Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Священномученик, протоиерей Николай Порецкий
Память 14/27 июля, Собор Новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Николай (Порецкий) родился в 1865 году в селе Поречье Тверской губернии в семье псаломщика. Детей в семье было пятеро: три брата и две сестры. Все три брата стали впоследствии священниками. Николай Порецкий закончил Духовную Семинарию и женился на Любови Дмитриевне Зверевой – дочери священника храма Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки. Село располагалось в красивейшей местности близ Москвы и принадлежало князю Голицыну. Став священником, отец Николай принял приход, где до него служил его тесть, протоиерей Димитрий Зверев. Отца Николая Порецкого уважали и любили все – от простого крестьянина до владельца имения князя Голицына. Господь дал ему истинный дар священнослужителя мудрого, доброго, а если нужно строгого. Одновременно со служением в церкви, отец Николай был инспектором школ и ездил туда с проверками. Его ждали с волнением и трепетом, он был строг, но всегда справедлив. Отец Николай был награжден митрой, двумя церковными орденами и тремя медалями. В 1910 году скончалась матушка Любовь Дмитриевна, и отец Николай остался вдовцом с пятью детьми, до этого похоронив еще троих, умерших в младенческом возрасте. В это время он нашел в себе силы закончить книгу «Село Влахернское, имение князя Голицына», которая вышла в свет в 1913 году. Книга впоследствии стала настольной книгой для краеведов. В том же году был торжественно отпразднован 25-летний юбилей служения отца Николая в храме. Вслед за этими событиями отца Николая постиг тягчайший удар: трагически погиб его старший сын Николай. Услышав это страшное известие в церкви, отец Николай, потеряв сознание, упал и ударился головой о мраморный пол, что не прошло бесследно и потом тяжело отразилось на его здоровье. Начавшиеся после революции гонения на Церковь и священнослужителей коснулись всей семьи священника. В 1922 году отца Николая вместе с детьми выселили из дома причта, через год скоропостижно умерла средняя дочь отца Николая Валентина. Через неделю после ее похорон скоропостижно скончался зять – муж старшей дочери Марии. И отец Николай остался жить с младшей дочерью Еленой. Младший сын священника Дмитрий стал военным и жил отдельно, от него потребовали публично отказаться от отца – «попа-лишенца». Дмитрий был вынужден пойти на такой шаг и больше с отцом никогда не виделся. Отец Николай очень это переживал и тосковал о сыне. В 1928 году постановлением Моссовета церковь, где служил отец Николай, была закрыта, а 64-летний священник арестован и приговорен к пяти годам высылки в Северный край[271], на лесоповал. В городе Шенкурске, где проходила ссылка священномученика, старого и немощного отца Николая вскоре освободили от работ на лесоповале ввиду невозможности использовать его на тяжелых работах. Тогда его приютили две ссыльные монахини, сестры Таисия и Рафаила Пышкины. Отец Николай был лишен права переписки, так что его родным писала одна из сестер. Боясь преследований по отношению к своему ребенку, дочь отца Николая Мария после ареста отца переехала туда, где никто не знал, что ее отец – репрессированный священник. Она отправляла отцу скромные посылки на имя приютивших его монахинь. Не отвернулся от отца и младший сын Дмитрий, который в свое время перед лицом советской власти от него отказался, он тайно отправлял отцу посильную помощь. В 1933 году отец Николай скончался в городе Шенкурске и был похоронен ухаживавшими за ним монахинями. Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. по представлению Московской епархии. О дне сем. Чтения литургии. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. 4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. 5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. 6Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? 7И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях? 8И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? 9Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 10Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 11Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. 13А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. 14Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. 15Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. 16Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь. 17Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. 18Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. 20Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 21В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. 22Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. 23Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? 24Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. 25И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. 26 Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию. 27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй. 28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. 29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. 30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. 31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. 32 И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых. 34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. 36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? 37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни. 38 А кто не разумеет, пусть не разумеет. 39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40только всё должно быть благопристойно и чинно. Разумеется, мы с вами не можем рассуждать о том, о чем здесь пишет апостол, кроме того, что чудеса Бог совершает не просто ради чудес, но ради спасения людей. И апостол здесь призывает служить ради спасения ближних. Но больший интерес вызывает фраза «и духи пророческие послушны пророкам, ибо Бог не есть Бог неустройства, но устройства». Так и некто из Отцов сказал, что Дух Божий никогда не насиловал воли тех, через которых действовал, но действовал в сотрудничестве с ними, в противном случае такое действие было бы бесовским. Для демонов характерно насилование воли человека и захват над ним власти, так что человек превращается в безвольную игрушку в руках темных сил. Но не так действовал Бог через пророков и апостолов, внушая им, что сказать и написать, а говорили и писали они уже сами (отсюда и разница в текестах всех четырех Евангелий). Но не все это понимают. Даже содержащееся в предании описание того, как апостолу Иоанну Богослову ниспосылается знаменитое откровение, записанное в книге Апокалипсис, напоминает спиритический сеанс, когда дух начинает говорить через уста медиума (увы, многие жизнеописания святых искажены фантазией человеческой и это и сегодня подчас является настоящей бедой, не говоря уже о древних временах, когда между временем жизни человека и моментом, когда рассказ о жизни человека был записан, проходили века). Для Бога же свобода воли, данная человеку – есть величайший дар, а потому Бог уважает его в человеке. Это принципиально важно знать, когда речь идет о Священном Писании, написанном по действию Духа Господня… Евангелие (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. 4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. 6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна[272] Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! 10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? 11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. 12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы