Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Валдайские баранки — лекарство от всех недугов.



В течение года из Валдая расходилось до десяти тысяч пятипудовых мешков с баранками. Сортов баранок в России было множество, но наиболее популярным считался валдайский сорт, который был лучшим в своём роде. Рецепт изготовления баранок привезли с собой жёны белорусских «мастеровых людей».

Слово «баранка» имеет в корне своём старославянскую основу «об-варити», от которого позже образовалось русское слово «баранка», польский вариант «obwarzenek» и украинское название «обарiнок». В XVII веке в Белоруссии была организована Сморгонская школа скоморохов и дрессировщиков медведей, в простонародье называемая «Медвежья академия». В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до десяти медведей. «Обваранки» служили сухим кормом для танцующих животных. Тесто из муки и воды круто замешивали, раскатывали в полоски и варили в кипящей воде. Сена с собой не навозишься, а хлеб дорогое удовольствие; обваренное тесто — в самый раз. Эти пластинки ещё солью посыпали, «академикам» очень нравилось.

А. С. Пушкин упоминает баранки, написав в письме другу С. А. Соболевскому:
«У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай».

О «податливых крестьянках» более откровенно высказался проезжавший тут ранее Пушкина А. Н. Радищев:
«Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия. ‹…› Нравы валдайские переселилися и в близлежащий почтовый стан, Зимногорье. Тут для путешественника такая же бывает встреча, как и в Валдаях. Прежде всего представятся взорам разрумяненные девки с баранками».

Одно из первых упоминаний о валдайских баранках встречается в источниках XVII века. В приходно-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1665 год записано: «Куплено братии в Богородицино боранков и яиц на десять алтын».

В те времена было принято выпекать изделия дома, соблюдая традиционный рецепт приготовления и форму, которая напоминала ручную сумку или замок. Баранки готовили из влажного теста, которое могло быть постным, сдобным, яичным, сладким — с сахаром или фруктами. Было также принято добавлять в баранки как в лакомое блюдо тмин или мак. Традиционно на Руси баранки считались не только вкусным изделием, но и лечебным продуктом. При появлении простуды баранки замачивались в тёплом молоке, затем их следовало остудить, скушать и запить горячим чаем с лимоном.

Пекли баранки в специальных пекарнях, которых в 1874 году насчитывалось около тридцати. Муку привозили из Рыбинска и Вышнего Волочка. Приезжие заказчики отправляли баранки и «барашки» — этот «нетленный и несокрушимый зубами продукт» — по городам и сёлам Новгородской и Псковской губерний, особенно в бойкие места: на пристани и почтовые станции. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. Зимой мешками вывозили их мужики в Москву, в волжские города и даже в Сибирь.

 

Церковь Великомученицы Екатерины (арх. Н. Львов), 1793 г.

Памятник значительным перестройкам не подвергался. В XIX веке имели место 2–3 ремонта, существенно не исказившие первоначальный облик храма. К началу реставрационных работ (1956 г.) церковь находилась в плохом состоянии (частично утрачено деревянное перекрытие над галереей, основательно повреждены пьедесталы, базы и нижние части колонн, частично утрачен декор фасадов, отсутствовали заполнения оконных проемов и т.д. После реставрационных работ памятник больших утрат не имеет. Утрачено убранство интерьера, яблоко и крест над куполом.

Восстановительно-реставрационные работы начались в 1956 г. и продолжались до 1957 г. Затем работы были прерваны. Возобновлены в 1959 г. и закончены в 1961 г. Автор проекта реставрации — архитектор Л. Е. Красноречьев. Памятник реставрирован на первоначальную дату (XVIII в.). Вместо деревянного перекрытия над подвалом устроеноперекрытие из системы кирпичных сводиков по металлическим балкам, заложены северный, южный и западный порталы.

Памятник представляет собой прекрасный образец ротондального храма в формах классицизма. Отличается гармоничными формами, стройными пропорциями, изящными деталями. Безусловно, это один из интереснейших храмов данного типа. На территории Новгородской области подобных памятников не сохранилось. Имеет большую художественную значимость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь