Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила совершения молитвы затмения.



 


1 Количество рака’атов молитвы затмения.


‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Совершая молитву во время затмения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран вслух. Завершив чтение, он сказал: “Аллах велик”, и склонился в поясном поклоне, а когда выпрямился, сказал: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе! ” − после чего снова стал читать. И молитва в два рака’ата во время затмения включает в себя четыре поясных и четыре земных поклона”. аль-Бухари 1065, Муслим 901.


‘Абду-р-Рахман ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда я стрелял из лука, произошло затмение солнца. Я бросил их (стрелы) и сказал: “Я обязательно должен посмотреть, что произошло нового с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сегодня при затмении солнца! ” И когда я пришел к нему, он стоял, подняв свои руки, прославлял Аллаха, восхвалял Его, произносил свидетельство (шахады) и взывал к Нему, пока не показалось солнце. И во время молитвы он прочел две суры и совершил два рака’ата”. Муслим 913.

 


2 Количество поясных поклонов в молитве затмения.


Следует отметить, что в отличие от всех прочих видов молитв, в молитве затмения поясной поклон совершается не один раз, а два раза, на что указывают множество хадисов.

 

Сподвижник АбуЛлах Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

“Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву”. Передали аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.


Также есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы затмения в каждом рака’ате совершал по три или по четыре или по пять поясных поклонов. Передали Муслим 901, 908, Абу Дауд 1177, 1182, 1183.


По этой причине имамы разногласили касательно количеств поясных поклонов в каждом рака’ате молитвы затмения. Кто-то выбирал определенное количество, дошедшее до него в хадисах, а кто-то считал, что приемлемы любые количества из числа установленных. Однако многие признанные мухаддисы считали, что хадисы, в которых передается большее число поясных поклонов, нежели два, либо слабые, либо отклоненные по причине ошибке передатчика от достоверных версий.

 

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Самое достоверное в этой главе то, что совершается именно два поясных поклона, а то, что противоречит этому, либо слабое, либо имеет скрытые недостатки (‘иляль)”. См. “ат-Тамхид” 5/288.


Имам Ибн аль-Къайим относительно версий, в которых передается большее количество поясных поклонов, чем два, сказал: “Однако, большие имамы не считают эти версии достоверными, как имам Ахмад, аль-Бухари, аш-Шафи’и. Они считали это ошибкой”. См. “Задуль-ма'ад” 1/453.

 

Шейх аль-Альбани сказал: “В итоге можно сказать, что достоверным в молитве по причине затмения является то, что совершается два поясных поклона в каждом из двух рака’атов. И это то, что передается от большой группы сподвижников, что приводится в самых достоверных сборниках через известные пути передач. А то, что передается помимо этого, является либо слабым, либо отклоненным, на что не опираются”. См. “аль-Ируа” 3/132.


Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Молитва по случаю затмения луны совершается так же, как и по случаю затмения солнца”. См. «аль-Икна’» 1/124.


Если кто-то опоздал на первый рака’ат молитвы затмения, однако застал имама во втором поясном поклоне, то ему этот рака’ат не засчитывается, в отличие от обычной молитвы, ибо у молитвы затмения два поясных поклона в рака’ате. Поэтому после завершения молитвы имамом ему следует встать и доделать этот рака’ат с двумя поясными поклонами.

См. «Бугъятуль-мутатаууи’ фи саляти-ттатауу’» 112.

 


3 Желательность затягивания молитвы затмения.


Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда произошло солнечное затмение, пророк (мир ему и благословение Аллаха) в страхе встал со своего места, опасаясь, что настал Час этот, пришел в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго”. аль-Бухари 1059, Муслим 912.


Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я приступила к молитве затмения вместе с людьми, и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой”. аль-Бухари 86, 1053, Муслим 905.


Имам аш-Шаукани сказал: “Во многих хадисах достоверно установлено удлинение поясных и земных поклонов при совершении молитвы по случаю затмения. И правомочность удлинения поясных и земных поклонов подобно удлинению стояния (къиям) выбрали Ахмад, Исхакъ и аш-Шафи’и в одном из мнений, и это утверждали обладатели знания из числа мухаддисов его мазхаба”. См. “Найлюль-аутар” 7/147.


Имам Ибн Батталь сказал: “Нет разногласия в том, что стояние и поясные поклоны в первом рака’ате должны быть более длинными, чем стояние и поясные поклоны во втором рака’ате”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/50.


Ан-Науауи сказал:

“Совершая молитву во время солнечного затмения, желательно читать Коран долго. Так, во время первого стояния читается то, что примерно соответствует по объёму суре “аль-Бакъара”, во время второго − около ста аятов, во время третьего − около ста пятидесяти аятов, а во время четвертого − около ста.

Совершая первый поясной поклон, желательно прославлять Аллаха столько времени, сколько потребуется для чтения ста аятов, во время второго, равно как и третьего поясного поклона, на прославление желательно потратить столько времени, сколько нужно для чтения семидесяти аятов, а во время четвертого − ста.


Земные поклоны должны занимать примерно столько же времени, сколько и поясные: первый земной поклон по продолжительности должен соответствовать первому поясному поклону, а второй − второму, что и следует считать правильным, хотя, как известно, единого мнения относительно этого у ученых не было.

Можно не сомневаться относительно того, что я сказал относительно продолжительного совершения земного поклона, несмотря на то, что в большинстве трудов наших сторонников (шафиитов) указывается, что земной поклон совершать долго не следует.

На самом деле подобное сомнение следует считать либо ошибочным, либо необоснованным, правильно же совершать его долго.

В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся передаваемые многими путями сообщения о посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые подтверждают правильность сказанного мною, а в “Шарх аль-Мухаззаб” я дал соответствующие разъяснения и привел необходимые указания и доказательства.

Кроме того, в этом труде я указываю на то, о чем я говорил, чтобы ничто иное никого не вводило в заблуждение. На желательность продолжительного совершения земного поклона неоднократно указывает и аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше.

 

Наши сторонники (шафииты) также говорили, что сидеть между двумя земными поклонами следует не долго, а столько же, сколько и при совершении обычных молитв, однако этот вопрос является спорным.

В одном из достоверных хадисов упоминается о том, что в подобных случаях пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел продолжительное время, и я ясно указываю на это в том разделе “Шарх аль-Мухаззаб”, где говорится о том, что сидеть в этом случае желательно долго.

Не следует долго выпрямляться после второго поясного поклона, как не следует долго произносить слова ташаххуда и сидеть после него, а Аллах знает об этом лучше.

 
Однако молитва человека будет действительной и в том случае, если он не станет совершать долго все вышеупомянутые элементы молитвы и ограничится только чтением суры “аль-Фатиха”. См. “аль-Азкар” 375.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь