Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кришна похищает у пастушек одежду
Блаженный Шука сказал: - Когда наступил последний осенний месяц, незамужние девушки из племени Нанды, по обычаю, совершали обряд поклонения матери Мира, всемилостивой Катьяяни. В это светлое и радостное время они постились и питались только рисом, сваренным в очищенном масле. Каждое утро на рассвете, пастушки омывали тело в быстрых водах Ямуны и, выйдя на берег, приносили жертвы супруге Шивы. Они лепили из песка и глины изваяние богини, подносили к ее стопам зеленые травы, плоды, рис, венки с благоуханными цветами и возносили к ней молитвы. " О Великая Владычица, - шептали девушки, - о милосердная Мать! Всемогущая Спасительница! Сделай так, чтобы прекрасный Сын пастуха Нанды стал моим мужем! " И весь месяц от одного утра к другому они водили, взявшись за руки, свои девичьи хороводы в чистых струях Ямуны и с заветной мечтой на сердце обращались к всемилостивой богине, рассказывая ей о чудесном нраве Кришны, Его облике и подвигах, с одной лишь молитвой, и каждая желала стать женой сына Яшоды.
И вот однажды девушки, как обычно, оставив на берегу свои одежды, погрузились в воду и стали играть и водить хороводы, воспевая великую богиню Мать. А чародей Кришна, зная что творится в девичьих сердцах, внял их молитвам, и решил не дожидаясь милости великой богини, Самолично заверить юных дев, что тоже испытывает к ним душевные чувства. Он вышел украдкой из лесной чащи, забрал девичьи наряды, залез на дерево, уселся на ветвях удобно и, смеясь, окликнул влюбленных в него пастушек. " Эй красавицы, — сказал им весело Кришна, — вы, наверное, устали от ваших молитв, хороводов и омовений. Выходите из воды и возьмите у Меня свои одежды. Если вы все сразу или одна за другой подойдете ко Мне, я верну вам ваши платья, а если не подойдете, то не верну. Я никогда не лгу и сейчас говорю вам только правду. Да и товарищи Мои, которые здесь со Мною, могут подтвердить вам это". Никогда раньше сын Яшоды не шутил так с ними, и восхищение, нежность и любовь к Кришне переполнили девичьи души. Пастушки стыдливо глядели друг на друга, улыбались, но выйти на берег не посмели и еще глубже, по самое горло, опустились в воду. Однако очень скоро пастушки почувствовали холод, и тогда они сказали Кришне: " О милый! Разве подобает Тебе, Сыну нашего владыки, произносить такие речи? Мы ведь любим Тебя и весь наш народ гордится Тобою. Верни же нам наши одежды, мы совсем продрогли в прохладной воде Ямуны. Ты так прекрасен, темноликий Кришна, и все мы — Твои рабыни, и Ты можешь повелевать нами. Но будь милостив, доблестный витязь, верни нам одежды. Иначе мы пожалуемся нашему государю Нанде и обо всем ему расскажем". Всевышний отвечал: " если вы молвили правду и готовы повиноваться Мне, как рабыни, то вы, ясноглазые, немедля выйдете из воды и возьмете у Меня свои одежды. Если же вы сказали неправду, то можете искать защиты у Нанды. Мне мой отец не страшен". Вода в Ямуне с каждой минутой становилась все прохладнее, пастушки в реке совсем озябли, и видя, что их Любимый непреклонен, они решили Ему подчиниться. Продрогшие, прикрыв руками сокровенные места, они вышли одна за другой из воды и кротко остановились перед Кришной. А сын Яшоды, довольный тем, что исполнилось Его желание, любовался непорочной красотой пастушек и испытал истинную радость. Однако не все открылось его вожделеющему взору, и Кришна, повесив себе на плечи девичьи одежды, сказал пастушкам: " Вы так старались соблюсти ваши обеты и обряды, чтобы все было исполнено как должно, чтобы ничего в обрядах не нарушить, а почтения к богам не проявили. Ведь вы тяжко согрешили — вы совершали омовение нагими и тем нарушили святость обряда. И чтобы не тяготел этот грех над вами, подымите кверху руки, соедините вместе ладони, возложите их на темя и нагните головы в поклоне. Тогда боги простят вам ваше прегрешение, а Я отдам вам ваши одежды". Слова неотразимого Кришны встревожили пастушек. Они так старались, чтобы супруга Шивы исполнила их заветное желание, и не на шутку испугались, что их нагота могла причинить великой богине обиду. И чтобы замолить свой грех пред нею, они послушно возложили на голову ладони и склонились перед Кришной. Теперь хитрый Сын Яшоды мог вдоволь любоваться ничем не прикрытой красотой пастушек. И действительно, созерцание их целомудренной наготы порадовало Кришну, и Он вернул юным девам их платья. Пастушки были, воистину, счастливы, что их Любимый, прекрасный Сын Яшоды, говорил с ними, улыбался им и ласкал их взглядом, и не осталось у них на Него обиды за то, что Он похитил у них одежды и заставил зябнуть в стылых водах Ямуны. Их души были полны нежности и желания к Кришне, и сердца их принадлежали Ему всецело. Они давно уже надели свои одежды, а все еще стояли перед Сыном Яшоды, не сводя с Него зачарованных глаз и боясь пошевелиться. И тогда Кришна, глядя с улыбкой в их стыдливые лица, сказал: " О красавицы, я знаю, что любовь ко мне переполняет ваши души, что преданность ваша беспредельна. Мне ведомы ваши заветные желания. Я видел, как страстно вы поклонялись Матери мира. Обещаю, что она не оставит вас без своей заботы. Знайте, Мои милые девы, сердце, коего коснулось пламя любовной страсти ко Мне, никогда не даст ростки земной похоти, как не проростет более семя, томившееся в огне. А теперь ступайте домой, и Я даю вам слово, что вскоре придет такая ночь, когда мы вместе закружимся в хороводе под звуки Моей свирели, и в вашем сердце поселится радость". Блаженный Шука сказал: - Очень не хотелось влюбленным пастушкам расставаться с Кришной, но дома их ожидали дневные труды и заботы, и они против своей воли попрощались с сыном Яшоды и с печалью в сердце направились в свой пастуший лагерь. А на следующий день сын Деваки вместе со старшим Братом и приятелями как обычно гнал Свои стада по зеленым лугам Вриндавана, бескрайним ковром расстилившихся по берегам быстрой Ямуны. В тот день случилось им отдалиться от Враджи более обыкновенного. Укрывшись под сенью векового дерева, что огромным зонтом раскинулось над берегом Ямуны, пастухи решили переждать полуденное солнце. Вдруг Кришна молвил задумчиво: " Друзья Мои, - Стока, Амшу, Шридама, Субала и Арджуна, и вы любезные Вришабха, Оджасви, Девапрастха и Варутапха, подумать только, как милосердны, терпеливы и дружелюбны эти деревья! Ведь каждое из них живет ради других. Летом они укрывают нас от солнца, в пору дождей от небесной влаги, осенью от буйных ветров, зимою согревают, сгорая в огне. Деревья радуют нас пахучими цветами и сладкими плодами. Каждый найдет у дерева прибежище. Воистину вся жизнь этих великих душ - непрерывная череда самопожертвования. Все что имеют эти благословенные существа – листья, почки, цветы, плоды, коренья, кора, соки, - все это они отдают во благо даже врагам своим, кто приходит к ним с острыми зубами и топорами. Даже пеплом своим и тенью служать они всякому нуждающемуся, не слыша в ответ и слова благодарности. Разве не в том предназначение жизни, чтобы имуществом своим, делами, словами, мыслями, да и всем своим существом служить во благо ближнему? И кто, как не дерево больше всех отвечает этому благородному призванию! " Затем, украсив себя душистыми цветами деревьев и собрав с их ветвей сладких плодов, пастухи направились к излучине Ямуны, где благословенная река замедляет свой бег. Там они отпустили стадо напиться прохладной чистой как хрусталь и сладкой водою Ямуны и сами утолили жажду. Наступило время послеполуденной трапезы. Коровы с телятами разбрелись по лугам, а мальчики, которых уже начал донимать голод, обратились к Кришне с Баларамою.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ Благословенные жены брахманов Юные пастухи сказали: " О могучий Рама, о Кришна, - гроза злодеев, с самого утра мы ничего не ели. До дому нам шагать далеко, давайте остановимся здесь и найдем, чем бы утолить голод". Блаженный Шука сказал: - Всеведущий Сын Деваки знал, что в краю том благочестивые брахманы затеяли огненное жертвоприношение, и что жены этих самых брахманов тайно мечтают встретиться с Ним. Потому Кришна и направил Свое стадо тем утром в эту местность. " Друзья Мои, - отвечал Кришна, - отправляйтесь в ближнюю деревню где местные брахманы, глубоко опытные в духовной науке и жертвенных таинствах, устроили обряд Агнирасу, дабы ублаготворить богов и после смерти вознестнись на небеса. Ступайте в деревню и попросите местных священников дать вам еды. А когда будете просить, скажите, что вас прислали Кришна и Баладева, - сыновья Нанды из Враджи". Пастухи сделали все, как велел им Всевышний. Всею толпою они направились прямо к жертвенному помосту, и сложив ладони у темени, поклонились в ноги усердным брахманам. " О земные боги, о премудрые святители, умоляем, не оставьте нас в нашей беде. Услышьте мольбу несчасных пастухов. Не за себя просим, но за повелителя нашего Кришну и Его брата Раму. Здесь неподалеку Владыка вселенной Кришна и Его брат Рама пасут стадо коров. Весь день провели Они в трудах и с самого утра не держали во рту и крошки съестного. О великодушные жертвователи, труженники духа и знатоки высшего Закона, подайте господину нашему Кришне от ваших съесных излишков. Ведь Ему обращена ваша жертва. Писания дозволяют вкушать пищу во время жертвоприношения, покуда не прозвучала молитва заклания и пока жертвенное животное не испустило дух, а также после прочтения заклинаний если, конечно, это не строгое таинство Саутрамани в честь небесного царя Индры. Мы же просим вас даже не принимать пищу, а лишь пожертвовать Сыну нашего предводителя". Священники даже не удостоили гостей ответом, и продолжили приготовлние к жертвенному таинству, что открывало им врата в райские чертоги. Воистину, книжники и премудрые почитатели обрядов остаются глухи к призыву Всевышнего. Хотя место и время жертвоприношения, его принадлежности, заклинания, само действо, жрец, огонь, благоприобритатели в лице богов и незримый плод жертвенного деяния – все это разные стороны Единой Истины, премудрые брахманы, движимые заботою о собственном благе, не смогли за внешним видом жертвенного таинства узреть Того, Кому оно предназначается. Истину, какова Она есть, не увидеть сквозь кружева рассудка и праведности. Но Она открывается тому, кто смотрит на Нее глазами веры. Не дождавшись ответа, пастухи, понурив головы, вернулись в лес и поведали Братьям о случившемся. В ответ на горестные речи ходоков Владыка мира лишь улыбнулся, а потом заверил друзей, что не стоит досадовать на этот мир. Он так устроен, что приведись Самому Господу позвать человека в Свою вечную лучезаную обитель, тот все одно побежит к изваянию вымаливать себе спасение. " Не отчаивайтесь, друзья Мои, ступайте лучше к женам тех самых брахманов и скажите им, что Мы с Баладевою проголодались и ждем возле деревни, что кто-нибудь сжалится над Нами и поделится с Нами едою". Пастухи снова отправились в деревню в дом, где жены брахманов, нарядные и прихорошенные ожидали своих благоверных с праздничным угощением. " О почтенные женщины, - смиренно обратились к ним пастухи, - нас прислал к вам Кришна, сын предводителя пастухов из Враджи. Вот уже скоро солнце приклониться к земле, а у нас во рту с самого утра не было и рисового зернышка. Нам предстоит еще долгий путь в наши края. Не откажите в милости, милые женщины. Угостите нас чем нибудь съестным." Услышав о том, что деревню их посетил тот самый Кришна, о подвигах и красоте которого ходила давняя молва и увидеть которого они грезили в своих тайных снах, жены брахманов затрепетали как листочки на ветру, лица их покрылись румянцем, дыхание сделалось неровным, в движениях изчезла благородная степенность. Спешно набив горшки вкусными и пахучими явствами, наполнив кувшины сладким питьем, благородные жены устремились на окраину деревни, как полные реки по весне устремляются к океану. И никто – ни мужья, ни братья, ни дети, ни силою, ни убеждением, ни мольбами не могли удержать эти влюбленные души от безрассудства. В темной ашоковой роще на берегу тихой прозрачной Ямуны увидали благородные жены Юношу, о котором уже давно воздыхали, внемля рассказам путников. Видом своим Кришна скорее походил на придворного танцора, чем на деревенского пастуха. Одежды Его отливали золотистым блеском. Он был статен и темнолик. Во вьющихся волосах, что шелковыми прядями вились до самых Его плеч, были вплетены живые белые кувшинки. Чело венчало отливающее изумрудом павлинье перо, глаза искрились игривою улыбкою. Увидав Владыку своих грез, рассказы о Ком долгие годы были медом для их слуха, женщины вдруг смущенно замолкли. И когда наступило молчание, каждая из них в мыслях представляла себя в объятиях Кришны. Но в следующее мгновение горе охватило их, и ощутили они себя самыми несчастными на свете, когда вспомнили, что они брахманские жены и есть у них долг на земле, и что принадлежат они какому-то роду и племени. Сын Яшоды улыбнулся Своею игривою улыбкою и молвил учтиво и почти безучастно, будто бы не знал, что ради краткой встречи с ним эти женщины призрели честь свою и благополучие, земное и грядущее: " Приветствую вас, благородные матери семейств! Что привело вас ко Мне? И чем Я могу вам служить? Говорят, что всякая душа в бедственный час обращается за утешением ко Мне, но какая беда могла привести ко Мне жен благородных, очевидно не ведающих лишений в богатсвах, почестях и любви соплеменников? Конечно, если в душе нет любви, то ни богатсва, ни молодость, ни власть, ни почет не будут ей в радость. Но с чего вы решили, что во Мне вы найдете утешение вашей любовной жажды? Разве не достаточно вам любви ваших мужей, детей и сородичей? Не лучше ли вам воротиться в свои жилища, к своим добродетельным супругам, быть им опорою в благочетсивой жизни и так исполнить предначертанный вам долг? " Брахманские жены отвечали: " Пожалуйста Кришна, не будь с нами столь суров. Ведь Ты отвечаешь взаимностью на чувства Своих рабов. Мы принадлежим Тебе безраздельно. Для нас нет большего счастья, чем венчать себя цветами, коих касались Твои стопы. Не отвергай нас, милый Кришна, мы пришли сюда против воли ближних, поправ все сословные приличия. После того, что мы совершили, нам нет возврата к прошлой жизни. Ни мужья, ни братья, ни подруги не примут нас более. Кроме Тебя у нас нет убежища ни в этой жизни, ни в следующей. Умоляем, о Покоритель врагов, не отвергай верных слуг Своих, принадлежащих Тебе душою и телом". Всевышний сказал: " О благородные жены, не бойтесь ничего. Обещаю, Я сделаю так, что ни мужья ваши, ни дети, ни родичи не скажут вам ни слова осуждения и даже в мыслях не обидят вас. А боги ниспошлют вам благословения, коих не удостаиваются даже самые ревностные праведники. Прошу вас, возвращайтесь домой, Я не хочу, чтобы мир порочил ваше доброе имя за связь со Мною. Отдайте миру должное, пусть он возьмет вашу плоть. А мне пусть принадлежат ваши души. Телесная близость ослабляет союз сердец. Но клянусь, Я всегда буду принадлежать вам. Храните свои чувства втайне от мира. Пусть в домах ваших царят спокойствие и благодушие, а в сердцах никогда не угаснет пламя стасти к своему Возлюбленному". Блаженный Шука продолжал: - Потупив очи в землю, женщины воротились на деревненскую площадь, где счастливые мужья их уже завершили жертвенное таинство и с нетерпением ожидали своих благоверных. Среди брахманских жен была одна несчастная, которую муж силою удержал от свидания с Кришною и поручил домочадцам сторожить. Когда подруги вернулись из леса и поведали ей о красоте Кришны, душа ее не вынесла боли и рассталась с телом. А Кришна - услада для чувств и земли, насытил съестными дарами своих друзей, и убедившись, что они вполне довольны, Сам причастился к брахманским угощениям. И счастливый тем, что делами Своими, обликом и речью Он доставляет радость друзьям, коровам и женщинам пастушьего племени, Кришна отправился домой во Враджу. Меж тем сердца ученых мужей терзали сомнения. " Что если и впрямь Господь Бог через Своих земных посланников приходил к нам просьбою? Что если Он дествительно стучался в наши души, а мы не отворили Ему двери? " " Но как, - снова твердили брахманы в свое оправдание, - нам следовало отнестись к пастухам, которые утверждали, что Господь Вседержитель в образе пастуха, голодный, на окраине деревни ждет от нас милости? А если это правда, то как высоки в своей преданности Богу наши жены! Как велика их вера! Как непорочны сердца их! К чему все наши духовные труды, знания, обряды, обеты и жертвоприношения, если в самый решающий час, когда Господь незримого мира явился к нам во плоти, мы отвернули от Него взоры, прельщеные суетою? Дваждырожденные просветители рода человеческого, мы сами оказались слепы, когда Истина сорвала с наших глаз пелену обмана. Уча благоразумию других, сами мы обнаружили себя совершненными невеждами, как только дело коснулось нашего собственного блага. И каких духовных высот достигли наши женщины! Как легко они, лишь заслышав имя Кришны, разорвали смертельные удавки, именуюмые семейными узами! Никода они не вершили жертвенные обряды, не проходили послушание в обители учителя, не творили суровые обеты, не постигали науки духа, не очищали свою душу искупительными таинствами, - словом не делали ничего из того, что мы полагаем благом для человека. Но вера их во Владыку чудесных сил оказалась столь чиста и непорочна, что они узнали Его в обычном пастухе, да и то едва услышав его имя от незнакомых людей. Воистину, не разумом но верою душа видит Кришну. Духовными трудами пытались мы сорвать с себя оковы призрачного мира, осознать тщету семейной жизни, постичь цель бытия. Но Истина позвала к Себе не мудростью писаний, а устами пастухов. Иначе, что как не забота о нашем благе, подвигла Всемогущего Владыку, Чье любое желание исполняется немедленно, просить нас утолить Его голод? Воистину чудо из чудес, что Тот, на Кого молится и Кого обхаживает сама стоптивица Удача, нисходит на землю и словно нищий просит милостыню у людей. С давних пор из священных писаний мы знали, что Тот, кто есть место и время жертвоприношения, само жервенное таинство, жрец, жреческая песня, и плод жертвоприношения, и благоприобритатель ныне Самолично воплотился в семействе Яду, но отвергли Его, когда Он пришел к нам даровать спасение. Ему, Господу Кришне, всемогущему Чародею, повергающему нас в пучину самообмана, просившему подаяния, мы воздаем хвалу и молим о милости. Завороженные Его чарами, мы не ведали Его могущества. Теперь же, когда рассеялся туман наваждения, мы узнали в Пастушке, к которому против нашей воли сбежали наши жены, Предвечного и Непорочного Господа и потому молим Его простить наше обидное безверие". Пренебрежение к зову Всеввышнего – есть тяжкий грех для человека. Еще долго мудрые брахаманы раскаивались в содеянном и обдумывали, когда бы лучше отправиться во Враджу, чтобы лично повидать Кришну и испросить у Него прощения. Но потом, дабы не привлекать внимания злопамятного Камсы, они заключили, что Господь услышит и их мысленное прошение.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы