Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеология и практика итальянского фашизма (1920 -е гг.).
Говоря об истинных целях переворота Муссолини можно выделить объективные цели (цели, которые поддержал господствующий класс) и субъективные цели (цели, которые преследовали руководители партии и её идеологи). Объективными целями были: 1. Подавление революционного движения. Разгром социалистической и коммунистической партии, профсоюзов и демократических организаций представляющих интересы пролетариата. 2. Сохранение социального строя и господствующего класса: монархии, аристократии, буржуазии 3. Новое идеологическое обоснование господства буржуазного класса. 4. Усиление власти государства защищающего и продвигающего интересы частной собственности и крупного капитала. 5. Ликвидация демократических элементов в государстве. 6. Укрепление армии. Защита её интересов. Субъективными целями были: 1. Захват государственной власти. 2. Воссоздание величия Италии по Римскому образцу 3. Построение общества на началах корпоративизма. 4. Желание встать над господствующим классом – стать новой элитой. Если говорить о декларируемых целях, то необходимо обратится к программным документам «Союза борьбы», а также к Программе Национальной фашисткой партии. На первом этапе – в период функционирования «Союза борьбы», как отмечает исследователь фашизма Бурдерон, программа фашистов носила крайний эклектичный характер. В ней были смешаны требования националистов и социалистов. Так требования «Национальной внешней политики, основанной на понимании величия итальянской нации в мире в мирном соревновании», тонули в чисто социалистических требованиях ведения 8 часового рабочего дня, всеобщего избирательного права, секвестра военных прибылей и даже создания на предприятиях советов рабочих. Однако с данной программой на выборах 1919 года фашисты потерпели сокрушительное поражение, набрав всего 4700 голосов. Следующим и более серьезным этапом принятие программы Национальной фашисткой партии, из которой теперь были исключены многие социалистические требования. Однако и она была достаточно эклектичной для того, чтобы фактически любой представитель социального слоя или класса мог найти там положения отвечающее его интересам. Склейка этих требований производилась путём призывов к служению Величию Италии и нации. В программе были переосмыслены институты государства, нации, армии и внешней политики. Государство объявлялось «юридическим оформлением Нации», и общие интересы государства стояли неизмеримо выше частных. Государство должно быть сильным и централизованным. «Только сильное государство дает силы к движению к величайшим свершениям нации» Нация объявлялась «вечной реальностью» и высшей ценностью. Италия, как «бастион латинской культуры» получала право на империалистические захваты и расширение своего влияния до уровня Римской империи. Обеспечить интересы и притязания нации и государства должны были вооруженные силы. В программе 1921 года открыто провозглашается милитаризация всей страны. Во внутренней политике доминируют популистские лозунги. В основном для привлечения новых членов в партию, например «наделение землей ветеранов Первой мировой войны» или «Землю тем, кто её обрабатывает!». Всё это спокойно соседствовали с антидемократическими и антисоциалистическими целями, например урезание функций парламента и защита частной собственности. «Преодолению» классовой борьбы должна была послужить политика корпоративизма. Общество должно было перестроиться для общей работы на благо нации и сформировать корпорации на основе солидарности. На деле все профсоюзы и ассоциации производителей должны были попасть под контроль фашистской партии, самостоятельное профсоюзное движение должно было исчезнуть. Резкий поворот в сторону господствующего класса выразился и в заявлениях о признании важности католической церкви и о пиетете по отношении к монархии. Большую роль в программных документах отводилась воспитанию молодежи в духе служения нации и государству.Все эти не очень популярные цели смягчались требованиями, что частные и классовые интересы должны быть строго подчинены национальным. В целом, программа партии представляла из себя набор из националистических, синдикалистских и социалистических требований. Программа сочетала конъюнктурные цели и откровенную демагогию. Требования не были подкреплены механизмами их реализации. Вообще, отношение партии к программным документам было весьма прагматичное, о чём недвусмысленно заявил сам Муссолини через год после принятия первой программы: «Нас спрашивают какая у нас программа? Наша программа проста: мы хотим управлять Италией. О программах говорят более, чем следует. Италия нуждается не в программах оздоровления, а в людях и устремлениях.» Но несмотря на «плавающий» характер программных положений, партия строилась на орденских принципах. А они заключались, во-первых, в идее воинственного и жертвенного патриотизма, во-вторых, в жесточайшей дисциплине и, в-третьих, в четкой иерархии и субординации. Все эти принципы постоянно подкреплялись действием. Участие в террористических нападениях было небезопасным делом, в партии были жесткие дисциплинарные взыскания, неподчинение иерархии было сродни предательству. При вступлении в партию подписывали не просто заявление, а давали клятву: «Клянусь беспрекословно исполнять все приказания вождя и служить делу фашистской революции всеми моими силами и, если нужно, моей кровью.. Всё это позволяло умело маневрировать в политической сфере, сохраняя структуру и наращивая её силовой потенциал. Идеология партии была построена на мифе, который гораздо глубже и сильнее скреплял организацию, чем любая программа. Условно, этот миф можно разделить на три составные части: 1. Исторический проект воссоздания «древнеримского величия» (взятый у националистов Коррадини и сторонников Д’Аннуцио и расширенный за счёт других исторических достижений страны) 2. Фашизм как тоталитарный субъект тотального государства, способный реализовать этот исторический проект. 3. Великий вождь Муссолини как олицетворение и «мозг» исторического проекта, фашизма и тотального государства, реализующего проект. Наряду с клятвой, интегральным мифом, существовали еще и огромные массовые действа, которые позволяли прочувствовать утраченное чувство коллективизма . Нацисткие собрание, песни, марши, факельные шествия, яркие и короткие лозунги кричалки: - накачивали энергетикой фашистские когорты и заражали ими возбужденные толпы. Что опять же усиливало эффект внушения. Бесспорно, это была партия революционно нового типа, которая находила опору в человеке не только на рациональном уровне, но на уровне эмоциональном, а во многом и на подсознательном, иррациональном.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы