Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни празднования: 8 / 21 июля , 22 октября / 4 ноября



Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный было в середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах фельдмаршала Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.

Уже на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича в 1552 году монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий. Смиренной ревностию, а не силою шло присоединение к Церкви обращаемых в православную веру магометан. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину казанского Кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой[128] дочери Матроне Онучиной явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома (дом стрельца Онучина также пострадал) Свою икону. Девочке долго не верили (только после третьего явления Божией Матери слова дочери родители приняли всерьез), но вот 8 / 21 июля по христианскому летоисчислению, устав от бесплодных хождений по градским властям (ни светские власти, ни архиепископ не поверили словам женщины), мать Матрены сама взяла заступ (по другой версии, икону не могли найти, пока за лопату не взялась сама Матрона, которая икону и нашла) и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

На место являения иконы, наконец, прибыло духовенство, ранее с недоверием отнесшееся к сну Матрону. Во главе священства стоял архиепископ Иеремия. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы «Гостунского[129]», настоятелем которой был тогда благочестивый иерей Ермолай, будущий святитель патриарх Ермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил первое описание явления Казанской иконы к царю в Москву вместе с точным списком обретенной иконы. После молебна, перенесли образ с крестным ходом в Казанский Благовещенский собор - первый православный храм города Казани. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрона вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанской иконы обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная икона была обложена царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Казанский монастырь Пресвятой Богородицы.. Вид с ул. Миславского

Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российских, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

Но вот в ночь на 29 июня / 12 июля 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с неким В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда же святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привели.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. Уже в 1960‑х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе, впоследствии тоже прославившаяся чудесами; но образ этот оказался мастерски исполненным уже в нашем столетии списком, а вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная – та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, 8 / 21 декабря он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находилась в Ватикане, а позже была передана Московскому патриархату в дар и была поставлена в главном соборе возрождаемого Казанского монастыря. После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне — университета). В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004—2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. Тогда же, в 2005 году, 21 июля упомянутая выше икона была передана монастырю. Ныне монастырь возрождается, как мужской[130].

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то могла сохраниться и первообразная Казанская, во что верили и

продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие и искренние мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока первообраз Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. По проискам Бориса Годунова был убит царевич Димитрий, единственный наследник Иоанна IV (все прочие были перебиты грозным царем), а последний Рюрикович – царь Федор Иоаннович, третий сын Иоанна Грозного от царицы Анастасии Захарьиной-Юрьевой, умер бездетным. Борис Годунов захватил власть, но его правление открыло дорогу смуте. Один за другим на Русь в сопровождении польских интервентов приходили самозванцы. Первый захватил власть, но был убит в результате мятежа. Второй обосновался в городе Тушино, откуда совершал грабительские набеги на окрестные земли. Против него царь Василий Шуйский пригласил польские и шведские войска, обещая в обмен на военную помощь ряд земель. Но впоследствии он сам был свергнут заговорщиками, которые пригласили на престол польского королевича ВладИслава. Однако король Сигизмунд сам пожелал взойти на русский престол. В результате польские войска вошли на русскую землю и захватили Кремль. Вся знать присягнула иноземцам, лишь Церковь призывала народ к борьбе с врагами веры, желавшими насадить в нашей стране католичество. Поставленный в этот скорбный час на патриарший престол святитель Ермоген призывал народ к борьбе с врагами веры, подписывая воззвания и был заморен голодом поляками, желавшими заставить его замолчать. В это же время Божия Матерь явилась во сне Нижегородскому земскому старосте Косме (Козьме по-русски) Минину, повелев поднимать народ на борьбу с захватчиками. Минин начал работу, организацию же ополчения взял на себя князь Димитрий Пожарский (кстати, потомок князей Стародубских, восходящих к роду князя Всеволода Юрьевича, третьего сына Юрия Долгорукого). Народ охотно брался за оружие, вдохновленный призывом и знамениями, сопровождавшими эти события, а Божия Матерь также являлась и князю Пожарскому. Однако, первое ополчение потерпело поражение и развалилось, но горожане вместе с Мининым начали собирать новое и начали сбор средств. Князь Пожарский согласился снова возглавить войска, хозяйственные дела передав Минину. На благое дело начал собираться народ со всей Руси, в том числе и казаки, которые до сих пор поддерживали самозванцев. Один за другим под контроль ополчения переходили города и центром движения сперва стал Ярославль. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы, переданный князю Пожарскому в Ярославле.

Вскоре ополчение подошло к Москве. Здесь прошли кровопролитные сражения ополченцев с армией поляков и части казаков под командованием гетмана Яна-Кароля Ходкевича. Бои проходили у стен Новодевичьего[131] и Донского монастырей[132]. В результате их поляки обратились в бегство. Но в городе еще оставались войска полковников Миколая Струся и Юзефа Будилы. Сначала приступом был взят Китай-Город (22 октября / 4 ноября), затем в результате осады поляки сдались

(по-нашему 9 или 10 ноября). В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они воочию убедились.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм.  По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани первообраза. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936‑м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы (после осквернения Храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930‑х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись где-то в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, однако это не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанский для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря (ВХНРЦ). И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской, ‑ петербургского. Он появился в северной столице в 1710‑х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730‑х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшею и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте, а к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор.

Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!». Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской – в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали 129 пудов (2,1130840356 т.) серебра и 37 с лишним фунтов (15,15195917 кг.) золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. С 1932 года в соборе был музей религии и атеизма. В 1991 году собор был возвращен Церкви, а с 2000 года стал кафедральным.

Спустя год, в 1923‑м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сперва в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940‑го – у правого клироса Князь‑Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к своему первообразу из Казани, явила в годы последней войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской иконы вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили, по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, «Дом Пресвятой Богородицы». Никогда не умолкает в нем тропарь Казанской иконе:

Тропарь:

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Православие. Ру.

Надежда Дмитриева. Из книги "О Тебе радуется!"  21 / 07 / 2005


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь