Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 19. Гуситское движение в Чехии и его место в истории средневековой Европы и средневекового западного христианства.
Элементы застоя, намечавшиеся в Чехии начиная с 60-х гг. 14 в., были отражением кризисных явлений, охвативших всю Европу. В Чехии кризисные явления приобрели особенно острый характер в конце 14 в., а в 15 в. переросли в гуситское движение. Гуситское движение – многоплановое общественное явление: - реформация церкви - попытки изменить соц.-политич. строй - движение национального характера против засилья немцев в стране - получило название по имени одного из вождей – Яна Гуса, выступившего на первом (подготовит.) этапе – 1400-1419 гг.Это период церковной реформации. Ян Гус - национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны. - второй период (1419-1471) – гуситская революция 1. фаза наивысшего размаха революции и инициативы радикальных слоёв (1419-1421) 2. фаза борьбы внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы, попытка придать движению международный размах (1422-1437) 3. путь изменившегося чешского общества к внутренней организации отношений, к компромиссу с окр. миром, борьба за удержание достигнутых рубежей (сер. 30-х гг. – 1471) Предпосылки гусизма. Обострение соц. противоречий в чешском обществе вызвало недовольство существующими порядками. Протест облекался в религиозную форму. - обнаруженные несоответствия служили оправданиями недовольства - церковь была могущественной и безнравственной - в адрес духовенства стала высказываться смелая критика 1) Конрад Вальдгаузер (представитель августинцев, немец). В 60-е гг. он выступил в одном из пражских храмов с разоблачением лицемерия нищенствующих орденов – францисканцев и доминиканцев. Он желал исправления катол. церкви в духе нравов первых веков христ-ва. 2) Ян Милич (1320-1374). Чех, проповедовавший на чешском языке. Считал, что всеобщая порча нравов – признак приближения конца света. 3) Матвей из Янова (1350-1394). Магистр, получивший образование в парижском университете, автор «Правил Старого и Нового Заветов» - сочинения, где доказывалась необходимость церковной реформы. На рубеже 14 и 15 вв. антицерковная оппозиция резко усиливается, что связано со вступлением в общественную жизнь магистра Пражского университета Яна Гуса. Ян Гус родился в 1371 г., окончил Пражский университет, получил степень магистра. Получил сан священника и начал свою деятельность в Вифлеемской часовне. К нач. 15 в. в Чехии распространились идеи английского реформатора Джона Виклифа. Английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма. Первый переводчик Библии на среднеанглийский язык. Автор ряда сочинений, посвящённых вопросам логики и философии. Теологические работы Уиклифа были сочтены еретическими в 1382 году. - решительно критиковал церковь - разоблачал тёмные стороны её жизни: жадность, алчность, противоречие её жизни с установлениями Библии - проповедовал на чешском языке, воздействуя на широкие слои населения - 1403 – пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса (требовали наказать за еретические высказывания) - существующий порядок должен быть изменён - люди должны возвратиться к той жизни, которую завещал Христос, нормы кот. сформулированы в Библии - в обществе не должно быть несправедливости и безнравственности Пражский архиепископ признал высказывания Яна Гуса подстрекательскими и подлежащими суду инквизиции. Папа Римский издал буллу, налагавшую на него проклятие, но Гус продолжал проповеди, идея реформации овладела народом + массы возмущались по поводу продажи индульгенций представителями папы + папа собирал средства на ведение войны VS неаполитанского короля. Гус: ПАПА НЕ БОГ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ ПРОЩАТЬ ГРЕХИ. 1412 (май) – волнения в Праге, Гус предан анафеме, покинул Прагу, т.к. городу угрожал интердикт. 1414 – 1418 – Констанцский собор – Констанц (Германия) – созван папой Иоанном XXIII (1410 – 1415) по настоянию германского императора Сигизмунда (1433 – 1437) Постановления: - принятие отречений римского папы Григория XII и пизанского папы Иоанна XXIII, - отлучение от церкви папы Бенедикта XIII (отказывался отрекаться) - избрание папой Оддоне Колонна, принявшего имя Мартин V. - осуждение ересей Яна Гуса (Чехия) и Джона Уиклифа (Англия). Ян Гус был взят под стражу и после 8 месяцев заключения был осуждён как еретик и сожжён на костре 6 июля 1415 г. - принятие двух документов, один из которых утверждал превосходство авторитета общецерковного собора над авторитетом любых церковных инстанций, включая папу в вопросах веры, церковного единства и реформирования церкви. Другое постановление учреждало контроль над папой и кардиналами. Весть о гибели Гуса вызвала волнения: - дворянство послало Констанцскому собору протест - Пражский университет не признал справедливости решений собора - народ стал отказываться от уплаты ренты и десятины в пользу церкви - начались нападения на монастыри и представителей церковной иерархии Гуситы разделились на два лагеря: 1. Утраквисты (чашники). Феодалы, бюргерство, университетские магистры (зажиточные слои населения) – умеренный лагерь. Главная задача – причащение «под двумя видами»: - миряне (только хлебом, т.к. это плоть, а в плоти есть и кровь, стали экономить на вине) - духовенство (хлеб и вино, плоть и кровь) 2. Табориты (центр – г. Табор). Народные массы, желавшие радикальной перестройки, установления общественного строя, основанного на Библии. Смерть Яна Гуса стимулировала реформационные устремления общества: - население захватывало церковные земли, изгоняло католич. священников à гуситские Рубеж 1418/1419 – чешские католич. паны + римск. церковь+ герм. имп. Сигизмунд объединились для наступл. на гуситов, стали изгонять гуситс. священников à радик. гуситы стали готовить восстание. 30 июля 1419 –гуситы с оружием собрались на проповедь священника Яна Желивского и двинулись к ратуши Нового места с требованием освободить людей, заключённых за бунт против старых порядков à коншелы (член городского совета) отказались à толпа взяла ратушу приступом, выбросила из окон и добила представителей власти, началась революция (Прага – революц. центр). Правые гуситы (паны, низшая шляхта, бюргерство) выработали требования, предлагавшие Сигизмунду Люксембургскому условия признания его чешс. королём – Четыре пражские статьи (радикалы были с этой программой не согласны!!!!!!) 1) гарантия причащения мирян из чаши 2) свобода богослужения 3) секуляризац. церк. имущ-ва 4) признание нового городского порядка Но Сигизмунд решил подавить чешских еретиков и 17 марта 1420 г. начал крестовый поход против них à 30 июня он подошёл к Праге, табориты бросились ей на помощь à битва на горе Витков выиграна гуситами à но после этого начались распри между гуситами. Толпы крестьян и плебеев были с радостью встречены пражской беднотой à католики захв. Малу Страну и Пражский Град, а Новоместские радикалы заняли Вышеград à началась война, радик. гуситы овладели Малой Страной, королева София бежала à заключено перемирие. Возникли новые гуситские центры, среди народных масс оживились хилиастические представления о втором пришествии Христа, проповедники стали организовывать паломничества в горы. В г. Сезимово-Усти гуситы создали общину. 1420 – битва у Судомержи: победа гуситов, где проявился талант рыцаря Яна Жижки (знаменитый вождь гуситов, полководец, национальный герой чешского народа), в Таборе возникла коммуна, общество братьев и сестёр, главный принцип – Божий закон. Во главе военных общин стояли 4 гетмана + большое влияние священников и проповедников + собственный епископ. Программа таборской коммуны:равенство, изгнание порочной церкви и органов феод. управления à скоро утопия столкнулась с реальностью, необходимость обеспечения Табора оружием, питанием и одеждой способствовало развитию производства + начались противоречия между таборитским проповедниками: Гуситские войны. 1)Это вооруж. борьба между чешскими гуситами и чешскими католическими панами. 2)Это борьба чехов-гуситов против международной реакции и иностранной интервенции. После битвы на горе Витков между гуситами возобновились распри: - умеренное крыло: монархия - радикальное: против (табористы объявлены ересью, оставили Прагу) 1421 (июль) – в г. Часлав собрался сейм, провозгласивший четыре пражские статьи земским законом и официально отклонивший кандидатуру Сигизмунда в кач-ве претендента на чешский престол и новый крестовый поход 1421-1422 г. и поражение Сигизмунда основа разногласия среди гуситов: 1422– убийство Яна Желивского и окончание первого периода радикализма в Праге. Новая фаза революции: отделение Яна Жижки от Табора в 1423 г. + война между гуситами и католиками. Жижка выходил победителем, но умер в 1424 г. à изменение расстановки революц. сил. Объявление чехов еретиками означало угрозу их истребления à надо было мобилизовать все возможности. Гуситская армия: крестьяне, городская беднота + новая организация: пехота, конница, «боевые возы» + с/х оружия, дисциплина по уставу Жижки + огромное значение морального фактора и энтузиазма à гуситское войско непобедимо и смогло отразить 5 крестовых походов. Прокоп Голый — радикальный гуситский вождь, политик и военачальник, с 1426 года — основной идеолог и политический деятель таборитов, глава гуситской Чехии.16 июня 1426 г. – саксонский курфюст начал третий поход против гуситов, но потерпел поражение + военные действия за пределами Чехии (1427 – гуситы в Австрии разбили австр. феодалов). Четвёртый поход 1429: франконский курфюст Фридрих Гогенцоллерн начал готовить поход à таборист. войско вернулось в Чехию à войска курфюста сосредоточ. у г. Тахова, но разбежались à гуситы разгромили войска чешского панского союза à гегемония таборист. армии во всей Чехии. 1428 –табориты подошли к Вене на переговоры с Сигизмундом, кот. ни к чему не привели. 1429 – 5 гуситских армий вторглись в Германию, в Бамберге захватили власть, Нюрнберг откупился. В заграничных походах гуситы придавали огромное значение пропаганде своих идей + эти походы – средство удовлетворения насущных потребностей, т.к. католич. страны проводили блокаду à на первом этапе загранич. походы – вынужденная реквизиционная акция, далее – по мере разложения Табора принимали мародёрский хар-р à падение популярности гуситских бойцов + разложение внутри войск ослабляло мощь и вело к изоляции от народа. Пятый крестовый поход 1431 – армия крестоносцев сбежала, не вступив в бой (под г. Домажлицы) à гуситов пригласили на Базельский собор, 1433 – чешское посольство во главе с Прокопом Голым прибыло àприговоры ни к чему не привели à переговоры перенесены в Прагу àкатолич.+ гуситс. панство договорились ыместе против таборитства à 1434 – битва у деревни Липаны: поражение табористского войска из-за 1) предательство одного из гетманов, 2) противоречия внутри лагеря, 3) утомление народа от продолжит. войн, 4) стремление правых гуситов договориться с церковью и Сигизмундом. Несмотря на разгром радикального крыла, Гуситство – решающая сила. 5 июня 1436 умеренные гуситы достигли соглашения с католической церковью. Соглашение признавало в Чехии причащение под «двумя видами» для мирян, свободу церковной проповеди в духе гуситства, фактически предоставляло духовенству право владеть землями и управлять церковными имениями. Пражские компактаты не удовлетворили представителей радикального гуситства – таборитов и были ими отвергнуты. Отменены Римским Папой Пием II в 1462 году. Новая фаза гуситской революции –борьба за закрепление завоеваний и за их признание Европой. Секуляризация церк. земель – основа программы панов-гуситов, гуситские города захват. церк. имущ-во в городах и окрестностях, превращаясь в сеньоров. Перемены в сословном устройстве: - пало влияние церковной иерархии - возвысились некоторые непривилегированные слои и низшие слои привилег. класса (увелич. обществ. роль низшей шляхты) - города получили представит-во в сейме и гос. учрежд. - города избавились от политич. и администр. контроля со стороны кор. и феодалов, сами решали вопрос о выборах совета - в полевых войсках среди командиров появились выходцы из крестьянства - крестьяне избавились от чрезмерных поборов церкви Характерные черты гуситского движения: - сформулированная идеология, направленная против церкви, светских феодалов и власти - борьба против соц. и нац. угнетения - сотруднич-во городс. и деревенс. бедноты - общенародность - бóльшая продолжительность по сравнению с предшествующ. движениями |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы