Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мнимое и истинное «Я» человека



У человека есть ДВА Я – мнимое и истинное. Первое «я» – псевдо-я – это его эго, то есть, то, что он сам о себе думает. «Эго я»– результат рассуждений человека о себе самом, следствие работы его левополушарной логической машины, его интеллекта. На самом деле, «эго-я» – это «лингво-семантическая» конструкция из слов. Её стержнем является истинное «Я», самосознание, данное человеку через душу, как присутствие божественного (космического) духа в его душе, как разум. Выдерни этот стержень истинного «Я», «эго-я» рушится и остается пустота – ничего, отсутствие бытия, как экзистенции. Это и происходит с «эго-я» каждый раз в момент биологической смерти. Но истинное «Я» находится не в теле, а в духе, находящемся в духовной (идеальной) же душе, оно не умирает, потому что все духовное нетленно.Более того, это «Я» – одно для всех живых существ, потому что Разум тоже один и Сущий один! У нас у всех одно и то же «Я», осознаваемое или нет! Но эго у каждого свое.То есть, индивидуальности без эго, а эго без тела не существует! Вот почему в исламе и христианстве говорится о посмертном воскресении всех умерших во плоти, то есть, в телесном физическом облике. Нет этого воскрешения, повторного воплощения, нет в посмертной жизни и никакой индивидуальности, нет и личного спасения. Но это не значит, что без воскресения нет самосознания, оно есть, но не связана с эго.

У истинного «Я» человека смерти нет. Следуя Св. Луке (Войно-Ясенецкому), можно сказать, что, на самом деле, бессмертен дух, в нем хранится экзистенция, а душа – лишь его временное пристанище в теле. Душа является носителем человеческого духа, как идеальная сущность, она тоже бессмертна. Перевоплощается она в другое тело, или нет – это уже детали…

У животных нет «левополушарной» логической машины, поэтому их «Я» не выделено из мира, как эго, оно едино с миром, является частью живой планеты, и поэтому непротиворечиво. Если у них и есть самосознание, оно соответствует правополушарному истинному «Я» человека– тому, что от души живой, а не от ума.

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф.12:25). Человек, начав мыслить в словах и понятиях, разделился сам в себе. Сознание человека разделено на ум и разум, поэтому человеку так нелегко устоять в этом мире! Сердце и совесть часто говорит одно, а ум требует другое. Жить по совести и с чистым сердцем – трудно! А так хочется жить легко! Вот и решили мудрецы эпохи Просвещения, что надо все силы человечества направить на то, что бы жилось легко. Тогда легкая жизнь – это и есть счастье. Разве нет?.. Не будем развивать эту тему здесь. Отметим лишь, что счастье – это всегда соединение с Богом, ближним, природой. То есть, и соединение душ тоже. Иначе – иллюзия счастья.

Возможно, момент разделения сознания человека на ум и разум и описан в Библии, как вкушение плода от древа добра и зла. В результате нарушения божественного запрета, человек, вдруг, осознал себя, как эго, и начал логически мыслить, используя интеллект, исходя из критериев различения добра и зла. Гипотетически можно предположить, что до этого момента самосознание человека было целостно, он видел и воспринимал мир так же, как его воспринимают животные, но уже и в словах, имея гигантское преимущество образного мышления, непротиворечиво сопряженное через сердце с разумом. У человека в «золотом веке» не было эго, второго своего «я», но была способность к мышлению. Поток сознания в словах и интенция без слов были непротиворечиво сопряжены, между эго и разумом не было границы, в силу первоначального совершенства человеческой души, поэтому человек мог напрямую общаться с Богом-разумом. И вот «сбой программы» эволюции пробудил эго! Человек отпал от Создателя, его связь с Разумом стала искаженной, человек был изгнан из рая, «золотой век» закончился. Теперь, чтобы выжить, человеку надо было использовать ум, познавая мир.

Этот вариант событий, а именно, вариант «грехопадения», предполагает, что весь процесс эволюции – это возвращение человека в потерянный рай. Можно предположить и иное, что человек был «изгнан из рая», то есть, выделен из непротиворечивого мира, не случайно, а по Замыслу. И в том, и в другом случае эволюция, если говорить об её истинном направлении, – это снятие противоречия между эго и разумом, между его мнимым и истинным «Я». Противоречие возникло по воле человека (грехопадение), или по замыслу Сущего. И оно может быть снято или осознанно и планомерно, или уж одномоментно в Судный день. Второй вариант более вероятен, но возможен и первый.

Библейский миф о грехопадении и потерянном рае можно трактовать не как историю об изгнании (или исходе) первых людей из рая, а как историю возникновения у человека интеллекта, ума. Что могло произойти только воле Неба. Ум, отделившись от Разума, вывел человека из состояния единства с миром. Тем самым, был дан старт эволюции. Человек разумный должен пройти путь до создания одушевленного искусственного интеллекта, способного снять противоречие между умом и разумом, вернуть целостность восприятия мира и установить гармонию.

«Я» и душа моя

«Душа живая» есть и у животных. Поэтому в древних культурах, еще не потерявших связь с духовностью природы, убийство животного – это ритуал, а не просто «пускание крови». «Душа тела в крови» (Лев 17:11). Чем же человеческая «душа живая» отличается от «души живой» дельфина или таракана? Душа животного не выделяет его духовную основу, его дух, из океана духовности, а душа человека выделяет. Если образно представить дух, как свет, то душа животного прозрачна, а душа человека – нет. Именно обособление-выделение душой человеческого духа из светоносного океана духовности – и есть причина того, что человек, обладающий умом, может сказать о себе: «Я – не мир, я нечто обособленное, я иное, я личность». И может продолжить дальше: «Я – не Бог, а Бог – не я». Или же: «Я и Бог – одно», или «Бог в моей душе», «Бог рядом». И все это верно!

Степень и гармоничность взаимодействия Ума и Разума в человеке зависит от состояния его души. Чем чище душа, чем лучше она пропускает духовный свет, тем легче устанавливается интенциональная связь сознания с духовностью мироздания, тем яснее слышен ему «голос сердца», совести и доступнее чувство истинно прекрасного. Если душа человека станет столь же прозрачной, как душа животного, то человеческое «Я» сольется с Разумом, станет тождественным ему, не потеряв свое эго, ставшее, Логосом. Слияние с Абсолютом, с Разумом, или, хотя бы, приближение к нему, если слияние невозможно, – цель верующего человека. Такое приближение-слияние может быть целью жизни и достигаться после смерти, или, иногда, и при жизни. Техники и духовные практики, используемые в разных религиях для этой цели, разные, но все они направлены на улучшение интенции-связи с миром, ближним и Всевышним, посредством совершенствования.

Человеческое «Я», осознающее себя как обособленная личность, – следствие наличия у человека духовности, тождественной духовности Бога (мира). Это определяет саму возможность осознания «Я – есть». Но человеческая духовность не тождественна божественной, она по её подобию, потому что она не полна, а ограничена душой. У людей «обрезанные сердца». Душа человека пропускает лишь часть духовного света, чем меньше этого света в душе, тем больше эго довлеет над истинным «Я». В результате выделения человеческой духовности из духовности Вселенной, человек при помощи эго осознает себя, как человеческая личность, не тождественной единой личности, объемлющей все, то есть,Разуму. Эту выделенность, обособленность человеческой духовности от духовности мира (от Разума) и обеспечивает душа.

Здесь мы подходим к очень важному рубежу понимания человеческой сути: «я», как эго, и «душа моя», как носитель истинного «Я»– это не одно и то же! Любое суждение, умозаключение, выраженное в словах,– это результат работы ума. Человек привычно ассоциирует поток сознания, свой ум, как свое «я», но это не так. Истинное нетленное «Я», как результат присутствия духа в душе,явственно проявляется только, когда эго молчит. Подавление голоса «эго», потока сознания, достигается через молитву, медитацию, или диалог с душой. Молитва – это обращение к своему истинному «Я», находящемуся вовне, и предание эго-воли ему. Медитация – обращение к истинному «Я» внутри себе, внутри души. Ещё одна возможность подчинить эго своему истинному «Я», уже вне религиозного смыслового контекста, – это «разговор с собственной душой». Цели этого диалога могут быть самые разные. Это и решение при помощи души творческих задач, и получение советов в трудную минуту жизни, и просто общение с интересным собеседником – с собственной душой! Осмысленное разделение личности на эго и душу, в данном случае, не признак шизофрении, а степень личностной зрелости (улыбка)…

Чтобы осознанно вести этот диалог, необходимо, как минимум, признать у себя наличие души. Если осознание этого есть, то первый и самыйтрудный шаг сделан. Теперь надо будет наладить с ней и с тем, что за ней, то есть, с духом, диалог. Для этого нужна воля и некоторые навыки блокировки эго. Чтобы услышать «голос души», надо остановить поток сознания и, по возможности, ограничить собственную волю. Тогда, слушая сердце, можно услышать голос Вселенной… Что это такое – хорошо знают и истинно верующие, и занимающиеся художественным творчеством. То, что открывается им, как ощущение, как голос их души, надо выразить в действиях, или в словах, красках и звуках. Это самовыражение является насущной потребностью истинной веры и настоящего творчества. Другие воспринимают голос души и подсказки сердца, как голос совести, как религиозное чувство, наконец, как любовь… Её, как известно, не выразишь словами, но объясняться все же надо! Ум без разума – беда. А разум без ума молчалив!

Не тождественность эго и души, заставляет задуматься: есть ли у души свободная воля? Да, она есть. Если бы её не было, не было бы и мук совести, неразделенной любви, неудовлетворенности творческого поиска, героизма и много еще чего. Ведь часто бывает так, что душа требует, сердце просит, а ум не позволяет. Если бы не было самостоятельной воли души, человек просто бы превратился в бездушную машину, живущую только ради удовлетворения потребностей тела, питающего его мозг. Но, к счастью, это не так… Эго не может абсолютно владеть сердцем, указывать ему во всех случаях! «Сердцу не прикажешь». С ним надо вести диалог, договариваться. И этот диалог должен продолжаться всю жизнь.

Сама душа человека не несет о нем никакой информации, она не мыслит, не чувствует и не имеет воли сама по себе. Но у человека она неотрывна от духа. Поэтому вести диалог с душой – это значит слышать голос духа в себе. Воля души – это воля духа в человеке.

Итак, у души есть свободная воля! Это голос Бога (Вселенной), слышимый в той степени, в которой человек сам его хочет слышать. Душа – это явление Бога в человеке, зависящее и от человека. Это то, что осталось в человеке от духовности мира, по его собственной человеческой воле. С душой, а значит, и с Богом в себе, можно спорить, её даже можно не любить, но её нельзя отрицать! «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Матф.12:31). Это как раз об этом.

Душа, определяющая влияние Разума в человеке,– это часть человеческой личности, но, как носитель Разума, она и сама является субъектом, или уж представителем Сущего, в нашей личности. Её права – это права Создателя, передоверенные человеку. Субъект, обладающий независимой волей, должен иметь права, и их надо защищать. Разумеется, смешно говорить о защите прав Бога (Вселенной), а вот о защите прав души и своей, и ближнего – вполне уместно! Признание этого приведет к глубокой трансформации всей общественной жизни.

Вступая в диалог с душой, человек общается с Богом в том образе, в котором он доступен человеку через душу. Поэтому у души, и вмещающей, и ограничивающей духовность в человеке, есть своя воля, а значит, есть и свои права. Права души трудно выразить в форме юридически обязывающего документа. Но это не значит, что у души нет прав! Человек должен беречь свою душу, заботиться о ней и слушать её. Игнорирование прав души, точнее, обитающего в ней духа, а пока человек жив, их нельзя рассматривать отдельно, приводит к тяжелым последствиям, пусть и не сразу.

Если «я», как эго, и душа моя – не одно и то же, но зависит от эго, значит, душу можно спасти, продать, и даже убить, а самому остаться в живых! Если это удается, а многим этого хочется, чего уж там, то человек становится властелином не только своего тела, но и эмоций. Такая целостность личности, полностью основанная на здравом смысле, каким он представляется эго, дает немало преимуществ в борьбе за существование. Но это пиррова победа, потому что исход её предопределен – гибель личности и человеческой цивилизации. Это предречено.


 

Универсальное мировидение и универсальное мировоззрение. Глава 11. Аз есмь! (Окончание)

Июль 5th, 2016
АВТОР: Александр Кашанский

НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь