Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всенощное бдение в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города-курорта Геленджик



20 июля 2018 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани,

Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил всенощное бдение в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города-курорта Геленджик.

 

Пятница, Июля 20 2018
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6881-vsenoshchnoe-bdenie-v-svyato-voznesenskom-kafedralnom-sobore-goroda-kurorta-gelendzhik

 Владыке сослужили: протоирей Владимир Саззонов, протоиерей Александр Яблоков, благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протодиакон Евгений Габов, диакон Александр Лысенко.

За богослужением была совершена лития с благословением хлеба, вина, пшеницы и елея, по прочтении Евангелия, Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора. Из-за сильного дождя, бывшего в этот день, храм был полупуст. Часы читал о.Александр Корниенко…

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

До сих пор мы читали отрывки из послания апостола, где апостол учит верующих основам семейной жизни. А здесь нам предлагается отрывок из другого послания, где апостол пишет об отношении человека и государства. Интересно, что апостол, называя представителей власти Божиими слугами, пишет не о благочестивых императорах позднейших времен. Нет. Он пишет об императорах язычниках, которые вскоре будут гнать христиан и предавать их пыткам и смерти. Но апостол призывает не к сопротивлению власти по собственному желанию, но к уважению к законам и порядку. Здесь апостол подчеркивает – нет власти не от Бога. Ничто в этом мире не происходит без воли или попущения Божия и даже волос с головы человека не упадет без попущения Божия, а тем более, никто без содействия Божия не сможет взойти на вершины власти. Потому утверждения иных, что такая-то форма власти более богоугодна, а иная – менее богоугодна, смешны, ибо без Бога в этом мире не происходит ничего. И хоть не все могут быть согласны с действиями властей, но это не оправдывает всякого революционного противления власти. Несогласие можно выражать в рамках закона, а подчиняться должно даже не столько закону светскому, сколько Евангелию, исполнивший заповеди которого, не будет постыжен и перед законом светским, ибо основа жизни христианина – любовь. Для любящего нет разницы ни в поле, ни в национальности, ни в социальном статусе ближнего – он одинаково любит всех и готов истощать себя ради него. Такова христианская любовь. И эта любовь не подумает о том, чтобы вредить ближнему, а тем более, чтобы прибегать к насилию ради достижения каких-то сиюминутных желаний, но напротив, подумает о том, как бы принести ему пользу. И мы призываемся к этой любви. А если мы в чем-то не согласно с действиями властей, то для выражения этого несогласия есть законные методы (ибо и раньше было, что христиане бывали несогласны с иными и действий властей и даже обличали их, порой жестко обличали, но никогда не призывали к бунту)….

Евангелие (от Матфея): 1В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

9И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

14Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

15И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16и запретил им объявлять о Нем, 17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 18Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 19не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; 20трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; 21и на имя Его будут уповать народы.

22Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

25Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

27И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34 Порождения ехиднины[150]! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Господь изгоняет беса из человека. Фарисеи же, взбешенные очередным успехом «конкурента», начинают клеветать на Христа. Впрочем, на деле это было лишь отговоркой, ибо не принимали Его, так как Христа они представляли по-другому, да и не могли они смириться с тем, что Господь обличал их. Но Господь замечает, что они говорят очевидную глупость, ибо бес беса не изгонит и если кто покушается на его добычу, то, по слову святителя Иоанна Златоуста, диавол не щадит даже тех, кто ему вполне покорен и может вымещать свою злобу на них. Притом, добра он не творит, лишь для обольщения иной раз может создать видимость, что творит добро. Но эта ложь потом откроется. Потому, как дерево худое не приносит плодов добрых, так и духи злобы не приносят добра, ведь Господь также говорил: «вор не приходит, кроме как для того, чтобы украсть, убить или погубить…». А творить добро – дело Божие. Чудеса Божии могут быть лишены внешнего эффекта, но зато имеют добрые плоды, тогда как дела, творимые духами злобы, могут быть эффектны и ярки, но совершенно бесполезны. Потому Господь называет их слова хулой на Духа Божия (дело Божие назвали делом бесовским). Нам нечасто приходится видеть чудеса, притом, что при нынешнем торжестве оккультного мышления многие любят читать и слушать о чудесах, не отдавая себе отчета об их подоплеке. И именно такие люди легко улавливаются диаволом, будучи подкуплены яркостью бесовских фокусов. Потому для нас главное – осторожность, дабы не попасть в ловушку. Чудо Божие может быть незаметно и тем не менее, Бог слышит наши молитвы, а это важнее, чем явные знамения, которые для наших душ, пораженных гордостью, могут быть очень вредны. И тут же Господь говорит другие слова: «от избытка сердца глаголят уста». О чем человек думает, о том он и будет говорить, ибо для человека совершенно логично было бы поделиться своими мыслями с окружающими. Потому бесполезно воевать с невоздержанностью языка, пока не наведен порядок в мыслях. Это не значит, что совсем не надо воздерживаться – просто воздержание языка должно начинаться с мыслей. А если мы, делая робкие попытки контролировать свой язык, не имеем успеха, то это происходит потому что полет мыслей наших нами не контролируется. Эти строки нам и читаются для того, чтобы мы правильно расставили акценты и пытаясь воздерживаться от слов, контролировать и ход мыслей, чтобы пустые мысли завтра не обратились в пустые слова. А за слова свои человек даст ответ на Суде.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и

сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

И снова перед нами традиционное для Богородичных праздничных праздников апостольское чтение. Апостол призывает в делах любви подражать Богу, ради спасения принявшему человеческое естество, а затем и страдания и смерть, дабы спасти человека. Притом, Он, будучи Богом, не гнушался снизойти до принятия человеческого естества. Потому и мы призываемся не делить ближних на «хороших» и «плохих», а исполнять заповедь о любви не на словах, а на деле. Как Бог любит всех и заботится обо всех людях одинаково, всем желая спасения, так и мы призываемся к любви ко всем, не деля людей на друзей и врагов, но желая добра каждому, имея готовность разделить его радость и горе, готовность истощать себя ради ближнего. Увы, об этом легче говорить, чем исполнять, но если человеку это и невозможно, то все возможно Богу, а потому и мы, далекие от этого, призываемся этому следовать…

Еванглие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

И традиционное для Богородичных праздников Евангельское чтение о Марфе и Марии. Господь пребывает в доме у тех самых сестер Марфы и Марии, чей брат Лазарь будет позднее воскрешен Христом. А теперь Господь проповедует в их доме. Но одна сестра внимательно слушает Христа. Другая же всецело поглощена заботой о столе, вряд ли даже слыша то, что Господь говорит. Зато она видит, что сестра ей не помогает, тут же укоряя Христа, за то, что Он попускает той «бездельничать». Но Господь замечает ей, что та, в отличие от нее, внимательно слушает Его, не просто слушая, а стремясь это исполнять. Именно то, что она примет умом и душой своей, взойдет и принесет плод, как раз будет с ней и не отнимется от нее. А хлопоты Марфы, по существу, Господь именует бесполезными, ибо без многого из того, что она хочет сделать можно было бы и обойтись. Впрочем, это не значит, что все то, что она делает, худо. Нет. Но она всецело поглощена своими хлопотами, игнорируя то, что говорит Господь, да еще укоряя свою сестру, внимательно слушающую Христа, да еще слагающую все услышанное в себе. Можем ли мы сказать о себе, что мы так внимательно слушаем и читаем Слово Божие? Увы, нет. А Мария слушала именно так. Тут вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: «Все мы, как Марфа, суетимся…». По преимуществу, большая часть наших забот и попечений, которые мы считаем важными, на самом деле пустые. Они носят нас туда и сюда, лишь поздно вечером бросая без сил на постель, не давая ни помолиться, ни даже подумать о Боге. Такова страсть многозаботливости, угнетающая многих. О ней много рассуждает святитель Игнатий (Брянчанинов). Итак, плох не труд, но ситуация, когда житейские попечения заслоняют собой Бога, когда на заботу о душе «нет времени», потому что «много дел». которые, как правило, куда-то испаряются, когда человек хочет не молиться или читать что-нибудь полезное для души, а развлекать чем-нибудь свое тело….

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником. Проповедь он говорил, конечно, на тему праздника. Сегодня мы отмечаем один из самых чтимых на Руси праздников – в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в далеком XVI веке на месте пожара в Казани, когда Божия Матерь несколько раз являлась маленькой девочке и велела искать ЕЕ икону. И икона была найдена на пепелище. В обретении иконы принимал участие священник Ермолай – будущий патриарх Ермоген. С тех пор икона эта (считается вариацией на тему иконы Божией Матери «Одигитрия», написанной апостолом и Евангелистом Лукой) является одной из самых почитаемых. Праздники в честь этой иконы сопоставимы по почитаемости с двунадесятыми праздниками, такими как Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Вообще, никто из святых не почитается так, как Пресвятая Богородица, а причина в том, что сам Господь усыновил ЕЙ всех нас, так что ОНА – наша Мать, а никто так не заботится о детях, как Мать… Тут о.Антоний говорил притчу о том, как апостол Петр, которого притча представляет в виде этакого привратника (в нецерковной среде часто именно так трактуются слова о ключах от Царства Небесного, которые обещает дать апостолу Господь – прим. моё), жалуется Богу, что видит в раю людей, которые не были пропущены в рай и которым место в аду. После этого Господь показывает некий укромный угол рая, где втайне Божия Матери опускает в ад свой покров и таким образом вынимает оттуда грешников…. Притча эта довольно незамысловатая и даже детская. Но так или иначе, но Божия Матерь, как никто другой, печется о нас, притом что ЕЕ молитва имеет особе дерзновение, поскольку сам Господь слушает ЕЕ, как мать по плоти. И потому никто, прибегающий к НЕЙ, не бывает не услышан. Также он говорил на тему Евангельского чтения, которое всегда читается в Богородичные праздники. В эти дни всегда читается отрывок, в котором говорится, что Господь пребывает в доме сестер Марфы и Марии, чьего брата Лазаря Господь позднее воскресил. Одна из сестер внимательно слушает Христа, а другая так же, как частенько бывает и у нас, желая приготовить стол, суетиться и хлопочет, при этом раздражаясь, дескать сестра ее оставила одну и укоряет Христа, что Он попускает ей «бездельничать». Но Господь замечает ей, что она много суетится и хлопочет, но есть нечто, чтоважнее всех ее хлопот, и ее сестра избрала именно это. В богородичные же празхдники это читается потому что Божия Матерь изначально избрала это единственно важное, всей душой прилепившись к Богу, живя в вере, любви и смирении. Известно, что она мечтала быть привратницей у ТОЙ, что станет матерью Христа, но Господь избрал таковой ЕЕ саму. Итак, будем прибегать к ЕЕ помощи. Молитвами Пречистыя Своея Матери Господь да помилует нас…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь