Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧТЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРОБУЖДАЕТ
Для тех, кто ищет, кто идет наощупь, у кого нет уверенности в себе, кого влечет и тот, и этот путь, у кого в жизни великое множество интересов, кто неустойчив и не окреп в своей воле к реализации, читать книги очень полезно, потому что чтение дает возможность многое узнать и пробуждает интерес к различным темам... ...Есть такой вид чтения, который пробуждает живой интерес к определенной теме и может помочь вам в начальных поисках. Обычно, даже если у вас есть опыт, необходимо понять его на уровне умственной идеи, и тогда ваше усилие станет более сознательным. Но чем больше вы знаете, тем более искренни вы должны быть в своих переживаниях, то есть не следует пользоваться формообразующей силой своего ума, чтобы возбуждать воображение, и таким образом творить некое переживание в самом себе. С точки зрения ориентировки подобная активность может быть даже полезной, но с позиции опыта - наоборот. Эта активность воображения лишает опыт его динамической ценности, переживание теряет интенсивность от того, что необходимо следовать ряду моральных и духовных условий. Существует некая особая целостность ума, которая может принимать в себя что-то новое или избавляться от чего-то, сохраняя внутреннее равновесие. И каждому следует найти свою точную меру - сколько ему читать, сколько медитировать, сколько времени уделять концентрации. У каждого это по-своему.
ЧТЕНИЕ ТРУДОВ ШРИ АУРОБИНДО
Чтобы извлечь максимальную пользу из чтения трудов Шри Ауробиндо, лучше всего делать так: сфокусировав внимание и направив свое сознание на чтение, вы должны установить ментальное спокойствие и достичь состояние неподвижности ума. В результате внимание становится таким спокойным и чистым, что напоминает зеркальную гладь воды. Тогда все, что вы читаете, будет проходить сквозь эту безмолвную поверхность, проникать глубоко в существо и восприниматься с минимальным искажением. Впоследствии, иногда через длительное время, все прочитанное вами хлынет из глубин и проявится во всей силе и полноте понимания, но уже не как знание, приобретенное извне, а как свет, вышедший изнутри. При таком подходе способность понимания значительно возрастает. Если же во время чтения ваш ум возбужден и тут же стремится понять все, вы потеряете не менее трех четвертей силы, знания и истины, содержащихся в словах. Если же вы сможете воздержаться от лишних и преждевременных вопросов хотя бы до тех пор, пока процесс усвоения и внутреннего пробуждения не завершился, то обнаружите, что совершенно не о чем спрашивать, так как все прочитанное понято уже и так.
КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
Мать, как правильно слушать музыку? Для этого человеку нужно быть полностью безмолвным и внимательным, он должен как бы уподобиться инструменту, которому надлежит просто записать, зарегистрировать музыку. В этот момент он неподвижен, он становится тем, что слышит. В полном безмолвии музыка сможет войти в него. Но осознание произойдет не сразу, только потом он поймет впечатление, которое музыка произвела на него. Таким образом, наилучший способ слушать музыку - стать безмолвным как зеркало, очень сосредоточенным и молчаливым. Иногда мы встречаем людей, которые действительно любят музыку... Я видела музыкантов, слушающих музыку, музыкантов и композиторов, которые действительно любят музыку, я видела как они слушают... они сидят совершенно спокойно, без малейшего движения. Это общий закон. Если человек может остановить мышление, то это очень хорошо, тогда он сможет извлечь максимальную пользу... Это один из способов внутренне открыть себя, один из самых эффективных способов.
ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО
Для того, чтобы заниматься Йогой, у человека обязательно должно быть чувство прекрасного. Если этого чувства нет, можно не заметить один из важнейших аспектов физического мира. Красота - достоинство души. Я к этому очень чувствительна. Красота движет мною и всегда вызывает во мне чувство преклонения. Красота души часто видна в лице человеческом - это гармония интегральной реализации. Когда душа становится видимой в физической природе, она сообщает ей высокое достоинство и благородство, красоту и величие, исходящие из внутреннего Храма. Даже внешняя непривлекательность исчезает в свете этой вечной и неизменной красоты. Я видела лица, на которых одна крайность сменяла другую в мгновение ока. Некоторые люди обладают особой красотой и гармонией, особым чувством Божественного достоинства в теле, но когда возникают препятствия, трудности, чувство неудачи или униженности, лицо внезапно меняется, черты его приобретают совершенно иное выражение! И, тем не менее, это одно и то же лицо. Изменение внезапно как удар молнии, и видеть это ужасно. Лицо одновременно выражает ужасную муку и крайнее унижение, в религии это называется "мукой греха". Даже лица, сами по себе прекрасные, становятся вдруг отталкивающими. Но это те же лица, те же люди. Я поняла, как ужасно переживание греха, и что оно принадлежит миру лжи.
ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ
Существует особое, ни с чем несравнимое чувство благодарности за то, что Бог просто есть, за то, что он существует! Это ощущение благоговейной, коленопреклоненной благодарности, когда один только факт Божественного Существования наполняет нас радостью высочайшей, радостью неизреченной! Радостью за то, что здесь, в этой Вселенной есть некто, являющийся Богом. И в каждый момент, даже через что-то незначительное, вы можете соединиться с этой величественной реальностью Божественного Существования. И сердце наполняется таким сильным, таким чудесным блаженством, благодарностью столь несказанной, что несравнимо ни с каким другим ощущением. И нет ничего, что могло бы дать вам радость, равную этому блаженству. Вы слышите пение птиц, видите прекрасный цветок, вы смотрите на маленького ребенка, находите в ком-то великодушие и благородство, вы прочитали в книге нечто достойное и высокое, вы смотрите на заходящее солнце и вдруг, неизвестно как... к вам приходит эта изумительная волна благодарности, эта особая волшебная эмоция, глубокая и напряженная! Чувство того, что мир этот проявляет Бога, чувство того, что за его пределами, по ту сторону нашего мира есть нечто Божественное...
ИСТИННОЕ ИСКУССТВО
Истинное предназначение искусства в том, чтобы выразить красоту в тесной связи со всеобщим, всемирным, универсальным движением. Величайшие нации и наиболее развитые расы всегда рассматривали искусство как часть жизни и обращали его силу на служение ей. Так было в Японии в лучшие ее периоды, так было везде в лучшие моменты истории искусства. Но большинство художников напоминает паразитов, растущих на поле жизни. Они, видимо, не знают или забыли, что искусству следует выражать Божественное в жизни и через жизнь. Во всем и повсюду истина должна быть показана в своих всепроникающих ритмах, и каждое движение жизни должно выражать красоту и гармонию. Мастерство не является искусством, талант тоже еще не искусство. Искусство - это живая гармония и красота, которые должны быть выражены во всех движениях жизни. Такое проявление красоты и гармонии является частью Божественной Реализации на земле, возможно, даже самой великой ее частью.
ИСКУССТВО И ЙОГА
Становится ли труд художника лучше, если он занимается Йогой? Принцип искусства по сути тот же, что и дисциплина Йоги. В обоих случаях ставится цель достичь большей сознательности. Цель - научиться видеть и чувствовать то, что находится по ту сторону обычного видения и обычного ощущения, погрузиться внутрь и вынести оттуда более глубокое содержание. Живописец должен следовать определенной дисциплине, чтобы возрастала сознательность его видения, которое само по себе почти йогическое. Если он истинный художник и пытается обнаружить то, что находится по ту сторону, тогда его сознательность, усиленная концентрацией, растет и в принципе уже ничем не отличается от сознания, приобретенного посредством Йоги. Так что йогическое сознание вполне может помочь творчеству художника. Я знала некоторых художников, которые имели весьма скромные дарования, у них не было ни должной техники, ни мастерства, но при помощи Йоги они обрели прекрасные способности в живописи и литературе.
ЖИВОЕ ИСКУССТВО
Когда вы работаете над картиной или сочиняете музыку, пишете стихи, каждый из вас исходит из собственного способа выражения. Каждый художник, музыкант, поэт, скульптор имеет или должен иметь уникальный личный контакт с Божественным и через свое неповторимое искусство выражает эту связь собственными средствами, образами и словами, своим цветовым видением мира, своей способностью слышать, видеть, понимать. Вместо того чтобы копировать внешние формы природы, он должен найти за этими формами что-то в глубине, а затем попытаться выразить это. И тогда он заставит вещи говорить, рассказать о том, что находится по ту сторону внешнего и видимого. В этом и заключается различие между живым искусством и плоским копированием природы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы