Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 20 ноября / 3 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Рязанских святых
Родился 9 / 22 февраля 1870 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика, три сына которого впоследствии стали священниками. Отец умер в 1916 году. Два года обучался в Рязанской духовной семинарии. После заключения брака с Серафимой Андреевной Анохиной был рукоположен в сан священника. С 1914 по 1927 год служил в селе Балыки Почепского района Брянской области. В самом начале 1920-х годов произошел в селе случай. Во двор священника однажды въехало несколько всадников. Зашли в дом. В разговоре с отцом Алексием один из них сказал, чтобы он никуда не уходил, что они через час вернутся и его публично расстреляют. После этого они уехали. Отец Алексий вышел в сад, где начал молиться. Весть о случившемся быстро разнеслась по селу, и люди стали собираться к дому священника, чтобы защитить его, что им и удалось. В 1927 году перешел служить в Московскую епархию. Поскольку в Зарайске проживали сестры его жены, он попросил, чтобы ему разрешили служить в этом городе. Священноначалием был назначен настоятелем в Никольский храм села Верхнее Маслово, где прослужил до 1930 года. В 1930 году хозяйство священника было записано как кулацкое. Ночью в дом явилось несколько человек, которые предъявили документ о раскулачивании. Пришедшие начали выносить из дома вещи. Внучка отца Алексия Зоя, жившая в то время в доме священника, от шума проснулась. Серафима Андреевна просила оставить перовый матрасик, на котором лежала маленькая девочка, однако одна из пришедших женщин выдернула его и унесла с собой. 1 декабря 1930 года был переведен в Спасский храм города Зарайска. 24 ноября 1931 года был возведен в сан протоиерея. В 1935 году назначен настоятелем Ильинского храма в том же городе, где он прослужил до своего ареста. Супруга отца Алексия Серафима Андреевна была регентом в храме. Ильинская церковь была маленькая и располагалась на окраине города. Доход в храме был невелик, однако с Божией помощью удавалось вовремя платить налоги, которые безбожная власть налагала на церковь. Нередко внуки священника ходили по храму с тарелкой, собирая подаяние богомольцев. Порой семья священника голодала. Старшие внуки отца Алексия, десятилетний Василий и семилетняя Зоя, весной бродили по оттаявшим картофельным полям. В вязкой сырой земле дети искали гнилую прошлогоднюю картошку. Они с большим удовольствием ели картофельные дранки, которые приготавливала из принесенного картофеля Серафима Андреевна. Зимой не хватало сена, чтобы прокормить козу; Василий и Зоя в торговый день шли с мешками на базарную площадь, чтобы там набрать хоть сколько-нибудь сена. Отец Алексий, провожая их, предупреждал: " Из-под морды лошади сено не сметь брать, иначе хозяин ударит вас кнутом". Лошади у священника не было, на все требы в любую погоду он ходил пешком, а на Пасхальной неделе несколько дней посещал дома прихожан. Между тем, ещё в Балыках отец Алексий получил травму ноги. Молодой жеребенок ударил его передним копытом по колену, отчего произошел излом коленного сустава. В начале 1930-х годов отец Алексий заболел глаукомой, левым глазом он практически ничего не видел. В дом к священнику часто приходили люди, чтобы получить совет в том или ином житейском деле: как составить письмо в суд, как поступить, к кому обратиться в той или иной сложной ситуации. Отец Алексий, чем мог, старался им помочь, не оставлял в беде, за что очень уважался народом. Во время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов безбожные власти поставили перед собой задачу произвести повсеместно массовый арест духовенства и закрытие храмов. По всей стране с новой силой начались аресты и расстрелы священнослужителей и мирян. В середине ноября 1937 года следователь Зарайского отделения НКВД Крысанов допросил двух человек, которые согласились дать лжесвидетельства против отца Алексия. Одна лжесвидетельница, в частности, показала: «отец Алексий " в сентябре 1937 года высказывался среди населения против советской власти и коммунистов, говорил: антихристова власть опять возвратилась к арестам, в Москве арестовали много священников. Это коммунисты боятся, что их по новой конституции не выберут в советы, поэтому они всю вину кладут на духовенство. Все равно, сколько они ни арестовывай, нас много, да и ведь народ шел за нами, так и пойдет, – они перед народом бессильны" ». Другой лжесвидетель показал, что в марте 1937 года отец Алексий ругал сталинскую конституцию и при этом говорил: " …В конституции пишут о свободном вероисповедании, а в действительности этого нет, и верующих под видом всевозможных причин лишают права на отправление религиозных обрядов. Народ требует, чтобы я ходил по домам православных, а советская власть нам этого не разрешает… Я народу везде буду рассказывать, как представители власти нас притесняют, – я как ходил, так и буду ходить. Веру свою православную не брошу…"
Арестован 24 ноября 1937 года у себя дома. Прощаясь с супругой, он сказал ей: " Спасибо тебе, верной ты была мне женой! Пойду я по стопам Спасителя". В тот же день протоиерей Алексий был допрошен. - Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете ли вы это? – спросил следователь. - Нет, я это отрицаю, это не признаю. - Следствию известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционного характера клевету на советскую власть и пораженческое настроение. Признаете ли это? - Нет, я это отрицаю, этого не говорил. - Следствию известно, что вы призывали население не подписываться на заем и высказывали террористическое настроение против коммунистов. Признаете ли это? - Нет, я это отрицаю, этого не делал. - Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы голосовать против коммунистов. Признаете ли это? - Нет, это я отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. На этом допрос был закончен. 29 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорен к расстрелу за " контрреволюционную агитацию". С момента ареста и все время непродолжительного следствия содержался в тюрьме Коломенского района, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. За несколько часов перед смертью фотограф Таганской тюрьмы сфотографировал священника, чтобы при множестве проводимых в те дни расстрелов палач не ошибся. Расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания. Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы