Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 21. Культура средневековых славянских стран западнохристианского круга (XV–XVII вв.).



Подъем, участие поляков в общеевропейских кул.движениях Возрождения и Реформации. В эпоху Ренессанса поляки вступили довольно поздно, он развился в шляхетской среде, не в клерикальной. Гуманизм и реформация. В 16-начале 17 в. наметились Барокко и Контрреформация, что было поддержано Польшей. Гуманизм. Росточки были и в 15в. Первые гуманисты Польши – Николай Лясоцкий, Ян из Людзиска (профессор Караков.универа), архиепископ Львова Гжегож из Санока. Итальянец Каллимах – важный представитель гуманоидов. Организовал кружок любителей штудий. Конрад Цельтис. Под их влиянием сложилась польская латиноязычная поэзия. Гуманизм в Польше имел и свои ростки, не был полностью «завозным». Образование, науки, общест. мысль. Быстрый рост престижа образования, школы к концу 16 века были уже во всех приходах! Возникают городские гимназии, где преподают крупные деятели культуры и науки. Иезуитские коллегии – протестантская и гуманистич. педагогика с церк. католич. идеологией. Универы : в Кенигсберге (1540-е гг.), академия иезуитов в Вилоно, част. академия в Замостье (Ян Замойский). Информационный взрыв – 20 типографий, у зажиточной шляхты появляются свои библиотеки. Наука – конечно, Коперник (1473 – 1543).Гелиоцентрическая система и т.п. Книга « Об обращении небесных сфер» – переворот в астрономии. Медицина - Юзеф Струшь Математика – Станислав Гжебский История – Матвей Стрыйковский «Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси» Мартин Кромер – «Польша», Матвей Меховский – трактат «О двух Сарматиях»... и т.д. Политическая мысль – Анджей Фрич Моджевский «5 книг комментариев об исправлении Речи Посполитой». Станислав Ожеховский – против программы экзекуции Условия «шляхетской демократии» привели к бурному развитию политической публицистики. Литература. Расцвет польской лит-ры – 16 – 1/2 17в. Творчество гуманистов, создавших образцы прозы и поэзии на латыни. Появляются и произведения на польском – основы современного польс. языка (Бернарт из Люблина, Миколай Сеп-Шажинский, Лукиш Гурницкий, Миколай Рей, Ян Кохановский). Ян Кохановский (1530-1584) – известен во всей Европе. «Трены» – цикл стихов, посвященных умершей дочери Урсуле. Постепенное обмирщение религ. идеалов, светскость культуры и литературы. Секуляризационные настроения, освобождение мировосприятия от религиозных догм. Стала цениться красота в быту – красивая одежда, мебель, зеркала, радость жизни, танцы, игра в кости. Дневники и автобиографии. Реформация в Польше. В 16 в. Польша стала ареной конфессиональной борьбы, но здесь Реформация опиралась гл.образом на шляхту. Поэтому движение быстро набирало обороты, но имело неустойчивый характер. Здесь долго сохранялась религиозная терпимость и не были приняты радикальные течения (анабаптизм). Первым распространилось лютеранство – его приняли бюргеры Силезии, Вел.Польши, Поморья ( в основном, немцы). В середине 16 в. появились Общины Чешских братьев – гуситский протестантизм. Сер 16 в. – кальвинизм. Популярен среди шляхты из-за демократизма кальвин.общин. Кальвинизм тесно сплелся с экзекуционизмом. Под их влиянием Польша перестала платить Риму «аннаты Римской курии». В 60-х гг. духовенство начало активную борьбу с иноверцами, иезуиты стали орудием контрреформации. Кальвинисты, Чеш.братья и лютеране заключили союз для противодействия католикам. Варшавская конфедерация 1573г. предоставила протестантам свободу вероисповедания. С конца 16в. реформация идет на спад, контрреформация побеждает в середине 17 века. Значение реформации – подъем образования, книгопечатания, мысли, философии, лит-ры. Оживление католицизма, стремление к переменам. Антитринитарии (секта кальвинистов), утверждая принципы рационализма в религии, придали новый импульс развитию научных, соц. -политич. идей, сформулировали тезис о «Свободе совести». Культура Польши в XVII – XVIII вв. Господство культуры Барокко и Контрреформации. 30-40гг. 18в. – эпоха Просвещения в Польше. Контрреформация – борьба католичества с протестантами. Католич. Реформа – преобразования внутри церкви, происходившие параллельно с движением Реформации. Это попытка модернизации католич.религ.культуры. Началась с 1560-х. после завершения Тридентского собора (1545 – 1563). Известные личности контрреформации – Станислав Гозия и иезуит Петр Скарга. Метод – психологическое воздействие, «перевоспитание». В этом преуспели иезуиты – они вводили новые принципы и программы обучения, многие протестанты обратились в католицизм. Методы пропаганды - агитационные брошюры, диспуты, праздничные процессии, насаждение культа католич. Святых и т.д. Метод дискриминации – Сигизмунд III Ваза раздавал земли только католикам. Дискриминация в судах, в цехах и на высших должностях. Католич. Реформа изменила поведение церкви. Регулярно читали проповеди, устраивали процессии. Возрождение монашества – рост числа монастырей и монахов. Монахи – главные проповедники католицизма. Создание семинарий, улучшилась дисциплина, образование духовенства. Укрепились связи с Римом, епископы отчитывались о своей деятельности регулярно. В начале 18 в. католицизм снова клонится к упадку, уступая место секуляризации и светскости Просвещения. Барокко. Тесно связано с контрреформацией и Католич. Реформой. Барокко в искусстве – художественный стиль, выраженный вычурностью, гиперболой, излишеством, контрастами. Контрасты наблюдались и в литературе, и в общественной мысли – вечная антитеза (смерть-жизнь/ добро-зло/религиозность – гедонизм). Писатели Барокко – Николай Сеп- Шажинский, Матвей Сарбеевский, Самуэль Твардовский, Веспасиан Каховский, Вацлав Потоцкий и т.д. Дневники, воспоминания, обращения друг к другу. Спрос на массовое искусство – художники, скульпторы, архитекторы стали очень востребованы. Аристократы устраивали театр. представления, балы, пышные процессии. Продолжает возрастать значение образования и просвещения. Протестантским центром стал Кенигсберг (да, Никанор). Особая культура шляхты – сарматизм. Сознание собственной сословной исключительности (легенда о происхождении шляхты от сарматов), что выразилось в поведении, этике, эстетике, одежде и уверенности в своей значимости. Липовые родословные, мол, я родственник Ноя, его шляхты. Просвещение. Эта эпоха привнесена извне (2/2 17в. – ½ 18 в.) В это время Польша сильно отстала от Запада в культурном плане. Просвещение укореняется здесь в правление Станислава Августа Понятовского (с 1750-х). Столкновение «усов и парика» – старых традиций сарматизма и нового французского влияния. Галломания – широкое распространение франц.языка, литературы, моды. Мода на элегантность и светский лоск, на танцы и игру в карты, в моде вольтерианство, чай, кофе, шоколад. Внебрачные связи и адьльтер – кокетство, хаха. Распространилось, в основном, среди шляхты. Образование. Новый тип школы – шляхетский корпус. Первое светское высшее ученое заведение – Рыцарская школа (1765) для подготовки офицеров. Ликвидированы иезуитские школы (их орден был распущен). В универах ограничили теологическую кафедру, преподавание стали вести на Польском, расширились кафедры естественных наук. Вторая ступень – средние школы – отменялась теология, добавлялась история, география, иностранный. Наука. Научная периодика («Новые экономические и ученые ведомости…»). Ученые – Ян и Енджей Снедецкие ( химия, астрономия, математика). Адам Нарушевич «История польского народа». Подъем в литературе. Польский оперный театр, полонезы Михаила Огинского.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь