Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Набор качеств личности ребенка (для организации наблюдения)
1. Межличностные отношения, общение · Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость · Заботливость – мысли или действия, направленные к благополучию людей; попечение, уход · Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность · Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало · Отзывчивость – готовность отзываться на чужие нужды · Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-либо услужить · Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей · Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинство людей · Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам · Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей · Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию · Приветливость – способность выражать чувство личной приязни · Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе · Общительность – способность легко входить в общение · Обязательность – верность слову, долгу, обещанию · Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия · Откровенность – открытость, доступность для людей · Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной · Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач · Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга 2. Поведение · Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия · Гордость – чувство собственного достоинства · Добродушие – мягкость характера, расположение к людям · Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки · Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха · Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость · Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений · Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках · Энергичность – решительность, активность поступков и действий · Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем · Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей · Инициативность – стремление к новым формам деятельности · Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция · Настойчивость – упорство в достижении целей · Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания · Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события · Самокритичность – стремление оценить свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки · Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами · Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение · Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь 3. Деятельность · Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела · Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость · Мастерство – высокое искусство в какой-либо области · Понятливость – умение понять смысл, сообразительность · Скорость – стремительность в поступках и действиях, быстрота · Собранность – сосредоточенность, подтянутость · Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом · Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельность, требующей напряжения · Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу · Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения · Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность · Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности · Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее · Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом · Исполнительность – старательность, хорошее выполнение заданий · Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний · Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений · Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке · Работоспособность – способность много и продуктивно работать · Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность 4. Переживания, чувства · Бодрость – ощущение полноты силы, деятельности, энергии · Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость · Веселость – беззаботно-радостное состояние · Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям · Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия · Нежность – проявление любви, ласки · Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости · Сердечность – задушевность, искренность в отношениях · Страстность – способность целиком отдаваться увлечению · Стыдливость – способность испытывать чувство стыда · Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство · Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение · Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию · Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния · Любвеобильность – способность сильно и многих любить · Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех · Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств · Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний · Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку · Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне
Методика изучения темперамента школьника (методика наблюдения)
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника. План наблюдений 1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать: а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно, без лишних слов; г) действует робко, неуверенно. 2. Как реагирует на замечания учителя: а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое; б) возмущается тем, что ему делают замечания; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен. 3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют: а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением. 4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка: а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок; в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения. 5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу: а) бросает, потом опять продолжает работу; б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение; в) проявляет неуверенность, растерянность. 6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания: а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говорит ни слова; г) проявляет неуверенность. 7. Как ведет себя в незнакомой обстановке: а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 5), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Таблица 5. Схема наблюдения за темпераментом школьника Вариант реакции | Пункты плана наблюдения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В | ||||||||||
Г |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
· а) сангвинический;
· б) холерический;
· в) флегматический;
· г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Типы темперамента
Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
Флегматик (греч. φ λ έ γ μ α, флегма, «мокрота», «слизь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Флегматик — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.
При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий. Иван Петрович Павлов считал, что флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.
Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил Илларионович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов
Холерик (греч. χ ο λ ή, холе, «желчь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова.
Холерик — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.
Иван Петрович Павлов относил холерика к сильному неуравновешенному типу. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Сангвиник (лат. sanguis, сангвис, «кровь», «жизненная сила») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, а также Наполеон.
Сангвиник — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психоаналитической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.
Иван Петрович Павлов считал, что у сангвиника возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны и подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность.
Подобный тип темперамента характеризует, как правило, расчётливого человека. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал
Меланхолик (греч. μ έ λ α ι ν α χ ο λ ή, mé laina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Тем не менее, среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарльз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.
Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему всё кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
Меланхолик — это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У меланхолика нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слёзы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Меланхолика пугает новая обстановка, новые люди — он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою «раковину».
Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.
Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Меланхолики являются интровертами. Они застенчивы и нерешительны. Однако в спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.
Методика определения самооценки
(Дембо - Рубинштейн)
Цель: Изучение уровня самооценки черт характера.
Материал. На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.
Инструкция. Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
Адекватная самооценка это 5 – 6 баллов (клеток).
Завышенная самооценка это 7 баллов (клеток) и более.
Заниженная самооценка это 4 балла и менее.
Тест «Рисунок человека»
Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.
Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.
Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости. Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека. И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.
Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.
Голова
Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.
Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.
Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.
· непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
· маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
· нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.
Лицо – самая социальная часть рисунка.
Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.
Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.
Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.
· тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
· лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
· закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
· роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
· звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.
Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.
· большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
· маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
· закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
· широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
· глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
· зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
· красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
· скошенный взгляд – подозрительность.
Ресницы
· длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.
Брови
· аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
· густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
· поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.
Рот – символ агрессии.
Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.
· большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
· рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
· клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
· отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.
Зубы
· четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.
Губы – символ чувственности.
· пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
· хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.
Нос
Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.
· широкий, выдающийся – презрение;
· отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.
Уши – орган восприятия критики.
Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.
· подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
· маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
· большие уши рисуют послушные дети.
· отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.
· отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.
Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.
· слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
· слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.
Волосы
· сильно заштрихованы – тревога;
· выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
· акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.
Шея
Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.
Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
· чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
· длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
· короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
· отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).
Туловище
Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.
· угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
· округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
· слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
· слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
· сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.
Плечи – признак физической силы или потребности во власти.
· слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
· узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
· слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
· покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.
Пупок
· на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
· на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.
Внутренности
Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.
Гениталии
Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.
· на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
· на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
· на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.
Конечности
Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.
· отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
· длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
· короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
· мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
· слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
· слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
· широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
· жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
· прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
· поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
· закрашенные – агрессия;
· шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
· скрещенные на груди – мнительность, скрытность.
Ладони
· крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
· слабо прорисованные – недостаток общения;
· заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
· отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.
Пальцы
· больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
· меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
· тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;
· < длинные пальцы, кулаки – признак агрессии, воинственности, бунтарства; если кулаки прижаты к телу – агрессия подавляется.
Ноги – символ крепкой опоры, устойчивости в жизни и свободы.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.
· непропорционально длинные – сильное стремление к независимости;
· слишком короткие, тонкие, плохо прорисованные, заштрихованные – слабость и неуверенность, ощущение собственной никчемности, упадок духа;
· отсутствуют – робость, замкнутость;
· акцентированы – грубость.
Ступни
Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле, тем сильнее его ощущение надежности.
· слишком длинные – потребность в безопасности;
· слишком маленькие, неустойчивые – скованность, зависимость, чувство незащищенности;
· обращены пальцами к наблюдателю или отсутствуют – неуверенность;
· нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе.
Прочее
Нарушения пропорций по отношению к правой и левой стороне свидетельствуют об отсутствии личного равновесия. Искажения, идущие по правой стороне, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональной привязанности.
Разрозненность частей тела. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.
Дополнительные детали
Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения.
Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности.
О том же самом может свидетельствовать выделение карманов.
Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст.
Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость.
Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.
Если фигура украшена дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.), это обозначает повышенное внимание к собственной персоне
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы