Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интенциональность и ситуация



Всякая ситуация, а, в особенности, всякая ситуа­ция межличностных отношений мобилизует у каж­дого участника определенную интенциональность.

65 Levinas E. Intentionnalite et sensation // En decouvrant
l'existence avec Husserl et Heidegger. P., 1974.

66 Searle J. L'intentionnalite. Essai de philosophic des etats men-
taux. P., 1985.

67 Chemouni J. (dir.). Clinique de l'intentionnalite. 2001.

68 Ibid., p. 46.


Быть в присутствии другого                                     139

Сила, которая мобилизует эту интенциональность, может быть обозначена и описана разными способа­ми. Фрейд69 говорил об этом в терминах импульсов и, следуя за Гроддеком70, разработал свою теорию «id», первое вместилище психической энергии. (Для на­ших последующих размышлений, кроме того, важно вспомнить, что, когда Фрейд предпринял теоретичес­кое рассмотрение психических инстанций (id, ego и superego) с динамической и психогенетической точ­ки зрения, он определил ego и superego как последо­вательные дифференциации id.) Гудмен71 ввел в свое время понятие «id ситуации» — способ локализации происхождения движущего импульса в самой ситу­ации, в отличие от всякой локализации в организме или психике. Человек придает форму ситуации, как ситуация придает форму человеку. «Ситуации есть то, к чему индивиды приспосабливаются посредством определений, которые они им дают»72. Это движение контакта и взаимного построения делает индивида дающим и получающим, действующим и являющим­ся объектом действия в одной и той же операции.

Если id обретает форму в ситуации, то и интенци­ональность становится интенцией именно в ситуа­ции. Именно так id становится ощущением, аффек­том, словом, контактом, актом, поведением, взаимо­действием... Гроддек мог утверждать, что «жизнь про-

69 Freud S. Le moi et le за // Freud S. Oeuvres completes (1921—
1923). P., 1991 (русск. пер.: Фрейд З. По ту сторону принци­
па наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой.
СПб., 1998, с. 80-135).

70 Groddeck G. Le livre du за. Р., 1963.

71 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit.

72 У. Томас и Ф. Знанецкий, цит. по кн.: Fornel M. de, Que-
re L. (dir.). Fornel M. de, Quere L. (dir.). La logique des situa­
tions - Nouveaux regards sur l'ecologie des activites sociales.
P., 1999.


140                                                       Жан-Мари Робин

живается посредством id»73. Так или иначе, на основе «id ситуации» или - если угодно сохранять интрапси-хическую модель — на основе «id импульса» измене­ние и оформление становятся фактом self, составным параметром которого выступает id.

В переживаемом опыте субъект охотно рассматри­вает ощущения, поступки и т. д. как принадлежащие ему. Он их объясняет и оправдывает в форме личнос­ти («нарративной идентичности») и локализует пре­имущественно в рамках своего «Я», которое, по его мнению, свободно и сознательно. Это затрудняет ос­мыслить то, как ситуация осуществляет контроль над его опытом. Можно ли сказать, что одна из функций психотерапии состоит в устранении этого — часто им­плицитного — представления и восстановлении бо­лее сложной картины индивидуализации, принимая в расчет последовательный ряд контактов и ситуаций? Не надо ли постулировать, что в поле опыта интенци-ональность составляет то, что свойственно субъекту, образует и определяет его; что свою интенциональ-ность помещают как ответ на ответ на ситуацию или как инициативу, потому что интенциональность при­звана рождать формы?











Как узнать интенциональность другого

Слова ощущений

Гештальт-терапия не является дуалистической теори­ей, она отказывается от того, что того, что Перлз и Гуд-мен называют «ложными дихотомиями», как-то проти-


Быть в присутствии другого                                    141

вопоставление души и тела74. И с точки зрения гештальт-терапии нельзя обладать мышлением вне телесного ощущения. Так что было непоследовательно разделять и противопоставлять осмысленную интенциональность и телесную интенциональность, даже если она находит­ся вне поля сознания. Наш подход охотно отдает пред­почтение высказыванию пациентом того, что им непос­редственно осознается. Сверх того психотерапия пред­полагает настоящий тренинг по расширению поля осоз-навания в сферах ощущений, эмоций и чувств, жестов и поступков, мыслей и воспоминаний, представлений и фантазий, восприятий среды... На первой стадии со­здания гештальта речь идет о том, чтобы возникла или выработалась некая ясная фигура, которая затем мог­ла бы войти в фазу раскрытия. «Прочесывание» частич­ного опыта, который непосредственно осознается, и та­кого, который выходит на поверхность, собирает, стал­кивает, подвигает опыт в направлении смысла. Каждый практикующий терапевт знает, в насколько установле­ние соответствия рассказанного пациентом анекдота телесному ощущению, которое с этим связано, жести­куляции, которая это сопровождает, и т. д. дает другую ориентацию, чем та, которая могла возникнуть на осно­вании одних произнесенных слов (вербализированная интенциональность, т. е. ставшая интенцией), подчас даже не имеющих отношения к ситуации.

Хотя интенциональность имеет «направленность», ее смысл надо искать в целостности ситуации, в поле, понятом как «структура возможностей»75, причем эти возможности не могут быть сведены к одному «орга­низму» или даже к одной психике, как этого хочется слишком многим клиницистам.


 


Groddeck G. Op. cit.


74 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit., p. 66.

75 Жиль Делез, цит. по: Robine J.-M. Preface.


142                                                       Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого                                     143


 










Интуиция

Клиницисты часто используют слово «интуиция», чтобы обозначить способ, который открывает им до­ступ к другому человеку и, таким образом, позволя­ет построить интерпретацию. Впрочем, такие интер­претации иногда бывают дельными. Даже если ник­то почему-то не вспоминает, что эта модальность до­ступа к другому не избавлена от навязанных смыслов и проекций и даже игр контр-переноса, она дает зна­ние ряда составляющих опыта пациента, которое час­то трудно представить и трудно выразить.

Моя гипотеза состоит в том, что интуиция склады­вается на пересечении восприятия и резонанса. Зна­ние себя, которым вооружают практикующего тера­певта личная терапия и супервизия, помогает ему об­наружить некоторые элементы резонанса, которые могут играть роль в процессе. Необходимо вернуть­ся к тому, что было воспринято подчас неосознан­но и интерпретировано чересчур поспешно в форме синтеза, который может показаться пассивным. Ка­ковы знаки языка и тела, голоса и шепота, контекс­та и атмосферы, которые клиницист воспринимает и немедленно синтезирует в форме общего имплицит­ного значения?

Кроме того, необходимо не терять из виду, что ин­туиция, как, впрочем, и восприятие, действуют на ос­нове опыта и знаний клинициста. У меня не было бы интуиции, что данное лицо испытывает стыд, от ко­торого оно стремится избавиться, что оно могло стать жертвой злоупотреблений и плохого обращения или что его депрессия выливается в провалы памяти и фантомы, если бы вещи, о которых идет речь, были бы за пределами моего понимания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь