Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зрелость. «Я знаю, что я ничего не знаю»
Зрелость - возраст обыденной, более оснащенной и полной открытости опыту, когда новизна уже - менее неожиданна, более привычна. «Я знаю, что я ничего не знаю!» (Сократ) Этот возраст в наших группах является скорее целью, чем реальностью.
ЖИЗНЬ ПО ШПАРГАЛКЕ
Теперь понятно, что все инфантильные фазы развития у взрослого характеризуются: - осознанным или неосознанным расчетом на заботу о нем всех, - затруднением этой заботы из-за неумения ею воспользоваться, - обидой на недостаточность заботы. Мир на претензии взрослого незрелого человека чаще отвечает явной или скрытой агрессией. В результате всегда и во всем - обман ожиданий, так как никто о многосложном взрослом человеке позаботиться не может, а часто и не хочет. Сам инфантильный человек о себе не заботится. Самостоятельность только имитирует. До 10 лет напоказ воспитателю и за его похвалу, в ожидании награды. В подростковых фазах демонстрирует ее себе и группе. Имитируя самостоятельность, незрелый взрослый, обнаруживает никаким делом необеспеченную претензию считать себя самостоятельным. Ответственность за себя вольно или невольно инфантильный человек возлагает на других и здесь тоже обманывается - никто за взрослого отвечать не может. Центрированный не на своем существовании - не на себе (как это часто кажется), а на нетворчески взятых правилах, схемах, идеях, которые он принимает за себя и за реальность, инфантильный человек всегда живет как бы не здесь, не в реальном мгновении, а где-то по старой, давно ошибочной шпаргалке. Поэтому и -его эмоциональное реагирование двойственно: интуитивное - на факты, которых он не сознает, сознательное -на далекие от действительности выдумки, и - поведение его неточно, приблизительно, невпопад. Усилия и затраты огромны! А полезный для него, да и для других результат ничтожен. К тому же, игнорируя свои внутренние и внешние обстоятельства, он очень мало обучаем. Как робот без обратной связи, скорее сломается, чем изменит разрушительное для него поведение. Не понимая, не узнавая ни себя, ни других, и к другим и к себе относясь, как к инструментам для чего-то, он, расплачиваясь услугой (ни для кого) за услугу (не для себя), - не считается ни с ними, ни с собой. Вечный участник обмена полезностями, у которых нет потребителя, он, отдавая второстепенное, ждет, что получит все главное и необходимое волшебным образом[159]. Ведь в чем заключается это, необходимое для него (да и Для других), он не знает и даже не задумывается. О своем (и Другого) реальном существовании в качестве хозяина, законодателя и смысла нашего мира он даже не догадывается. Малейшее соприкосновение с такой реальностью его обескураживает. Такое восприятие мира через «комплекс различия» обусловливает все его конфликты, их характер и неодолимость для него. Усвоив до 10 лет мерки одобряемого воспитателями («хорошо - плохо»), с 10 лет управляемый ими подросток не осуществляет почти никаких своих нужд. Он не живет, а судит! Постоянная придирка ко всему и вся для него - гарант (залог) того, что все осужденное, как по волшебству, изменится в его пользу. Гарант (залог) - ложный! Захватившее все силы незрелого человека старательное осуждение всех и всего чернит в его глазах среду обитания, превращает субъективный мир подростка в угрожающий, гадкий, непригодный для жизни. В конце концов, чернит и его самого. Рождая чувство малоценности, лишает права на все, чего достоин только «хороший» человек. Лишает права на жизнь. Это же неосознанное ожидание волшебства - ощущение, что осужденный мир должен от осуждения сам измениться к лучшему, чуть не полностью парализует инициативу инфантильного человека. (Об этом невероятно точно рассказал Джером Дэвид Сэлинджер в романе «Над пропастью во ржи»[160]) Как происходит остановка в развитии? Как человек предпочитает развитию остановку - имитацию[161]?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы