Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сута Госвами сказал: Выслушав речи Рукадевы Госвами, говорившего исключительно о природе души, сын Уттары, Махараджа Парикшит, целомудренно сосредоточил все свои мысли на Господе Кришне.



 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе особенно важным является слово сатим, что значит «существующий» и «верный, целомудренный». Оба значения этого слова абсолютно точно характеризуют Махараджу Парикшита. Как сказано в «Бхагавад-гите» (15.15), единственная цель Вед - привлечь внимание людей к лотосным стопам Господа Кришны, чтобы все их мысли были сосредоточены только на них. Махарадже Парикшиту повезло - он привязался к Господу уже во чреве матери. Находясь в утробе матери, он испытал на себе воздействие брахмастры (атомного оружия), выпущенной Ашваттхамой. Но по милости Господа жар этого оружия не сжег Парикшита. С тех пор все мысли царя были постоянно сосредоточены на Господе Кришне, что сделало его целомудренно верным в своем преданном служении. Таким образом, от рождения Парикшит был верным бхактой Господа, и позднее, когда он услышал от Шрилы Рукадевы Госвами, что человек - полон ли он материальных желаний или свободен от них - должен поклоняться только Господу и никому иному, всегда жившая в нем привязанность к Кришне стала еще сильнее. Мы уже говорили об этом раньше.

Чтобы человек мог стать чистым преданным Господа Кришны, должны быть соблюдены два условия: для этого нужно родиться в семье преданного и получить благословение истинного духовного учителя. Парикшиту Махарадже по милости Господа Кришны было дано и то и другое. Он родился в семье таких преданных, как Пандавы. Чтобы род Пандавов не оборвался, Господь, оказав им Свою особую милость, лично спас Махараджу Парикшита. Позднее, когда по воле Господа сын брахмана проклял Махараджу Парикшита, тот получил возможность встретиться с таким духовным учителем, как Шукадева Госвами. В «Чаитанйа-чаритамрте» говорится, что только по милости духовного учителя и Господа Кришны удачливый человек становится на путь преданного служения. Именно так случилось с Махараджей Парикшитом. Родившись в семье преданных, он получил возможность соприкоснуться с Кришной, и с тех пор постоянно помнил о Нем. Поэтому Господь Кришна предоставил царю еще одну возможность достичь совершенства в преданном служении и свел его с Рукадевой Госвами - Своим стойким преданным, обладавшим совершенным трансцендентным знанием. Как и следовало ожидать, слушая истинного духовного учителя, Парикшит смог в еще большей степени сосредоточить свой целомудренный ум на Господе Кришне.

 

 

Стих 2

आ त ् म ज ा य ा स ु त ा ग ा र प श ु द ् र व ि ण ब न ् ध ु ष ु ।
र ा ज ् य े च ा व ि क ल े न ि त ् य ं व ि र ू ढ ा ं म म त ा ं ज ह ौ ॥ २ ॥

атма-джайа-сутагара пашу-дравина-бандхушу
раджйе чавикале нитйам вирудхам маматам джахау

 

атма - к телу; джайа - жене; сута - сыну; агара - дворцу; пашу - лошадям и слонам; дравина - казне; бандхушу - к друзьям и родственникам; раджйе - к царству; ча - также; авикале - беспечно; нитйам - постоянную; вирудхам - глубоко укоренившуюся; маматам - привязанность; джахау - оставил.

 



Устремившись всем сердцем к Господу Кришне, Махараджа Парикшит сумел искоренить в себе глубокую привязанность к телу, жене, детям, дворцу, животным (лошадям и слонам), казне, друзьям, родственникам и своему процветающему царству.

 

КОММЕНТАРИЙ: Получить освобождение - значит избавиться от дехатма-буддхи, иллюзорной привязанности к телесным оболочкам и всему, что относится к телу - жене, детям и т.д. Стремясь к телесному комфорту, человек женится, в результате чего у него появляются дети. Жене и детям нужно где-то жить, и потому возникает необходимость завести дом. Лошади, слоны, коровы и собаки относятся к числу домашних животных, и домохозяину приходится держать их для домашних нужд. В современном обществе лошадей и слонов заменили автомобили и другие машины мощностью в десятки лошадиных сил. Чтобы содержать такое хозяйство, человек вынужден постоянно увеличивать счет в банке и бережно обращаться со своей казной, а чтобы было кому демонстрировать свои богатства, ему необходимо поддерживать хорошие отношения с друзьями и родственниками и стараться сохранить свое положение в обществе. Это называется материальной цивилизацией, которая держится на материальных привязанностях. Как уже говорилось, предаться Господу Кришне - значит отказаться от всех перечисленных выше материальных привязанностей. По милости Господа Кришны у Махараджи Парикшита были все материальные блага и процветающее царство, в котором он мог беспечально наслаждаться царской властью, но милостью Господа он сумел отказаться от всех материальных привязанностей. Таков чистый преданный. Привязанность к Господу Кришне, жившая в сердце преданного Господа Махараджи Парикшита, помогала ему исполнять свои царские обязанности от имени Господа, и, поскольку на нем лежала ответственность за судьбы мира, он всегда внимательно следил за тем, чтобы в его царство не проникло влияние Кали. Преданный Господа никогда не считает домашнее имущество своей собственностью; все, что у него есть, он использует в служении Господу. Так, благодаря руководству преданного, живые существа, находящиеся под его опекой, получают возможность осознать Бога.

Привязанность к домашнему очагу и Господу Кришне - вещи несовместимые. Одна ведет человека во тьму, другая - к свету. Там, где есть свет, нет тьмы, а где царит тьма, нет света. Но опытный преданный может направить на путь света и занять в служении Господу абсолютно все - лучшим примером тому были Пандавы. Махараджа Йудхиштхира и подобные ему домохозяева способны все направить к свету, используя так называемые материальные вещи для служения Господу, но тот, кто не умеет или не может использовать все для служения Господу (нирбандхах кршна-самбандхе), должен порвать все материальные узы, прежде чем получит право слушать повествования о Господе и петь Ему славу; иначе говоря, тот, кто в течение хотя бы одного дня слушал «Шримад-Бхагаватам» так же серьезно, как Махараджа Парикшит, от достойного человека, подобного Рукадеве Госвами, сможет избавиться от всех материальных привязанностей. Просто подражать Махарадже Парикшиту, слушая «Бхагаватам» от профессиональных чтецов, не имеет никакого смысла, даже если потратить на это семьсот лет. Смотреть на «Шримад-Бхагаватам» как на средство покрыть семейные расходы - самое тяжелое оскорбление (намапарадха) стоп Господа (сарва-шубха-крийа-самйам апи прамадах).

 

 

Стихи 3 - 4

प प ् र च ् छ च े म म े व ा र ् थ ं य न ् म ा ं प ृ च ् छ थ स त ् त म ा ः ।

क ृ ष ् ण ा न ु भ ा व श ् र व ण े श ् र द ् द ध ा न ो म ह ा म न ा ः ॥ ३ ॥

स ं स ् थ ा ं व ि ज ् ञ ा य स न ् न ् य स ् य क र ् म त ् र ै व र ् ग ि क ं च य त ् ।
व ा स ु द े व े भ ग व त ि आ त ् म भ ा व ं द ृ ढ ं ग त ः ॥ ४ ॥

папраччха чемам эвартхам
йан мам прччхатха саттамах
кршнанубхава-шраване
шраддадхано маха-манах.
самстхам виджнайа саннйасйа
карма траи-варгикам ча йат
васудеве бхагавати
атма-бхавам дрдхам гатах

папраччха - спросил; ча - также; имам - этот; эва - с такой же; артхам - целью; йат - что; мам - мне; прччхатха - задаете вопросы; саттамах - о великие мудрецы; кршна-анубхава - поглощенный мыслями о Кришне; шраване - в слушании; шраддадханах - тот, чья вера тверда; маха-манах - великая душа; самстхам - смерть; виджнайа - зная; саннйасйа - отвергая; карма - кармическую деятельность; траи-варгикам - триединый принцип: религию, экономику, удовлетворение чувств; ча - также; йат - что может быть; васудеве - к Господу Кришне; бхагавати - Личности Бога; атма-бхавам - чувства любви; дрдхам - неуклонного; гатах - достиг.

 

О великие мудрецы, великая душа Махараджа Парикшит, постоянно поглощенный размышлениями о Господе Кришне и осознавший неотвратимость смерти, отрекся от всякого рода кармической деятельности - деятельности во имя религии, экономического благополучия и удовлетворения чувств. Таким образом он утвердился в своей естественной любви к Кришне и задал Рукадеве Госвами те же вопросы, какие вы задаете мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: Обусловленных душ, ведущих борьбу за существование в материальном мире, привлекают главным образом три формы деятельности: религиозная деятельность, деятельность, направленная на достижение экономического благополучия, и деятельность, приносящая удовлетворение чувствам. Такая деятельность, если она регулируется предписаниями Вед, составляет концепцию карма-кандийи, и домохозяевам обычно советуют соблюдать подобные правила, чтобы иметь возможность наслаждаться материальным благополучием как в этой жизни, так и в следующей. Большинство людей привлекает именно такого рода деятельность. Даже в современной безбожной цивилизации люди главным образом заботятся об экономическом благополучии и чувственных удовольствиях, позабыв о религиозных чувствах. Будучи великим императором мира, Махараджа Парикшит был обязан строить свою деятельность в соответствии с предписаниями из раздела Вед кармакандийа, но благодаря непродолжительному общению с Рукадевой Госвами он окончательно понял, что Господь Кришна, Абсолютная Личность Бога (Васудева), к которому он с самого рождения питал естественную любовь, есть все, и потому целиком сосредоточил на Нем свой ум, отрекшись от всех форм деятельности, которые предписаны в разделе Вед карма-кандийа. Джнани достигают такого уровня совершенства только после многих жизней. Джнани, философы-эмпирики, стремящиеся к освобождению, в тысячу раз лучше карми, и из сотен тысяч таких джнани лишь один действительно достигает освобождения. Среди сотен тысяч таких освобожденных личностей, как утверждает Сам Господь в «Бхагавад-гите» (7.19), едва ли один способен сосредоточить свой ум на лотосных стопах Господа Шри Кришны. Здесь Махараджу Парикшита не случайно называют маха-манах, что ставит его на один уровень с махатмами, описанными в «Бхагавад-гите». И после Махараджи Парикшита было немало таких махатм, которые также отказывались от жизненной концепции карма-кандийа, полностью вручая себя Верховной Личности Бога Кришне. В «Рикшаштаке» (8) Господь Чаитанйа, являющийся Самим Господом Кришной, учит нас:

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

«Господь Кришна - возлюбленный многих преданных (женщин) - может обнять эту во всем покорную Ему служанку, или растоптать меня ногами, или разбить мне сердце, долго не показываясь на глаза, но, что бы Он ни сделал, Он все равно навек останется абсолютным повелителем моего сердца».

Шрила Рупа Госвами говорил:

вирачайа майи дандам дина-бандхо дайами ва
гатир иха на бхаваттах качид анйа мамасти
нипатату шата-коти-нирбхарам ва навамбхах
тад апи кила-пайодах стуйате чатакена

«О мой Господь, покровитель обездоленных, делай со мной все, что пожелаешь, милуй или карай, но в этом мире мне не на кого надеяться, кроме Тебя, Мой Господь. Так птица чатака всегда молит о туче, - неважно, проливает ли она дождь или мечет молнии».

 

Учитель духовного учителя Господа Чаитанйи Шрила Мадхавендра Пури, прощаясь со всеми обязанностями карма-кандийи, говорит:

сандхйа-вандана бхадрам асту
бхавато бхох снана тубхйам намо
бхо девах питараш ча тарпана-видхау
нахам кшамах кшамйатам
йатра квапи нишадйа йадавакулоттамасйа
камса-двишах смарам смарам агхам
харами тад алам манйе ким анйена ме

«Прощайте мои вечерние молитвы. Прощайте мои утренние омовения. Простите меня, полубоги и предки. Я больше не смогу радовать вас своими подношениями. Я решил искупить все грехи, везде и всюду памятуя о великом потомке Йаду и грозном враге Камсы [Господе Кришне]. Думаю, для меня этого вполне достаточно. Так есть ли смысл делать что-либо еще? »

Шрила Мадхавендра Пури продолжает:

мугдхам мам нигаданту нити-нипуна бхрантам мухур ваидиках
мандам бандхава-санчайа джада-дхийам муктадарах содарах
унматтам дханино вивека-чатурах камам маха-дамбхикам
моктум на кшамате манаг апи мано говинда-пада-спрхам

«Пусть придирчивые моралисты говорят, что я заблуждаюсь, я не стану возражать. Пусть знатоки ведических обрядов заклеймят меня, назвав вероотступником. Пусть друзья и родственники считают меня неудачником, а братья - глупцом, пусть богачи указывают на меня пальцем как на сумасшедшего, а ученые философы обвиняют в гордыне, все равно мой ум ни на йоту не отступит от решения служить лотосным стопам Говинды, даже если я и не способен на это».

Прахлада Махараджа также говорит:

дхармартха-кама ити йо 'бхихитас триварга
икша трайи найа-дамау вивидха ча варта
манйе тад этад акхилам нигамасйа сатйам
сватмарпанам сва-сухрдах парамасйа пумсах

«Религию, экономическое благополучие и удовлетворение чувств преподносят в качестве трех путей, ведущих к спасению. Из них икша трайи, то есть наука о душе и кармической деятельности, логика, а также политика и экономика являются различными способами добыть средства к существованию. Всему этому учат Веды, и потому я считаю такого рода деятельность временной. С другой стороны, преданность Верховному Господу Вишну - единственное настоящее достижение жизни, и только в ней я вижу высшую истину» (Бхаг., 7.6.26).

 

Итог вышесказанному подводится в «Бхагавад-гите» (2.41) в словах вйавасайатмика буддхих - абсолютный путь к совершенству. Великий ученый-вайшнав Баладева Видйабхушана определяет это как бхагаввад-арчана-рупаика-нишкама-кармабхир вишуддха-читтах - признание трансцендентного любовного служения Господу своим главным долгом, деятельностью, не влекущей за собой кармических последствий.

Итак, Махараджа Парикшит поступил абсолютно правильно, полностью сосредоточив ум на лотосных стопах Господа Кришны и отказавшись от жизненной концепции карма-кандийа.

 

 

Стих 5

र ा ज ो व ा च
स म ी च ी न ं व च ो ब ् र ह ् म न ् स र ् व ज ् ञ स ् य त व ा न घ ।
त म ो व ि श ी र ् य त े म ह ् य ं ह र े ः क थ य त ः क थ ा म ् ॥ ५ ॥





























Раджовача

самичинам вачо брахман
сарва-джнасйа таванагха
тамо виширйате махйам
харех катхайатах катхам

раджа увача - царь сказал; самичинам - совершенно верная; вачах - речь; брахман - о ученый брахман; сарва-джнасйа - тот, кто знает все; тава - твоя; анагха - неоскверненная; тамах - тьма невежества; виширйате - постепенно исчезает; махйам - мне; харех - о Господе; катхайатах - когда ты рассказываешь; катхам - повествования.

 




Махараджа Парикшит сказал: О ученый брахман, тебе известно все, ибо ты свободен от материальной скверны, а потому все, что ты рассказал мне, абсолютно правильно. Твои речи постепенно рассеивают тьму моего невежества, поскольку ты рассказываешь мне о Господе.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Махараджа Парикшит делится с нами своим личным опытом. Он говорит, что трансцендентные повествования о Господе действуют на искреннего преданного, как инъекции, если он слышит их от того, кто полностью свободен от материальной скверны. Иначе говоря, профессиональная декламация «Шримад-Бхагаватам» перед слушателями, принадлежащими к категории карма-кандийа, не окажет того чудотворного действия, которое описано в данном стихе. Слушание посланий Господа с преданностью не похоже на слушание обыкновенных историй, и искренний слушатель может сам ощутить на себе его воздействие, по мере того как будет постепенно рассеиваться мрак его невежества.

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

Рветашватара-упанишад, 6.23

Когда голодному дают есть, он утоляет свой голод и одновременно испытывает удовольствие от еды. Ему не нужно ни у кого спрашивать, насытился он или нет. Единственным критерием правильного слушания «Шримад-Бхагаватам» является нисходящее на слушателя просветление.

 

 

Стих 6

भ ू य ए व व ि व ि त ् स ा म ि भ ग व ा न ा त ् म म ा य य ा ।
य थ े द ं स ृ ज त े व ि श ् व ं द ु र ् व ि भ ा व ् य म ध ी श ् व र ै ः ॥ ६ ॥

бхуйа эва вивитсами бхагаван атма-майайа
йатхедам срджате вишвам дурвибхавйам адхишвараих

бхуйах - снова; эва - также; вивитсами - я желаю знать; бхагаван - Личность Бога; атма - личными; майайа - энергиями; йатха - как; идам - этот материальный мир; срджате - творит; вишвам - вселенную; дурвибхавйам - непостижимую; адхишвараих - для великих полубогов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь