Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Невинномысск, Ставропольский край, Декабрь 2012 года
Конфликт: В клубе «Зодиак» уроженец станицы Барсуковской Николай Науменко поругался с двумя девушками-славянками. Им на помощь приехал выходец из Урус-Мартана чеченец Висхан Акаев. В ходе «спора» Акаев нанес своему оппоненту удар ножом. Науменко умер от потери крови. Реакция: После случившегося в Невинномысске и других городах края прошло несколько акций протеста под общим лозунгом: «Ставрополье не Кавказ». В акциях отметились местные националистические лидеры и столичные националисты. Последствия: Акаев был обнаружен у дальних родственников в Грозном, арестован и доставлен на Ставрополье. Глава 3. Роль СМИ в освещении этнических кофликтов
Межэтнические конфликты - одна из наиболее сложных и острых проблем современного мира. Закономерно, что СМИ уделяют большое внимание этнической тематике в самых различных ее аспектах. Но такие материалы не только информируют людей, но и формируют массовые представления и настроения. И очень важно, каким образом средства массовой информации преподносят и интерпретируют те или иные факты, связанные с этничностью. Во многих странах законодательно запрещена пропаганда и агитация, в том числе и через СМИ, направленные на разжигание социальной, религиозной, межэтнической розни и ненависти. Однако такие законы действуют далеко не везде, да и не всегда срабатывают. К сожалению, история знает немало примеров того, как информация в СМИ способствовала разжиганию межэтнической ненависти. Один из них - геноцид в Руанде, который начался в апреле 1994 года и унес по меньшей мере полмиллиона жизней. В книге " The Media and the Rwanda Genocide" (Средства массовой информации и руандийский геноцид) под редакцией А. Томпсона повествуется о том, как местные СМИ сыграли решающую роль в эскалации данного конфликта, в формировании человеконенавистнических настроений. Или другой пример. А. Путинцев, в статье, посвященной анализу освещения чеченского конфликта в СМИ, утверждает, что сам этот конфликт во многом был порожден выступлениями ангажированных СМИ. Такие СМИ всячески акцентировали отличие чеченцев от других этносов России, приписывая им особую ментальность, героизируя их и порождая новые мифы; а чеченские национал-радикалы быстро подхватили эти идеи и использовали их для рекрутирования сторонников. Так что при однобоком освещении этнической тематики СМИ могут стать опасным оружием. Эту мысль подтверждают и наблюдения медиа-эксперта Д. Атыкановой, анализировавшей материалы печатных СМИ за период межэтнического конфликта в 2010 году между узбеками и кыргызами в Кыргызстане. Она приходит к выводу, что многие статьи на этнические темы в рассматриваемый период выражали гнев и осуждение по отношению к тому или другому этносу и тем самым способствовали обострению конфликта. Она также напоминает, что журналисты, пишущие о межэтнических событиях, должны хорошо знать этнические проблемы - в противном случае последствия могут быть весьма печальными. Поэтому сегодня при освещении этнической тематики особенно важны профессионализм и гражданская ответственность журналиста, соблюдение международно признанных профессиональных и этических стандартов и норм Итак, информация этнического характера, транслируемая в массовое сознание через СМИ, может быть толерантной или же конфликтной. Толерантная информация способствует формированию положительных образов представителей той или иной этнической группы, вызывает живой интерес и уважительное отношение к их образу жизни, обычаям, традициям, достижениям, этнической истории. Она направлена на формирование установок межэтнического согласия в обществе, на консолидацию полиэтничного населения и т.д. Нетолерантная же информация разжигает расовые и этнические разногласия, муссирует идеи об этнической несовместимости разных групп населения, внушает мысли об угрозе, якобы исходящей от представителей того или иного этноса, порождая неприязнь к " чужакам", и т.д. Зачастую СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью, а в условиях конфликта это часто служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия недобросовестных и непрофессиональных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию. Ксенофобия тиражируется СМИ чаще всего не потому, что таково целеполагание авторов или заказчиков материала. Зачастую это происходит из-за этнологического невежества журналиста. Особенно это касается молодых журналистов, которые не имеют каких бы то ни было специальных познаний в непростой области, как проблемы межнациональных отношений. До сих пор считается, что специализация на этнической проблематике не требует специального образования, но сама жизнь показывает обратное. И сообщения СМИ, активно обсуждающих подобные события, невольно, а чаще всего сознательно делят общество на сторонников и противников социальных противоречий, связываемых коммуникаторами с этничностью. Таким образом, специфическое освещение этих процессов в прессе зачастую негативно влияет на массовое сознание, будоражит его, намеренно затрагивая этнические чувства и интересы населения. С помощью СМИ искусственно возбуждается национальное самосознание больших масс людей, у них формируются не только позитивные представления в области межэтнического взаимодействия, но и негативные. Именно через СМИ распространяются массовые этнические и расовые предубеждения и установки. В результате в обществе усиливается ксенофобия и повышается межэтническая напряженность. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы