Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 7 / 20 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родился 29 декабря 1861 (это было бы 11 января 1902) года в селе Новом Камышловского уезда (ныне с. Новосельское Далматовского района Курганской области) в многодетной семье потомственного священника Иоанна Никитича Чернышева (+ 1908) и его супруги Александры Александровны (в девичестве — Смышляевой; + 1934). Был самым старшим из братьев Чернышевых.

После окончания Уфимской духовной семинарии вступил в брак с девицей Еликонидой Петровной, происходившей из богатой купеческой семьи, проживавшей в Западной Сибири. Супруга его была интеллигентной и хорошо образованной: она преподавала немецкий и французский языки. У нее было серьезное заболевание, из-за которого она могла умереть во время родов, поэтому, по воспоминаниям родственников, перед появлением на свет каждого нового младенца она ездила в Сибирь прощаться с родными. Всего в семье Чернышевых было трое детей: дочери Наталья и Елизавета и сын Николай. Всем им родители постарались дать хорошее образование: Николай стал юристом, а обе дочери учились в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

В 1886 году был рукоположен во священника, а с 1895 года вплоть до мученической кончины служил в Успенском храме поселка Ново-Уткинский завод Екатеринбургского уезда.

Исполнял свои священнические обязанности с большим усердием, за что неоднократно удостаивался церковных наград. Как сообщалось в печати, за бескорыстие его любили и глубоко уважали прихожане. По воспоминаниям родственников, он был строгим, благородным человеком, с любовью соблюдал все церковные установления.

В 1908 году при родах четвертого ребенка скончалась его супруга. В том же году умер и его отец.

Перед революцией жил в Ново-Уткинском заводе один: сын Николай учился в Перми, старшая дочь Наталья вышла замуж за инженера, работавшего на строительстве железной дороги Москва-Владивосток, и уехала с ним в Новосибирск, а младшая, Елизавета, обучалась в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

Летом 1918 года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Ново-Уткинский завод располагался на пути наступления чехословацких войск, стремившихся к Екатеринбургу.

В июне 1918 года красные объявили в Ново-Уткинском заводе мобилизацию, однако, как и везде, мужчины не

спешили вступать в ряды Красной армии. Тогда по указанию председателя местного Совдепа были арестованы местные «антибольшевистские деятели» села, к которым красные отнесли и о. Павла Чернышева с сыном Николаем и зятем Г. Н. Армишевым. Узников увезли в Екатеринбург, где они были заключены в здании гостиницы «Американская». Пробыв неделю в заключении, все они получили освобождение: как отмечалось впоследствии в местной печати, члены Уральской областной ЧК, несмотря на всё желание привлечь их к ответственности, так и не смогли придумать состав преступления. Бывшие узники тотчас же возвратились в родной поселок.

Вскоре состоялся повторный арест священника и других жителей Ново-Уткинского завода. По рассказам родственников, перед арестом батюшка, его дочь Елизавета с мужем и сын Николай ужинали у себя дома. В это время на пороге появились представители местного совдепа, пришедшие за отцом Павлом. «А за что?! За что вы хотите арестовать невинного священника?» - вступился за него Герман Николаевич. «Ах, вам надо знать?!» - закричали те - и забрали снова всех троих: отца Павла, Германа Армишева и Николая. Всех их, вместе с другими арестованными, отвезли в Екатеринбург, передав в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Заключены узники были, вероятно, в арестный дом на Ночлежной площади. Елизавета в те дни часто навещала своего отца и мужа, а однажды, приехав, уже не застала их в арестном доме.

Узники были расстреляны 20 июля 1918 года.

Как рассказывалось позднее в газете «Уральская жизнь», председатель совдепа Мухин и член его Старков «набросились на приведенных, долгое время издевались над ними, особенно над священником». Затем они вызвали отряд красноармейцев, которым было приказано вести арестованных на окопные работы под село Арамильское; однако при этом красноармейцам было дано и некое тайное распоряжение. Арестованные шли бодро, ничего не подозревая. Не доходя километров пяти до села Арамильского, около реки Сулимовки, из толпы красноармейцев, шедших на расстоянии пяти-шести шагов позади арестованных, послышался внезапный окрик: «Не разговаривать и не оглядываться!» Вслед за этим грянули выстрелы. Отец Павел и трое из его спутников были убиты сразу же. Герман Николаевич Армишев, сильно раненный в руку, побежал, но от потери крови вскоре потерял сознание и был добит нагнавшими его красноармейцами. Николай Павлович Чернышев и еще один узник бросились бежать в разные стороны и, несмотря на то, что по ним был открыт сильный огонь, спаслись.

Через несколько дней после этих трагических событий, 25 июля, в Екатеринбург вступили части 3-го Чехословацкого стрелкового полка и оренбургских казаков под общим командованием полковника С. Н. Войцеховского. Власть перешла в руки белых.

Останки отца Павла Чернышева и других убитых были обнаружены лишь через месяц после расстрела. 24 августа состоялось их погребение. Около одиннадцати часов дня за городом, на Уктусском тракте, гробы с телами убиенных были торжественно встречены населением. Многочисленная процессия во главе с духовенством и в сопровождении военных частей медленно двинулась к Ново-Тихвинскому женскому монастырю[126]. Здесь отца Павла и остальных погибших торжественно отпели в Александро-Невском соборе обители и похоронили на кладбище монастыря в общей братской могиле (в отдельных гробах).

Летом 1919 года Екатеринбург был вновь занят красными. В начале 1920-х годов Ново-Тихвинский монастырь был закрыт, и некрополь, располагавшийся вокруг Александро-Невского собора, постепенно сравняли с землей. Место погребения отца Павла было утрачено.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

Использованные материалы

  • Священномученик Павел Чернышев – страницы жизни. Жизнеописание на сайте Екатеринбургского Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря
    • http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/28
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...XI*
    • http://pstgu.ru/news/martir/2012/07/20/38528/

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Будьте подражателями мне, как я Христу.

2Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

3Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.

4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

5И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

6Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9и не муж создан для жены, но жена для мужа.

10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога.

13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.

19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.

22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

23Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

33Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

34А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

И снова апостол пишет о брачных отношениях. Здесь он в очередной раз пишет, призывая жен следовать распространенным тогда патриархальным традициям и повиноваться мужьям, как господам и начальникам. В античности, да и на Руси до XIX века так и было. Но и в древности, да и на Руси, вплоть до XX века, случалось, что мужья злоупотребляли заповеданной традицией диктаторской властью, так что считалось, что если муж не бьет жену, то он не мужчина, а тряпка, подкаблучник. Так было в древнем Риме, так было и на Руси, особенно среди казачества (притом, что святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, называет мужа, бьющего свою жену, убийцей и зверем, а на Руси эти толкования не могли не знать). И сторонники патриархальных традиций особенно упирают на эти слова, используя слова: «жены, повинуйтесь мужьям вашим», «жена да боится своего мужа», «муж – глава жены» и далее начиная рассуждать о том, кому должна принадлежать власть в семье. Но апостол также пишет: «Также и мужья любите жен ваших, как и Христос возлюбил Церковь и ПРЕДАЛ СЕБЯ за нее, освятив ее баней водной, дабы показать ее Себе славной Церковью, не имеющий пятна и порока». Муж, любящий свою жену такой любовью, готовой истощать себя и даже отдать жизнь ради своей жены, не будет в семье диктатором, образ которого любят рисовать традиционалисты. Кто же будет подавлять и гнобить того, кого любит? И в этом отрывке апостол пишет: «… ни муж без жены, ни жена без мужа…», подчеркивая, что брак не должен быть тиранией одного над другим, но союзом любви, где оба являются одной плотью и ради единства каждый в чем-то готов уступать и снисходить к немощи другого. К слову, святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, очень много внимания уделяет теме снисхождения жены к немощи мужа, равно и мужа – к немощи жены. В этом случае тема власти в семье отходит на второй план, ибо там где царит любовь – там даже начальник и подчиненный становятся братьями.… А на первый план тема власти выходит там, где уходит любовь, либо ее и не было. Тогда начинаются бесконечные выяснения отношений и борьба за власть. А апостол призывает именно к любви, чего у тех, кто ныне любит его цитировать, рассуждая о семейных отношениях, встречается очень редко. А

меж тем главное – именно любовь, ибо любовь – есть сам Бог….

Евангелие (от Матфея): 1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; 12но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Господь преобразился пред учениками своими и они видели малую частичку Его Божественной славы. В этот момент они испытывали такое блаженство, что не хотели, чтобы это видение исчезало. Но Господь снова ведет их с горы. И спустившись, они снова сталкиваются с людской скорбью и страданиями. Ученикам и в дальнейшем придется, получив укрепление через Благодать Божию, делиться ею с ближними своими. Этого требует любовь, которую заповедует всем своим последователям Господь. Имеющий эту любовь, будет охотно делиться всем, что имеет, с ближними, тем более, если Благодать Божия дала ему особую власть, какую имеет преемник апостолов: епископ или священник. По крайней мере, к этому Господь призывает. По дороге они недоумевают, вспоминая ссылки на Священное Писание, что перед приходом Христа на землю придет пророк Илия. Господь же говорит им об Иоанне Крестителе. К слову, его Господь и в других случаях сравнивал с пророком Илией, подчеркивая величие его служения. При этом Господь говорит о своих будущих страданиях, подчеркивая, что как Иоанн пострадал от иудеев, так будет и с Ним. Что касается пророка Илии, то сегодня считается, что слова в ветхозаветных книгах о приходе на землю Илии относятся к последним временам – он будет возвещать второе, а не первое пришествие Христа и обличать воцарившегося над миром антихриста, от которого и пострадает…. Итак, Господь с тремя самыми близкими учениками сходит с горы. Но здесь оказывается, что пока они пребывали на горе, некий человек привел сюда своего бесноватого сына. Господь уже посылал и своих учеников из 12, и из 70 на проповедь и давал власть исцелять болезни и изгонять бесов. Но здесь они усомнились, видимо, испугавшись, видя бесноватого. Сомневался и отец юноши, да и все окружающие – в одном из Евангелий подчеркивается, что присутствующие здесь фарисеи и книжники тут же вступили с апостолами в спор, видимо, глумясь над их неудачей. И Господь обличает неверие всех присутствующих. Что же? Он показал им, что все чудеса, которые они ранее творили, они совершали не своей силой, но Божией. Снова Господь призывает доверять, прежде всего, не себе и своим силам, но Богу, а доверяющему Богу – возможно все. Но также заметил, что духи злобы изгоняются не иначе, как через молитву и пост. Под молитвой понимается именно молитва, когда человек всем своим естеством – умом и душой вопит к Богу. Уста человека могут молчать, но ум беседует с Богом. Такая молитва палит бесов, как огнем. Пост же имеется в виду такой, когда человек использует ограничение в пище для борьбы с собственным сластолюбием, учась отсекать греховные влечения, начиная с пищи, а продолжая и в других сферах. Именно такой пост приносит пользу. Тот же пост, которым постимся мы, лишь удаляясь от скоромных продуктов, но и из постных изобретая себе вкусные кушанья и лакомясь, лакомясь – часто бесполезен. Истинные же пост и молитва избавляют человека от власти диавола, поскольку связаны с отсечением греховных влечений и желаний, через которые он и управляет им. Это и есть путь изгнания бесов…. из себя, а тот, кто не изгнал их из себя – не может их изгонять из других…

И чтения праздника преподобной Евфросинии, отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Всяк, крестившийся во имя Господне, должен и облечься, то есть, пребывать в единстве с Богом. А это значит – творить дела Божии. Эти слова вызвают ужас, так как сразу начинаешь понимать – насколько ты на самом деле далек от этого идеала. Но именно эти слова должны подвигнуть нас с вами к изменению жизни, основой которой должна быть любовь, для которой нет «ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного…», но все – братья во Христе, одни – верные, а другие – заблудшие, но которых и сам Господь желал бы привести к себе, чтобы спасти. Как мы далеки и от этого….! Но именно поэтому эти слова нам и читаются….

Евангелие (от Матфея): 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов[127], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл

серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В дни праздников святых жен всегда читаются тексты, либо текст с притчей о десяти девах, либо – о принятии покаяния некоей женщины-грешницы. Оба этих текста имеют большое значения для назидания нас с вами. А притча о десяти девах является частью большой беседы, которую Господь ведет, говоря о последнем Суде над миром. На службе читается только притча о десяти девах, но вся эта глава столь цельная по своему содержанию, что нельзя не упомянуть ее всю. Но сперва, все-таки – о притче о девах. Под маслом, которым запасаются девы, понимается духовный груз человека, добрые дела. Впрочем, важны даже не сами дела – они лишь средства, помогающие душе человека стать ближе к Богу, творящему только добро, но Благодать, преображающая человека и делающая его близким к Богу. Добрые дела умягчают ожесточенное сердце человека и возгревают в нем любовь, которая, разгоревшись, будет двигать человека к новым делам, так что он будет истощать себя. Все же, что делает человек, делает во имя Господа своего, так что он сам весь непрестанно горит, как светильник, пред Богом. Правда же состоит в том, что без помощи Божией человек неспособен ни на что доброе, так что и то, что он считает добром – отравлено злом, а потому нечисто пред Богом. Но сам Господь восполняет немощь человека и сам способен восполнить недостаток масла в запасе человека. Но для этого есть земная жизнь. Однако если человек всю жизнь свою провел в своих суетных делах, словно бы спал, а опомнился на смертном одре, то может быть поздно. Иному, как Евангельскому разбойнику, дается покаяние и на смертном одре, а иной может не получить и это, а за гробом нет уже покаяния и тогда человек рискует оказаться за дверями. И снова Господь завершает притчу призывом бодрстовать, дабы конец не застал нас спящими духовно…. После этого Господь говорит и еще одну притчу – о талантах. Обычно под талантами принято понимать способности человека, так что в русском языке слово «талант» стало означать именно способности. В какой-то мере это действителоьно так – если эти способности употребляются во зло, то он ответит сполна и наоборот. Но важнее другое – человеку вручается дар веры, само Евангелие, он вводится в Церковь, где питается от Таинств. И это – самый великий дар, который предоставляет Бог человеку. И здесь все зависит от него – сокроет ли он веру эту в глубинах сердца своего, спрячет в сундук, чтобы никому не показывать, а прибегать и самому к этому сокровищу лишь в крайнем случае. Чаще всего так и бывает – человек узнает о существовании Бога, но Бог для него значит не больше, чем вопрос о том, есть ли жизнь на Марсе или нет, и он продолжает жить своей жизнью. Иной же употребляет этот дар в дело, тратя его и приобретая на них другие дары. Это, как зерно. Зерно в одном мешке лежит в амбаре и плесневеет, поедается жучками, а другое высаживается в землю и приносит плод. Так и здесь. Дар Божий человек выращивает в себя, возделывая поле своей души, искореняя сорняки греховных страстей и собирая плоды добродетелей, преображая свою душу, делая ее близкой к Богу. Дело даже не в том, что Бог спросит – сколько у тебя любви, сколько веры и т.д. Вера и любовь всегда проявляется в делах, а дела Бог видит, как их ни прячь. Последнее, что говорит Господь на эту тему – прямое описание того, как будет проходить Суд. Здесь Господь употребляет меткое сравнение: люди сравниваются с овцами и козами. Овца – существо смирное, с ней всегда сравнивают человека кроткого и покорного, в то время как коза – животное строптивое и своенравное, притом, источающее сильный неприятный запах. Отсюда и сравнение праведных и грешных с этими животными. Одни старались жить по заповедям Божиим, а другие – презирали их, предпочитая жить по своим законам. И здесь Господь дает один из главных критериев спасения – дела любви. Душа, стяжавшая любовь, становится подобна Богу, всегда благотворящему людям, а к этому уподоблению Христос призывает постоянно. Потому любящий ближних будет истощать себя ради них, а не имеющий этой любви, далек и от Бога... Эти наставления призваны заставить нас задуматься о нашей жизни и пока не поздно – что-то изменить….

Суббота 21 июля.

В этот день празднуется явление иконы Божией Матери во граде Казани – любимый в России праздник, хоть и не так торжественно отмечаемый, как праздник 4 ноября. Вместе с самой казанской иконой чтится и множество ее чудотворных списков, а также и других икон.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь