Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Третий-пятый годы обучения
На третьем-пятом годах обучения продолжается работа над обучением детей произносить гласные и слоги голосом разной высоты: низким, высоким и нормальной высоты. Постепенно все дети начнут изменять голос по высоте, но глубина модуляций может быть разной. Когда дошкольники овладеют этим умением, педагог переходит к их обучению постепенному повышению и понижению голоса, что крайне важно для овладения интонационной стороной речи. Работа над высотой голоса вначале проводится при произнесении гласных а и о, позже - у и и, т.к. в последнем случае это может спровоцировать фальцет. Постепенно в упражнения включаются и слоги, вначале более легкие для произнесения типа па, папапа, та, тототото, а затем и другие, которые дети уже умеют произносить правильно голосом нормальной высоты. Очень осторожно следует включать в упражнения звук м и слоги с ним. Известно, что изменение высоты голоса легче всего добиться именно при произнесении данного звука. Но эти упражнения могут спровоцировать стойкий дефект - повышение голоса при произнесении м. Поэтому такие упражнения следует проводить только в том случае, если у детей группы нет склонности к повышению голоса. Постепенно слоговой материал усложняется: детям предлагается произносить голосом разной высоты или при постепенном его повышении или понижении не только однородные слоги, но и слогосочетания с изменяющимися гласными и согласными, например: папопу, татети, патака, памапама и т.п. Начинается также обучение дошкольников умению произносить отдельные слова и короткие фразы голосом разной высоты. При работе над высотой голоса необходимо внимательно следить за тем, чтобы не появлялось фальцета (т.е. нужно проверять наличие вибрации груди ребенка при воспроизведении им высоких звуков), при этом особое внимание следует уделять тем звукам, при произнесении которых с повышением голоса наиболее вероятно появление фальцета: гласные у и и, согласные м, н, в. Следует еще раз напомнить, что если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом; упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет. Работа над высотой голоса в первую очередь связана с обыгрыванием различных игрушек, особенностей людей разного возраста. В качестве примера рассмотрим ряд упражнений: - изображать папу-медведя, маму-медведицу и медвежонка; большой медведь медленно идет и " говорит" низким голосом - ПА_ПА_ПА_ (ТОП-ТОП-ТОП), мама-медведица идет и " говорит" голосом нормальной высоты - пaпaпa (тoп-тoп-тoп), мишутка бежит и " говорит" высоким голосом - пaпaпa (тoп-тoп-тoп); - изображать большую, среднюю и маленькую собаку (кошку, зайку, птицу и т.п.); большая собака " лает" низким голосом, средняя - голосом нормальной высоты, а щенок - высоким и т.п.; - изображать старенького дедушку (папу), маму (бабушку) и мальчика (девочку), которые " говорят" соответственно низким, нормальным и высоким голосом. Следует продолжать проведение упражнений, описанных для более раннего периода обучения: - развести опущенные руки в стороны – А_ (низкий голос), развести руки в стороны у груди а_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх - в стороны, приподняться на носочках - а_ (высокий голос); - округлые руки опущены вниз; соединить опущенные руки внизу – О_ (низкий голос), соединить округлые руки у груди – о_ (голос нормальной высоты), соединить округлые руки над головой – о_ (высокий голос); - руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями вперед; опустить руки вниз – У_ (низкий голос), вытянуть от груди вперед – у_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх – у_ (высокий голос); - руки опущены вдоль тела; слегка развести руки внизу – У_ (низкий голос), поднять округлые руки на уровень груди – о_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх и развести в стороны над головой – а_ (высокий голос); - поднять руки вверх и развести в стороны – у_о_а_ (высокий голос), опустить руки вниз и развести в стороны - У_О_А_ (низкий голос); - руки согнуты в локтях, ладони у плеч; поднять руки над головой – у_ (высокий голос), округлые руки развести в стороны на уровне груди – о_ (голос нормальной высоты), опустить руки и развести их внизу в стороны – А_ (низкий голос). Такие упражнения могут проводиться и на материале слогов типа па, по, та, то. Слоги со звуками м и н (как и слоги пу и ту) могут включаться в работу лишь в том случае, если у детей нет тенденции к повышению голоса при их произнесении. Постепенно в упражнения включаются все новые и новые слоги, если при их произнесении дети не срываются на фальцет. Когда дошкольники научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепенному повышению и понижению голоса (как правило, начиная со старшей группы, но с частью детей, особенно со слабослышащими, эти упражнения проводятся уже в средней группе). Предлагаются упражнения такого типа: - " самолет" едет, а затем взлетает: А_ (низкий голос) а_ (высокий); " самолет" летит высоко и садится а_ (высокий голос) А_ (низкий); " самолет" едет, поднимается, летит и садится: А_ а_ А_; - стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося а_ (па_) вначале низким голосом, который постепенно поднимается, а затем снижается; такие упражнения проводятся и с другими гласными; - стоя развести руки нешироко в стороны внизу – У_ (низкий голос), у груди – о_ (средний), вверху – а_ (высокий); при этом движения и гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно; аналогично можно проводить упражнения и со слогами ла__ло__лу_ и др. Следует учить детей определять на слух, каким по высоте голосом говорит педагог. По мере овладения детьми умением изменять высоту голоса при произнесении гласных и слогосочетаний в упражнения включаются и слова и фразы. Так например, детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопровождая это самыми простыми высказываниями типа: я иду - топ-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом. Разыгрываются маленькие сценки, например: кукла упала, плачет, " говорит" высоким голосом: " Я упала, болит нога" ', пришел медведь и просит меда: " Я большой мишка. Я хочу меда" (низким голосом) и т.п. На четвертом - пятом годах обучения, когда дети уже научились изменять высоту голоса при воспроизведении гласных и слогов, постепенно повышать и понижать голос, произносить очень простые слова и некоторые фразы низким, высоким и нормальным по высоте голосом, основное внимание уделяется закреплению этих умений в речи детей. Дошкольникам предлагается различный речевой материал, соответствующий уровню развития их речи, который они учатся произносить голосом разной высоты. Важно, чтобы эти упражнения были осмысленными. С этой целью детям предлагают говорить за разных героев: «Скажи как волк (заяц, лиса и т.п.); «Скажи как мама (папа, малыш и т.п.)». С детьми разыгрываются знакомые им сказки (рассказы), где персонажи говорят разными по высоте голосами, например: сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». Полезно подбирать стихотворный материал, связанный с изменением высоты голоса, типа:
Удачным и любимым детьми приемом работой над высотой голоса является разыгрывание небольших сценок. Обязательным условием является предварительное инсценирование действия педагогом, в ходе которого раскрывается смысл сценки, дети знакомятся с новым речевым материалом. Приведем некоторые примеры: Лиса и мышка (лиса говорит голосом нормальной высоты, мышка - высоким).
Кошка и собака (кошка говорит высоким голосом, собака - низким).
Лиса и волк (лиса говорит высоким голосом, волк - низким). Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.
Лиса и медведь (лиса говорит высоким голосом, медведь - низким).
Лягушка и мышка (лягушка говорит низким голосом, мышка — высоким).
Белка. Белка говорит высоким голосом, лиса - голосом нормальной высоты, птички - высоким, медведь - низким, заяц - высоким: Белка: На тележке я стою, И орехи (орешки) продаю. Подходи, подходи (не зевай), Только имя называй. Кому в платок (платочек)? Лиса: Мне, лисе (лисичке-сестричке). Белка: Кому в мешок (мешочек)? Птички: Мне воробью, мне, синичке. Белка: Кому в корзинку? Медведь: Мне, мишке большому (косолапому). Белка: Кому в лапку (лапочку)? Заяц: Мне, заике (заиньке) усатому. Подарки дедушке. Белка и зайка говорят высоким голосом, медведь, ежик и дедушка - низким, кот, ведущий и хор - голосом нормальной высоты: Ведущий: Куда вы идете, звери? Хор: Мы идем к дедушке, несем подарки. Белка: Я дам дедушке орехи. Кот: Я дам дедушке рыбу. Медведь: Я дам дедушке меду. Ежик: Я дам дедушке грибы. Зайка: Я дам дедушке ягоды. Хор: К дедушке мы идем и подарки мы несем. К дедушке мы пришли И подарки принесли. Белка: На, дедушка, орехи. Дедушка: Спасибо, белка. Кот: На, дедушка, рыбу. Дедушка: Спасибо, кот. Медведь: На, дедушка, меду. Дедушка: Спасибо, мишка. Кошкин дом. Бим - бом бим — бом (высокий голос) Загорелся кошкин дом (голос нормальной высоты) Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом Курочка (высоким голосом в быстром темпе): Я бегу, бегу, бегу Я ведро с водой несу Воду я таскаю Огонь заливаю Хор: Бух, бух, бух (низким голосом в быстром темпе) Мы бежим, бежим, бежим Мы огонь залить хотим Мы ведро передаем И огонь водой зальем Бух бух бух (низким голосом в медленном темпе) Вот уже огонь потух Бим-бом бим-бом (высоким голосом) Мы теперь домой идем Песню звонкую поем Бим-бом бим-бом Зачем нужны...?
На занятиях важно предлагать каждому ребенку произносить материал и низким, и нормальным, и высоким голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет материал низким голосом, а другой - высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет овладевать его повышением (или наоборот), если все время будет произносить речевой материал только низким голосом (большая собака, большой мишка...). РАБОТА НАД РИТМАМИ Одной из основных характеристик правильного воспроизведения слова является умение адекватно выделять словесное ударение. Как известно, дети с нарушенным слухом часто допускают ошибки в выделении ударного слога, произнося слова или равноударно, или с ошибочным выделением одного из слогов слова в качестве ударного. Рассмотрим содержание работы над ритмами с использованием речевой ритмики. Первые два года обучения В начале коррекционных занятий детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия - определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний. Как правило, со второго года обучения детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа TAтaтa, тaTAтa, тaтaTA). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например: - сидя ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу - ударный - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов паПА и ПАпа, паПАпа, папаПА и ПАпапа); - сидя или стоя хлопать в ладоши на безударный слог - та и по ногам - на ударный - ТА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов ТАта и таТА, TAтaтa, тaTAтa и тaтaTA); - сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог - та, вытягивать руки с мячом вперед - на ударный слог – ТА (воспроизводя дву-трехсложные ритмы); - руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; на безударный слог руки резко опустить вниз - па, на ударный - отвести в стороны - вниз - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов). В случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог помогает, выполняя упражнение вместе с ним, его руками. Постепенно движения при произнесении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например, при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой), дирижировании и т.п. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы