Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Стефан Савваит



День памяти: 13 / 26 Июля

Преподобный Стефан Савваит, племянник святого Иоанна Дамаскина (память 4 / 17 декабря), родился в 725 году. Десятилетним отроком поступил в Лавру святого Саввы и всю жизнь провел в этой обители, иногда уходя в пустыню для уединенных подвигов. Преподобному Стефану был ниспослан дар чудотворений и прозорливости: он исцелял больных, изгонял бесов, узнавал мысли приходивших к нему за советом. Скончался в 794 году, заранее извещенный о дне смерти. Житие преподобного составлено его учеником Леонтием.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

Апостол здесь рассуждает о чудесных дарах, ниспосылаемых от Бога. В те времена Дух Божий часто совершал чудеса. И дар знания ранее незнакомых языков Бог ниспосылал многим. Так, в книге Деяний Апостольских пишется о том, как родственники и друзья римского центуриона Корнилия заговорили на чужих языках, когда им проповедовал апостол Петр, что убедило его без сомнений крестить их без требования о предварительном обрезании. Но Бог не совершает чудеса просто так. Бог не нуждается в нашем прославлении, а потому совершает чудеса только когда это может быть полезно. Если же это будет человеку во вред, то и чудеса Он совершать не будет. Чудеса, совершаемые без явной необходимости, просто ради демонстрации, характерны, скорей, для бесов, ведь им важно обратить на себя внимание, обольстить человека. В этом и состоит главное отличие…

Евангелие (от Матфея): 1Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

5Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

6Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

7Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.

8Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11и, получив, стали роптать на хозяина дома 12и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; 15разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: 18вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; 19и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; 27и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28так как Сын Человеческий не для

того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Господь говорит о своих будущих страданиях, однако ученики остаются глухи к этим словам. Они по-прежнему представляют Христа, как земного властелина, а потому то и дело делят места в будущем правительстве, которое, как они считают, Господь обязательно создаст. Потому и сейчас мать Иакова и Иоанна просит Христа о том, чтобы ее детям получить самые высшие посты. Но Господь пришел вовсе не для этого и дает понять, что Царство, о котором Он говорит, совсем не то царство, которое они себе представляют. Если некто желает быть близким к Богу, то приближение достигается в земной жизни – он должен своей жизни сугубо уподобиться Богу, подражая человеколюбию Божию. Чем ближе к Богу становится человек по своему образу жизни, чем больше он отдаляется от греха, тем ближе он будет к Богу и в Царстве небесном. Иного пути нет. И далее Господь вразумляет учеников, искренняя в них мечты о будущей власти. Господь не отрицает этим необходимость власти одних над другими, ибо иного пути поддержания порядка в человеческом обществе, увы, нет. Но власть эта должна осуществляться не через подавление – властвовать – не значит «вязать узлы» из подчиненных, но служить людям. То есть, начальник должен понимать, что его подчиненные – такие же люди, как и он сам, а значит, они – братья, а соответственно и должны вести себя друг с другом, тем более, что и им придется дать ответ пред Судом Божиим. Об этом, кстати, писал и апостол Павел в послании к Эфесянам: «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». Сам Господь пришел не для того, чтобы подавлять людей, но чтобы спасти человеческий род и отдать жизнь ради того, чтобы человеку обрести потерянный рай, потому и люди призываются, чтобы служить друг другу. Господь желает, чтобы основой взаимоотношений между людьми стало не социальное расслоение или отношения начальник – подчиненный, а любовь, при наличии которой уже нет начальников и подчиненных, богатых и бедных, а только братья во Христе.… И если среди нас дело обстоит совсем не так, то именно поэтому текст этот и читается, чтобы дать нам представление о норме….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Все послание к Евреям посвящено рассуждениям о Крестной жертве Христа. А здесь апостол выражает восторг по поводу того, какое милосердие проявляет Бог по отношении к человеку – немощнейшему из созданных Богомживых существ. И ради нас сам Бог пожелал стать человеком, во всем подобным нам, кроме греха, дабы спасти нас от погибели. И как же, помня о такой жертве ради нас, отвергать спасение, которое Бог желает ниспослать всем…?

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных,

и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире[248] и Сидоне[249] явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Апостол Акила и мученица Прискилла

Не радуйтесь о чудесах, которые совершаются через вас. Господь напоминает им, что все это совершалось не их силой, но Божией, дабы они не гордились, не приписывали все себе. Радости же достойно то, что они включены в книгу жизни и это является истинной причиной для радости…

Пятница 27 июля.

Больших праздников в этот день нет. Тем не менее, и этот день есть свои праздники. О большинстве будет написано ниже, но отдельно отмечу чтимого в этот день мученика Иоанна Мервского. О нем указывается только то, что он жил в городе, называемом «Мерв[250]» в Центральной Азии, который в IV веке был взят персами. После взятия началось истребление христиан, в ходе которых погиб и Иоанн. О нем Русская Церковь узнала лишь случайно, из исторических трудов местных писателей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь