллах также сказал: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь». (Фуссылят 41: 37).
Аль-Мугъира ибн Шу’ба (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день смерти Ибрахима – (малолетнего) сына посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: “Затмение началось из-за смерти Ибрахима”. Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было. Если же вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху» ”. аль-Бухари 1043, Муслим 915.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, во время солнечного затмения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздав хвалу Аллаху и восславив Его, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню» ”. аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) началось солнечное затмение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся с места, и направился к мечети, волоча за собой свою накидку, и вошел туда. Мы также вошли в мечеть, где он совершал с нами молитву в два рака’ата до тех пор, пока солнце не появилось снова. Закончив же молиться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения происходят не потому, что кто-то умирает, однако посредством этого Всевышний Аллах устрашает Своих рабов. А поэтому, когда вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху, пока затмение не закончится» ”. аль-Бухари 1040.
‘ АбдуЛлах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды произошло затмение солнца и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву и сказал: «Мне было показано пламя Ада, и я никогда не видел более ужасного зрелища, какое видел сегодня! » ” аль-Бухари 431, Муслим 907.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это извещение от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что затмение солнца и луны являются причиной, содержащей наказание для людей и тем, в чем содержится вред для них. Если бы эти явления не несли в себе вреда для людей, то они не были бы причиной устрашения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/259.
К примеру, современные врачи говорят, что во время солнечного затмения ни в коем случае нельзя смотреть на солнце, поскольку это может привести к серьезным проблемам со зрением и даже к слепоте. Более того, они не рекомендуют делать это даже в солнцезащитных очках.
Что же касается того, что астрономы могут вычислить о наступлении затмения солнца или луны, или указывают о причинах этого, как становление в один ряд планет солнечной системы; что во время солнечного затмения луна закрывает солнце, а во время лунного земля закрывает луну и т.п., то это не противоречит тому, о чем говорится в хадисах! Нет ничего удивительного в этом, ибо Аллах установил для каждой вещи свои причины.
Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, который жил более 800 лет назад, говорил: “Может быть так, что кто-то полагает, что слова астрономов противоречат хадису, что Аллах устрашает этими затмениями Своих рабов. Это абсолютно не так! Ведь у Аллаха есть поступки, которые соответствуют установлениям и которые выходят за границы каких-либо Его установлений. Его власть превышает любую причину, и Он может нарушить любые условия, которые пожелает. И обладатели знания о Всевышнем по причине сильного вероубеждения знают о безграничной силе Аллаха, которая превыше естественных установлений. Аллах творит, что пожелает, и когда происходит что-то странное, то они испытывают страх по причине силы своего убеждения. И все это не препятствует тому, что для подобных явлений существуют какие-то установленные причины, которые если Аллах пожелает, может обойти. Одним словом, то, о чем говорят астрономы, даже если и является правдой, не препятствует тому, чтобы эти вещи являлись устрашением для рабов Аллаха! ”
См. “Фатхуль-Бари” 2/561.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “У затмения луны и солнца есть определенные периоды, подобно тому, как и у новолуния есть свой период. Что же касается знания этого на основании вычислений, как это делают астрономы, то это не имеет отношения к претензии на знание сокровенного”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/256.
2 Что такое молитва затмения?
Многие имамы называют молитву затмения солнца и луны «салят аль-кусуф», не делая в именовании между ними разницы, поскольку «аль-кусуф» – это исчезновение света одного из светил: солнца или луны, которое покрывается в этот момент темнотой.
См. “Асна аль-маталиб” 1/385.
Также было сказано, что «аль-кусуф» – это когда свет исчезает по причине затмения полностью, а «аль-хусуф» – когда исчезает частично. См. “Фатхуль-Бари” 2/535.
Некоторые же имамы говорили, что «аль-кусуф» касается именно затмения солнца, тогда как затмение луны именуется «аль-хусуф», и это более распространено в арабском языке.
См. “Лисан аль-‘араб”, “Джами’ аль-усуль” 6/164.
А некоторые имамы считали, что нет проблем говорить на молитву по причине затмения солнца, как «салят аль-кусуф», так и «салят аль-хусуф», ибо оба выражения передаются в хадисах от сподвижников.
Что касается шариатского определения, то под «салят аль-кусуф» речь идет о совершении определенной молитвы, в определенном исполнении, в момент затмения солнца или луны.
См. “Мауахиб аль-джалиль” 2/199, “Нихая аль-мухтадж” 2/394.
3 Хадисы, относительно молитвы затмения солнца и луны.
Хадисов, о совершении молитвы затмения посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками очень много, но с дозволения Аллаха приведем некоторые из них:
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он стал молиться вместе с людьми. Сначала он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил еще один долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он дважды совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рака’ат, а когда солнце показалось снова, закончил молиться и обратился к людям с хутбой (проповедью). Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, он сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню». Затем он сказал: «О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О община Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много! » ”
Передали аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Хафиз Ибн Хаджар сказал:
“В хадисе ‘Аиши содержатся различные пользы. Так, в нем говорится о том, что во время затмения необходимо приступать к молитве как можно быстрее, и упоминается о прочих необходимых действиях. Этот хадис удерживает людей от того, чтобы они много смеялись, и побуждает их к тому, чтобы они много плакали. В нем говорится о том, что человек неизбежно придет к смерти, и указывается на необходимость принимать во внимание знамения Аллаха. Кроме того, в этом хадисе отвергаются заявления тех, кто полагает, что планеты оказывают влияние на землю, разъясняется, что следует опасаться неправильных воззрений, и упоминается о том, какое значение придавали сподвижники передаче сообщений о делах пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы им могли следовать люди”. См. “Фатхуль-Бари” 2/531.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву.
Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал : «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, а поэтому, если вы увидите подобное, поминайте Аллаха! »
Люди сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, находясь на своем месте, а потом мы видели, как ты отошел назад».
В ответ на это он сказал: «Поистине, я видел Рай и протянул руки, чтобы взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать ее, то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя Ада, и я не видел ничего более ужасного, чем то, что увидел сегодня, и я увидел, что большинство обитателей Ада составляют женщины».
Его спросили: «О посланник Аллаха, почему же так? »
Он сказал: «Потому что они неблагодарны».
Его спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху? »
Он сказал: «Они неблагодарны по отношению к мужьям, и не благодарят за оказываемые им благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь, что ей не понравится, то скажет: “Я никогда не видела от тебя добра! » ” Передаи аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.
Со слов Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: “ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал в два рака’ата молитву затмения солнца и луны, как это делаете вы” . Ибн Хиббан 2908, аль-Байхакъи 3/337. Имам Ибн Хиббан и аз-Захаби подтвердили достоверность.
Имам Ибн Хиббан сказал: “Затмение луны произошло в пятом году по хиджре, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил со своими сподвижниками молитву затмения. И это была первая молитва, совершенная по причине затмения”. См. “Китаб ас-сикъат” 1/261.
Предыдущий хадис и эти слова Ибн Хиббана опровергают слова тех, кто говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву именно по случаю затмения луны.
А Аллаху ведомо обо всем лучше.
4 Каково положение молитвы по причине затмения?
Ученые разошлись касательно положения молитвы, связанной с затмением солнца и луны. Большинство имамов считало совершение этой молитвы весьма желательным, но не обязательным. См. “Фатхуль-Бари” 2/527.
Однако Абу ‘Аууана заявил, что эта молитва является обязательной. Также это было одним из мнений Абу Ханифы, а Малик сравнивал ее положение с положением пятничной молитвы. И из тех ученых, кто также склонился к обязательности молитвы по случаю затмения: аш-Шаукани, Сыддыкъ Хасан Хан и аль-Альбани.
См. “Фатхуль-Бари” 2/527, “ас-Сайль аль-джарар” 1/323, “Тамамуль-минна” 261.
Эти ученые опирались на хадисы, в которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил своей общине о совершении молитвы по причине затмения в повелительной форме, как хадисы: «Если вы увидите затмение, то совершайте молитву».
Но большинство ученых ответило на это тем, что в хадисе, в котором содержится веление совершать молитву, связанную с затмением, также велено возвеличивать Аллаха, обращаться к Нему с мольбой и раздавать садакъа, а эти вещи по единогласному мнению являются желательным во время затмения, но не обязательным. Ученые часто говорили о том, что когда касательно какой-то вещи есть веление, но она упоминается наряду с велением добровольных вещей, то веление носит желательный характер, а не обязательный. См. “Бадаи’ аль-фауаид” 4/183.
На основании этого, мнение большинства имамов является более правильным.
См. «Бугъятуль-мутатаууи’ фи саляти-ттатауу’» 107.
А Аллаху ведомо обо всем лучше.
5 Когда наступает и завершается время молитвы затмения?
Время молитвы по случаю затмения начинается с момента затмения и длится до его завершения.
Со слов аль-Мугъиры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите эти два затмения, то взывайте к Аллаху и совершайте молитву, пока не пройдет затмение». аль-Бухари 1060, Муслим 904.
Также и со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, они (затмения) являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и поэтому если вы увидите подобное, то молитесь, пока затмение не закончится». Муслим 901.
Молитву по случаю затмения можно совершать в любое время, даже если речь идет о трех порицаемых периодах времени для совершения добровольных молитв, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел совершать эту молитву при наступлении затмения, и не делал каких-либо оговорок касательно нежелательных периодов времени.
Сказал аш-Шаукани: “Нет конкретного времени для молитвы затмения, поскольку эта молитва связана с видением затмения солнца или луны, а это может произойти в любое время. И это выбрал аш-Шафи’и. Ханафиты сделали исключением порицаемые периоды времени (для добровольных молитв). И это является известным мнением в мазхабе Ахмада. А маликиты считают, что эта молитва дозволяется в период начала дозволенности добровольных молитв и до заката солнца. Однако правильным является первое мнение, ибо суть в том, что бы совершить это поклонение до завершения затмения. И ученые единогласны, что молитва затмения не возмещается после завершения затмения ”. См. “Найлюль-аутар” 7/150.
Имам ат-Тахауи сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершайте молитву и обращайтесь к Аллаху с мольбами» указывают на то, что завершивший молитву прежде, чем затмение пройдет, обращается с мольбами до выхода затмения”.
См. “Шарх ма’ани аль-асар” 1/331.