Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Брахма похищает пастушков и телят



 Блаженный Шука сказал:

- о государь, ничто не укроется от твоего пытливого ума. Судя по твоему вопросу, после многих дней слушания ты нисколько не утратил остроты восприятия.

Кто понял смысл жизни, тот ни на мгновение не отвратит своего слуха от жизнеописания Нетленного Властелина. Признак же человека, мучимого страхом смерти – тот всегда говорит и слушает лишь о женщинах и злате.

Нет такой тайны, которой не открыл бы мудрый учитель смиренному ученику. Итак, слушай внимательно.

 Вызволив друзей из пасти смерти, Кришна вместе с ними направился домой вдоль берега полноводной Ямуны. Неожиданно Он остановился и сказал.

  — медленно; тринам — траву.

 «Друзья, посмотрите как здесь чудесно, как упоителен запах цветущих лотосов, как ласково перекликаются лесные птицы и жужжат тучные шмели. Давайте отпустим наших телят напиться воды, а сами расположимся здесь на берегу и устроим себе трапезу».

 Пастушата как один ответили Кришне возгласами одобрения и, отпустив телят к водопою, принялись раскладываться на золотистом бархате песчаного берега, разворачивать свои узелки с домашней стряпнею.

 Точно венчик среди лепестков огромного цветка, Кришна восседал в середине плотного кольца друзей, взирающих на Него восторженно и наперебой предлагающих свои нехитрые угощения, что поместились на листьях цветов, в корзинах и в скорлупах огромных орехов.

 Каждый из них, откусывая от чужой трапезы, принимался морщить лицо, показывая Кришне, сколь невкусна еда товарища, в отличие от его собственной, а потом все вместе они заливались громким и веселым хохотом.

  Боги с небес в изумлении взирали на то, как Верховной Владыка, чьей пищей являются жертвенные дары на алтарях, заткнув за пояс флейту и рожок и отложив в сторону пастуший посох, хватал рукою творожный рис со сладкими фруктами, сорванными только что с деревьев, и жадно отправлял себе в рот. А пастушата шутили и передразнивали друг друга, и с упоительным восторгом предавались общему веселью.

 Между тем, напившись сполна воды, телята уже пощипывали сочную луговую траву и все дальше удалялись в лесные дебри.

А когда пастушата обнаружили пропажу и повскакали с мест, чтобы привести стадо обратно, сын Яшоды успокоил их:  

- Друзья, не тревожьтесь, заканчивайте свой обед, Я Сам схожу за нашими телятами.

 И Кришна, дабы услужить товарищам, отправился в лес, где в густых зарослях, оврагах и теснинах скрылось их тучное стадо.

 И тогда Брахма, доселе недоуменно взиравший на Пастушка, в мгновение ока истребившего грозу богов Агху, задумал собственнолично удостовериться в могуществе Кришны, и заодно показать миру силу своих колдовских чар. Как некогда движением мысли он сотворил вселенную, так нынче мысленно же он удалил с земли пастушат, расположившихся на берегу Ямуны и их телят, рассеявшихся в лесу Вриндавана.

 Не найдя Своего стада, сын Яшоды воротился на поляну, дабы призвать на помощь товарищей, и обнаружил, что и те тоже исчезли. На лице Всеведущего отразилось изумление.

Однако, смекнув, что никто кроме творца не способен бесследно изъять из мира сотворенные предметы, Кришна придумал, как ответить на вызов Лотосорожденного.

 Тотчас возле Кришны появились новые пастушата, а из лесу показалось новое стадо. Но то были не Божьи создания, но Сам Кришна, единовременно принявший множественный облик мальчиков и телят.

 Все дети были точными слепками своих прообразов – в руках Они держали такие же посохи, рожки, узелки и свирели, облачены Они были в такие же платья, как и настоящие пастушата, и убраны в такие же украшения. Ликом своим, походкой, привычками и даже душевными склонностями образы Кришны в точности повторяли Его друзей. Так что даже собственные матери не могли бы обнаружить подмены.

Вскоре новые пастушата во главе с Кришною как ни чем не бывало с веселыми песнями шагали по дороге домой, погоняя впереди себя свое новое стадо.

 В деревне облики Кришны попрощались друг с другом и вместе со своими телятами разошлись по дворам, где их с нетерпением ожидали родители.

Еще издали заслышав звуки рожков, матери мальчиков побросали домашние дела и выбежали на улицу. А, увидев своих чад, они необъяснимо для себя самих испытали столь сильное чувство нежности, что из грудей их засочилось молоко. Обняв детей и усадив на колени, жены пастухов насытили своих детей живительною влагою.

И так продолжалось целый год. Каждое утро жены пастухов поцелуями пробуждали множественного Кришну ото сна и снаряжали Его в поле на целый день. А вечером Он возвращался из леса и, предавшись в объятия своих матушек, переступал порог их домов. Пастушки купали Кришну, умащали Его прохладным маслом с сандалом, одевали в свежие одежды и наносили на чело священную глину под чтение заклинаний и звали на ужин. А телят, в коих преобразился Кришна, коровы встречали радостным мычанием и, облизав их с головы до ног, подставляли им полное вымя.

 Жены пастухов, прежде любившие сына Яшоды больше своих собственных детей, тайком признавались подругам, что с прошлой весны почувствовали к своим сыновьям небывалую любовь, сравнимую по силе с любовью к Кришне.

И всякий раз, когда они гладят и ласкают своего ребенка, им кажется почему-то, что гладят и ласкают они Кришну, сына Нанды и Яшоды.

  Так, превратившись в пастушков и телят, Кришна наслаждался любовью множества матерей и коров одновременно. А они кормили Его своим молоком, одаривали ласкою и нежностью и не помышляли на свете большего счастья.

 Однажды, почти год спустя после того знаменательного похищения произошло событие, которое зародило подозрение в сердце Баладевы. В тот день Они с Кришною по обыкновению погнали стадо в цветущий лес Вриндаван.

Коровы, что в дневной час щипали весеннюю траву на склонах холма Говардханы, увидели в долине своих взрослых телят, к той поре выросших из молочного возраста, и их охватило неодолимое желание отдать им свое полное вымя.

 Повинуясь материнскому порыву, животные позабыли о пастухах, что стерегли их и, задрав кверху хвосты и головы, кинулись вниз по каменистым спускам, громко мыча и расталкивая друг друга боками, вздымая ввысь столбы пыли. И произошло это столь стремительно, что пастухи едва успели отпрянуть в сторону, как будто мимо них пронеслось не стадо коров, но табун боевых лошадей.

 И было странно видеть, как только что отелившиеся коровы подставляют вымя своим великовозрастным, народившимся еще прошлою весною бычкам и телицам.

 А пастухи, опомнившись от потрясения, раздраженные и негодующие бросились вслед за своим стадом, перепрыгивая через кусты и камни, крича и размахивая посохами. Но едва увидели они своих собственных сыновей, как неизъяснимая волна нежности накрыла их самих и все они как один забыли, зачем очутились здесь.

 Неведомое доселе желание ласкать, дарить нежность своим детям охватило все их существо. Пастухи, обыкновенно немногословные, скупые на проявления чувств, обнимали своих сыновей, говорили им нежности, и жадно вдыхали аромат их волос.

 Немало усилий стоило пастухам вернуться к своему стаду. Но стоило им вспомнить образы своих чад, как они обезумевшие с влажными от слез глазами снова мчались к своим сыновьям, чтобы заключить в объятия и никогда больше не расставаться с ними.Да и коровы то и дело переставали щипать траву и замирали, вслушиваясь в звуки леса, куда юные пастухи только что увели телят.

От удивления Баларама не мог вымолвить ни слова.

 " Что за чудеса, - думал Он, - Как возможно, что коровы пренебрегают молочными телятами и подставляют вымя уже почти взрослым бычкам? А пастухи, едва расставшись с сыновьями, через мгновение уже льют по ним горькие слезы?

  Откуда это умопомешательство? Какая колдунья осмелилась изменить законы природы? А может в привычное русло событий вмешались чары моего Господина? Ведь кроме Него никто не в силах ввести Меня в заблуждение! "

 Тут Баларама наконец понял, что все друзья Его и все телята – один и тот же Кришна, принявший множественный облик.

 Стало быть, мальчики эти не перевоплотившиеся боги и мудрецы, как полагал Я прежде, а Кришна размножившийся в бесчисленных образах детей и телят.

 - Открой Мне тайну, о Вездесущий мой Владыка, что побудило Тебя скрыться от Меня завесой обмана.- спросил Баларама Кришну.

 И Кришна поведал Своей первой Ипостаси о том, как четырехликий творец похитил Их стадо и друзей, и что целый год в облике телят и пастушков Он жил в домах соседей.

 А между тем Брахме предстояло сделать собственное открытие. Уже через миг после похищения друзей и телят Кришны он обнаружил, что точно такие же телята и пастушки окружают прекрасного Мальчика, словно ничего и не произошло. Но за тот миг, что понабилось лотосорожденному для прозрения, на земле прошел целый год, ибо времяисчисление богов значительно разнится с земным.

 Еще раз попытался Брахма чарами своими удалить неведомо откуда взявшихся мальчиков и телят, но оказался бессилен.

 " Кто они и откуда появились, - недоумевал создатель. А кто те, кого я похитил, и которые мирно спят в моих чертогах?

 Кто из них действительно сущие, а кто наваждение? И почему я, творец вселенной, не могу распорядиться своими тварями по своему усмотрению? "

Брахма даже силился найти различия между спящими и бодрствующими, но и это ему оказалось не под силу.

 Блаженный Шука сказал:

- в какой же иллюзии, о государь, должен пребывать смертный, чтобы пытаться околдовать самого главного Волшебника!

Снег не прибавляет ночи белизны, и день не делает светлячка светлее. Так и колдовские силы, обращенные против великого Волхва, не сделают его слабее, но, напротив, лишь ослабят силы дерзнувшего.

В следующее мгновение пасущиеся телята и забавляющиеся пастушки предстали пред взором Брахмы в обликах смуглоликих Вишну в золотистых одеждах.

В четырех руках Своих каждый из Них держал раковину, огненное колесо, палицу и цветок лотоса. Чела Их венчали золотые уборы, в ушах блистали, покачиваясь, длинные серьги. Грудь, отмеченную знаком Удачи, украшали цветочные венки. На руках и ногах красовались сияющие золотом обручи. На шее, отмеченной тремя полосами, переливаясь всеми цветами радуги, светился дивной красоты самоцвет Каустубха. Тонкий стан Их опоясывал шитый золотом шелковистый пояс.

Стопы обликов Господа утопали в нежных, молодых листьях туласи, подносимых Господу Его преданными слугами.

Пунцовыми очами Своими Он точно пробуждал желания Своих слуг, а светлою, словно полная Луна, улыбкою охранял их желания от порочности.

Вся вселенная от великого недвижимого Брахмы до невесомой былинки служила множественному Господу, воспевая Ему славу, кружила перед ним в танце и подносила приятные Его чувствам дары.

Свитою Всевышнему служили олицетворения восьми тайных сил во главе с Невесомостью, олицетворения двадцати четырех стихий во главе с первичным веществом и он сам, Нерожденный.

Во услужении множественным обликам Вишну состояли Время и обособленная Природа, Искупление и три свойства вещества, Желание и Деяние.

Облик Всевышнего – суть бытие, бесконечность, знание и блаженство в одном лике и очерке. Но даже постигшие все эти грани Господа не способны узреть Его облик во всем Его великолепии.

Саморожденному открылось все разнообразие вещей, происходящих от вездесущего безмятежного Духа. Он увидел мальчиков с телятами – несотворенных, но сущих ипостасями Всевышнего.

Потрясенный до самой глубины всех своих одиннадцати чувств четырехликий творец замер в оцепенении, точно кукла перед храмовым божеством.

И когда изрекший Веду владыка учености признался себе, что не способен отличить действительное от призрачного, что его власть не безгранична в его же творении, а прозорливость ущербна, и что мудрость бессильна перед забавами Беспечного, тогда то Кришна и отдернул от его глаз завесу наваждения.

И жизнь стала медленно возвращаться в оцепеневшие члены творца, а рассудок осенило ясностью, точно новая заря взошла на востоке и пробудила спящего после долгого ночного сна. И, оглядевшись вокруг, Брахма увидел со стороны всю свою вселенную и в ней себя, восседающим на белом лебеде.

Окинув взором одновременно все стороны света, четырехликий обнаружил себя в лесу Вриндавана, среди вечно цветущих и плодоносящих желанными плодами благодатных дерев - в вечной обители Кришны, где душам не ведомы ни страхи, ни скука, ни печали, где хищники и беззащитные живут в любви и согласии.

Взору создателя открылась Прекрасная Действительность, безграничная, несравненная и неотразимая Истина. Истиною той было малое Дитя – юный пастушок, который стоял один на лесной поляне, сжимая в левой руке надкусанный комок сладости, и недоуменно озирался по сторонам в поиске своих друзей и телят.

И в тот же миг создатель сбежал по крылу своего белого лебедя и точно подкошенный тростник рухнул перед сыном Яшоды, коснувшись земли четырьмя своими коронами мудрости, и оросил стопы Победителя слезами раскаяния.

Снова и снова Брахма пытался подняться с земли, но ноги всякий раз не слушались его и он падал на колени к ногам юного Пастушка, чье истинное величие открылось творцу мгновение назад.

Наконец поднявшись и утерев слезы, создатель взглянул на Спасителя, потупил взор, сложил молитвенно у груди ладони и молвил дрожащим от волнения голосом.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Молитвы Брахмы

 

 Брахма сказал:

- я преклоняюсь пред Тобою, о сын Нанды. Господи, явив Себя в облике юного пастуха, Ты заставил сжаться мое сердце в упоении. Во многих образах Ты представал перед миром, но ни один из них очарованием и благолепием не сравнится с тем, что я вижу сейчас – темноликого, точно сваянного из грозовой тучи, в сверкающих молниями одеждах, с серьгами из цветочных семян, с павлиньим пером во вьющихся волосах, с венком лесных цветов, с пастушьим посохом, сладким лакомством в руке и с тростниковою свирелью и рожком, заткнутыми за пояс.

Даже лицезрея Тебя, о чем мечтают все волхвы, мудрецы и Твои почитатели, и сознавая разумом надмирность Твоего образа, я, создатель вселенной, не в силах постичь даже крупицу Твоего видимого величия. Что до Твоего внутреннего блаженного мира, то вряд ли он вообще доступен кому-либо из живущих.

Непобедимый Ты сдаешься в рабство Своим рабам, предавшимся Тебе телом, словом и мыслью, кто внемлет лишь о Тебе, кто живет Тобою, кто раз и навсегда отказался от попыток постичь Тебя разумом.

Лишь безоглядной верой и преданностью Тебе, о Всемогущий, можно утолить все чаяния своей души. Но кто ищет душевного согласия в стяжании знаний, того ждут лишь томление и печаль. Сколько бы не молотить плевел, из них не выбить ни единого зернышка.

В самом деле многие из тех, кто стяжал знания, сверхъестественные силы и славу, добившись желаемого, предавались Тебе, о Непорочный. Но ни один. ступивший в Твою обитель и вкусивший мед сказаний о Тебе, не опустился до стяжательства власти, знаний и славы.

Тебя во всей Твоей полноте, лишенным определенных свойств, способен постичь лишь тот, чей ум не осквернен выгодой, чьи чувста невозбуждены, кто ищет единственно любви, свободной от ограничений. Узреет Тебя в Твоем истинном облике лишь тот, кто избавлен от предубеждений относительно Твоего облика.
  Хотя бы и сосчитав все песчинки на Земле, снежинки в воздухе, лучи на Солце и звезды на небе, кто из ученых мужей способен счесть качества Твоей личности? А кто измерит величину Твоей милости, сошедшей нынче на Землю к ее обитателям!
  Всякий, кто терпеливо сносит лишения и беды, ниспосланные ему за прегрешения, оставаясь преданным рабом Твоим в делах, словах и уме, несомненно сорвет вожделенный плод освобождения, как наследник, смиренно сносящий выговор от родителя, получает все богатства.

Сколь безрассуден был я, пытаясь ввести в заблуждение Волшебника над волшебниками. Состязаться в чародействе с Истиной, чьей волею и существует самое наваждение, все равно что искрою оттенять пожар.

О Нерожденный, прости дерзость того, кто рожден был для огня страсти, а живет во тьме невежества. Господи, точно кукла в Твоих руках я полагал себя обособленною властью, высшею созидательною силою - теперь же узрев Твое могущество, я покорно молю о снисхождении.

  Я всего лишь зернышко жизни в сосуде вселенной, слепленной из земли, воды, воздуха, пространства и самомнения. Что я в сравнении с Тобою, из пор тела Которого появляются несчетные пузырьки вселенных!

  Господи неподвластный разумению, прости мне мои вольности как мать прощает своему дитяте неловкие движения в утробе. К тому же, я действительно сижу в Твоей утробе, ведь нет ничего в целом мире – явного и вымышленного, что помещалось бы вне Тебя!

Не правы чада мои, величающие меня саморожденным, появшимся с тремя мирами из вод вселенского потопа на вершине блистающего лотоса. Разве лотос этот произростал не из Твоей пуповины? Разве не Тебе я обязан своим рождением? Разве не Тебя должен величать я своим родителем?

  Разве Ты не тот самый Господь Бог - Нараяна, покоящийся в водах вселенной, Душа одушевленных, поводырь сердца, Свидетель всех дел? Нет. Ты – источник Господа Бога, - Нараяны, Ты – Истина, а Он – Твой сон, блистящее, сияющее сновидение!

 И все же мне не ясно, почему я не видел твой облик в канун творения, когда взирал на причинные воды, и почему не видел Твой образ в своем сердце, когда пристально смотрел в него? И если я не увидел Тебя ни внутри, ни снаружи себя, когда ничего не существовало, откуда Ты появился?

В Своем нынешнем воплощении Ты не оставил сомнений в том, что управляешь сотворенным миром с помощью Своих чар, находясь вне и внутри мироздания. Матушке Своей Ты показал в своих устах вселенную, внутри которой Ты и она находитесь оба.

 Если окружающий нас мир расположен внутри юного Пастушка, Коего я вижу пред собою, стало быть мир этот есть немыслимый обман. 

  Разве не величайший Кудесник - тот, кто сначала обнаружил Себя в единственном числе, потом превратился во множество телят и пастушков, потом в том же количестве сделался четырехрукими Божествами, коим прислуживали все одушевленные твари, потом Божества эти разрослись до размеров вселенных, а потом снова исчезли в Его образе пастушка – Единого и Неповторимого.

Существам, не ведающим Твоей подлинной славы, Ты, Единосущий, представляешься в трех, выдуманных Твоею обманчивою силою, образах, - четырехликого творца, четырехругого Хранителя и триокого разрушителя.

Дабы утешить праведных и покарать нечестивцев, ослепленных Твоею обманчивою силою, Ты, Господи Нерожденный, появляешься на свет в обликах просветленных мудрецов, богов, людей, зверей и водных тварей.
  О великодушный Волшебник, кто из смертных способен уследить за тем, где, как и когда в трех мирах происходят Твои забавы? Кто знает, какую игру теней в следующий миг замыслит Твоя обманчивая Природа?
 Потому, окружающий мир – не более чем тревожный сон, что скрывает от нас явь, наполненную образами сущими, сознательными и счастливыми, коих Твоя обманчивая сила скрыть не в состоянии.

  Ты - единая Душа сущего. Изначальное, Древнейшее, истинное Существо, Ты – внутренний свет жизни, не имеющий начала и конца. Ты – Счастье собственнолично, - нескончаемое, неувядающее, безупречное и не ведующее преград. Ты - единый и неповторимый, непостижимый и неописуемый.

Кто узрел Тебя, - Душу всех душ, в сиянии истинного слова, источаемого лучезарным, милостивым учителем, тот спасется из бушующего моря мирской суеты.

Но кто не узнал в Тебе Душу своей души, тот обрекает себя на вечный страх и тревоги, как несчастный пленник темного колодца, что путает спасательную веревку со змеею.

  Рабство и свобода – все есть ложь. Этими словами невежды обозначают отсутствие счастья и любви. Кто познал себя в отношениях с Тобою, для него рабство и свобода превращается в дурной сон. Рабство – ночь, свобода – день, но что такое день и ночь для того, кто вознесся к Солнцу?

Невежды ищут Тебя вовне, будто бы Душа мироздания может быть где-либо, кроме нашего собственного сердца. О как должен быть глуп ум, пытающийся заключить Тебя в клетку окружающего мира!

  Рассудительные и благонравные ищут Тебя, высшее Существо в глубине своего сердца, последовательно отторгая от себя вещественные, призрачные стихии-одеяния. В самом деле, невозможно довериться спасительной веревке, не осознав до конца коварной природы змеи.

Кого коснулась искра Твоей милости, тот обладает знанием о Тебе в неизмеримо большей степени, нежели книжники, мудрецы и ученые мужи вместе взятые. Воистину, рассудок бессилен там, где нечего разделять.

  Потому, Господи, я молю Тебя позволить мне в нынешней, следующей или какой сочтешь нужной жизни, служить Тебе безропотным рабом. Будь я даже животным, умоляю, позволь мне быть Тебе в услужение.

  Чем заслужили такого счастья телицы и жены пастухов, чьим молоком Ты в облике телят и пастушков упивался целый год точно хмельным медом! Разве поддается разумению, что Ты, Кому посвящаются все священножертвенные таинства мира, находишь большее удовольствие, лакая от коровьего вымени.

  А разве сравнится с чем-либо счастье, что выпало пастухам Враджи, чьим другом и товарищем стал бездонный Кладезь Блаженства, безусловно и истинно Сущий Владыка бытия.

  Но и мы, одиннадцать вселенских вершителей – одиннадцать управителей чувств, причащаемся к тому сладостному меду, которым упиваются обитатели Враджи, прильнувшие к Твоим лотосным стопам. Капли блаженства, коими Ты одариваешь Твоих рабов, достаются и нам – повелителям слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния, речи, трогания, ступания, опорожнения, соития, мышления и самомнения.

Я сочту для себя величайшею удачею родиться в любом облике здесь в лесу Вриндавана, чтобы купатья в пыли, которой касались благословенные стопы Твоих возлюбленных рабов, славу коих безуспешно пытаются описать священные Писания и Предания.

О великодушный Спаситель, когда я думаю, какой милостью Ты обласкал Путану и ее братьев, питавших к Тебе лютую ненависть, разум мой мутится, и я замираю в недоумении при мысли о сокровищах, кои достаются пастушьему племени, чьи дома, имущество, сородичи, мысли и самоё жизнь всецело принадлежат Тебе. Что может даровать Всемогущий в награду за любовь? Разве, что Себя Самого!
  О Кришна, всякий кто не предался Тебе, - сущий вор, и все его добро награблено; жилище его – темница преступника, а родные с близкими – тяжелые кандалы с виригами.

Суета бренного мира никак не касается Тебя, и все же милостью Своею Ты нисходишь на землю и лицедействуешь со Своими близкими, дабы явить несчастным обитателям горесной темницы все виды надмирного упоения.

Господи, в свете есть много премудрых мужей, кто определенно познал Тебя и Твою природу, кто имеет о Тебе верное суждение. Что до меня, то праздник Твоей жизни всегда останется вне досягаемости моей власти, разума и красноречия.
  Теперь о всеведущий Владыка, я смиренно прошу у Тебя дозволения удалиться и оставить мою вселенную целиком в Твое распоряжение для Твоих забав.

  О Кришна, о прекрасный Цветок на родовом древе Вришни и Яду! Ты источник и смысл существования для земли, морей, людей, богов и зверей. Ради тебя живет всякая тварь и Тобою дышит! Ты рассеиваешь тьму судьбы, защищаешь поборников закона, и кареешь нечестных! И покуда будет светить Солце вселенной, я буду петь Твою славу.

  Блаженный Шука продолжал:

- итак, прославив бесценное Сокровище, создатель обошел трижды вокруг Верховного Владыки, склонился к Его стопам и удалился в свое небесное урочище.

  Проводив взглядом Свое перворожденное чадо, Всевышний отыскал потерянных телят и пригнал на берег Ямуны, где друзья Его пастушата продолжали свою обеденную трапезу.

  И хотя по земному времяисчислению истек целый год, для товарищей Кришны, заколдованных Его чарами, год этот показался одним мгновением.

  Разве сыщется в целом свете такой предмет, о котором не забывал бы смертный, зачарованный обманчивою силою Господа Бога. В водовороте сиюминутных дел человек умудряется забыть даже о смысле собственной жизни.

  Кришна, - весело воскликнули пастушата, - до чего ж проворно Ты собрал наше стадо! Садись в наш круг и заканчивай Свое угощение.

  И Владыка чувств, с хитрою улыбкою уселся среди приятелей и продолжал прерванную минуту назад трапезу. А потом они дружно погнали свое стадо домой во Враджу, озираясь на огромный лоскут кожи убитого змея.

  Впереди стада шагал неутомимый и радостный Кришна, с гирляндой лесных цветов на шее, и с павлиньим прером в волосах. Прекрасные женщины из вольного племени Нанды не в силах были отвести глаз от прелестного лица Кришны. Он весело и ласково улыбался, блестя очами, и выводил задушевный напев на Своей свирели. А пастушата пели песню о подвиге своего Предводителя – " Коварный змей и душегуб замыслил слопать нас, но Кришна пасть ему заткнул и лопнул змей тот час".

  Досточтимый царь спросил:

- Учитель, как возможно что женщины Враджи полюбили чужое дитя пуще своих собственных? Разве это согласуется с Природою жизни?

  Блаженный Шука отвечал: о государь, слушай внимательно. В целом свете человеку нет ничего и никого дороже себя самого. Всякая тварь прежде всего любит самоё себя, а потом всех остальных - детей, домочадцев и соплеменников.

  Человек любит других лишь потому, что видит в них себя. Говоря о любви к ближнему, к детям и домочадцам, человек лишь признается в любви к себе самому.

  Но для тех, кто приравнивает самое себя к своей плоти, любовь к себе оборачивается любовью к своему телесному облику. И жизнь его превращается в заботу о безжизненном веществе.

  Если же на плоть свою взирать как на свою принадлежность, то не будет она тебе дороже тебя самого, и не придется тебе тревожиться о серой ветоши, в кою неизбежно превращается некогда новое и яркое платье.

  У живого существа нет ничего дороже своей самости, - своей души. Удовлетворение себя – есть цель и смысл жизни всякого одушевленного существа – движущегося (ослепленного) и неподвижного (прозревшего).

  Однако Душа всех – есть Кришна. Кришна – Душа всех душ, Самость всех сознающих себя, потому Он и дороже нам нашей собственной самости, души. По этой причине телицы и женщины Враджи любили Кришну пуще своих чад и пуще самих себя.

  Кто знает Кришну таким как Он есть – в человеческом облике, тот видит всех прочих существ – движущихся и неподвижных как Его образы: образы завершенной Целостности, вне которой нет ничего.
 Предвечная Природа Кришны побуждает живых жить и поставляет им все нужное для жизни. Он же, неотразимый Кришна, и есть смысл всякой жизни.

  Для тех душ, кто избрал своим спасительным судном лотосные стопы Убийцы демона Муры, бескрайний океан мирских тревог ужимается до размеров лужицы в следе телячьего копытца. Кто сдался на милость Прекрасному Кришне, тот оставил за кормою челна Любви все страхи и печали.

  Итак, я поведал тебе о забавах Кришны, когда Ему было пять лет от роду. Впрочем, забавы эти были неведомы миру до той поры, покуда Кришне не миновало шесть лет.

  Всякий кто внемлет сказанию об убиении змея Агхи, лесной трапезе Кришны с друзьями и восторженным молитвам саморожденного, непременно добьется всего, что душе его угодно.

  На благословенной земле Враджи в играх и развлечениях протекали детские годы Кришны и Баладевы. Вместе с детьми пастухов они играли в прятки, лазали по деревьям и, подражая обезьянам из древних сказаний, строили мосты через ручьи, и бегали по ним наперегонки.








ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Схватка с Дхенукою

 

  Блаженный Шука сказал: Однажды в пору Своей шестой весны Кришна с Баладевою и друзьями погнали стадо телят в тучные луга Вриндавана, даря матушке Земле блаженство прикосновения к Его стопам.

  Когда телята насытились травой и душистыми цветами, Кришна повел свое стадо на водопой к берегу Ямуны. По дороге к реке сын Яшоды не переставал шутить и веселиться.

  В весеннем лесу чудесно пели птицы, томно жужжали пчелы, по лесным тропам весело сновали звери, тихий ветерок навевал благовонные запахи цветущих трав и деревьев, и все в этом лесу радовало сердце.

  Под тяжестью спелых плодов ветви деревьев клонились к самой земле, стараясь поднести свои душистые, разноцветные и сладкие дары к кораллово розовым стопам Предвечного Владыки.

  «Посмотри, Баладева, - сказал Кришна, ласково улыбаясь, - с какой щедростью лесные деревья отдают Тебе, - Богу богов, свои душистые цветы и сладкие плоды, словно желают искупить грехи, за которые вынуждены были воплотиться полусознательными неподвижными существами.

  Как бесконечно преданы Тебе шмели, вьющиеся вокруг Тебя точно верные ученики вокруг учителя или служители у алтаря. Где бы Ты ни скрылся от мира – в лесной чаще или за пределами творения, - они всегда подле своего Божества, томным жужжанием прославляя Непорочное убежище вселенной!

  Для Тебя в упоении кружатся павлины, распустив свои веера с тысячью глаз, устремленных к Тебе. Оленихи, едва заметив Твой очерк, замирают в восторге, точно женщины вольного племени Враджи. Кукушки на все лады поют Твои имена; Природа расцветает всеми красками радуги ради Тебя.

  Благословенны земля и трава, коих касаешься Ты Своими стопами; благословенны деревья, коих трогаешь ты Своими ладонями; благословенны ручьи, горы, птицы и звери, коих касаешься Ты Своим взглядом; благословенны женщины Враджи, коим богиня Удача позволила трепетать в Твоих объятиях».

  Блаженный Шука сказал:

- Так восторгался Кришна весенним великолепием леса Вриндавана, ведя с товарищами по его тропам несметные стада к берегам тихой Ямуны, у подножья холма Говардханы.

  Он то гудел, как опьяненные весною пчелы, то ворковал, как влюбленный голубь, то начинал куковать, как кукушка, то курлыкал, как царственный журавль, то подражал крику попугаев. Потешая своих друзей, Он исполнял любовный танец павлина, или пугал телят, рокоча, как грозовые тучи. Он любил, погоняя стадо, затевать борьбу со своим старшим Братом и веселил друзей прыжками и грозным видом. Иногда Он становился на четвереньки и начинал рычать, подражая неведомому зверю и пугая грозным рыканием львов и тигров.

  А когда они пригоняли стадо к берегу Ямуны, Баладева, утомленный, ложился на траву в тени развесистых деревьев и отдыхал, положив голову на колени друга, а Кришна гладил Ему стопы.

  А потом, взявшись за руки в круг мальчики пели и танцевали, а если кто-то вызывался помериться силою с Кришной, друзья криками подбадривали борющихся и хлопали в ладоши.

  А утомившись, юные борцы ложились на траву в тени деревьев и засыпали, положив головы на колени товарищей, меж тем как другие обмахивали их опахалами из пальмовых листьев и растирали им стопы.

  Рядом с Кришною сердце у пастушат заходилось от упоения: так, что стоило им не видиться со своим Приятелем хотя бы мгновение, как они тут же тосковали по Нему. О Кришне были все их думы, их чаяния и песни.

  В облике прекрасноого пастушка Высшая Истина упивалась блаженством Собственных забав, порою пряча свое могущество, порою являя его на удивление соплеменников. Стопы, что с трепетом лелеет на своей груди богиня Удача, ныне касались земной тверди в краю Враджи, где живет беззаботное племя пастухов.

  Как то раз юные пастухи Шридама, Субала и Стотакришна обратились к своим приятелям Кришне и Баладеве с такою просьбою.

   «О бесстрашный Баларама! О гроза злодеев, Кришна! Неподалеку отсюда стоит прекрасная пальмовая роща, обильная вкусными пахучими плодами.

  И плодов этих столь много, что ими усеяна вся земля в той роще. Однако пойти туда мы боимся, потому что стережет эту рощу могучий и кровожадный оборотень по имени Дхенука.

  Он денно и нощно бродит в облике дикого осла вокруг этой рощи, и окружают его сородичи, такие же сильные и злые, как и он.
  И уж невозможно счесть, скольких людей съели заживо эти оборотни, потому опасаясь их уже давно никто не приближается к этой роще. Даже звери обходят ее стороною. Стороною облетают ее и птицы.

  О Кришна, поговаривают, что вкуснее этих плодов нет ничего на свете. Плоды этих пальм так чудесно пахнут и нам так хочется их отведать! Не поможешь ли Ты вместе с Баладевой пройти нам в эту рощу? И если Вы оба, могучие, согласитесь, то мы без страха отправимся туда вместе с Вами прямо сейчас.

  Сыновья Яшоды и Рохини весело согласились, и юные пастухи отважно направились в пальмовую рощу.

  Вступив первым в запретные владения Дхенуки, Баладева тотчас подошел к высокой пальме, ухватился за ствол руками, сильно тряхнул заветное дерево, и благоуханные плоды посыпались на землю. Они падали с таким шумом, что казалось, будто где-то рядом бешенный слон сокрушает на своем пути деревья.

  Этот шум донесся до Дхенуки, и он сначала замер на месте, прислушиваясь к тревожным звукам, а потом помчался, как ветер, в сторону Кришны и Баладевы, и   Когда Дхенука увидел, что юные пастухи вступили в его рощу и лакомятся плодами его пальм, он с громким, наводящим ужас ревом забегал вокруг Кришны и Баладевы, стараясь ударить их в грудь могучим копытом.

  Но отважные Братья с ловкостью уклонялись от удара. Тогда разъяренный Дхенука повернулся к Баладеве задом и взбрыкнул ногами, стремясь нанести старшему брату Кришны смертельные удары.

  Однако слепая ярость совсем лишила Дхенуку разума. Баладева легко уклонился от удара, схватил злобного осла за задние ноги, поднял и стал вращать его над головой с такой силою, что сознание у Дхенуки помрачилось. А затем сын Рохини ударил осла головою о пальму, и жизнь навсегда покинула свирепого демона.

  Затем раскрутив тушу Дхенуки над головою, Баладева забросил ее на верхушку самой высокой пальмы. Под тяжестью туши дерево стало медленно клониться к земле, и, надломившись, рухнуло на соседнее, повалив его и еще несколько деревьев окрест. Через несколько минут вид у рощи был такой, словно через нее пронесся могучий вихрь.

  Впрочем, для Того, кто нитью Своего существа удерживает всю ткань мироздания, немудрено забросить осла на вершину пальмы.

  Сородичи Дхенуки, когда узнали, что их предводитель погиб от могучей руки Баладевы, пришли в неистовую ярость. Обернувшись дикими ослами, они все разом набросились на Кришну и Его старшего брата. На полном скаку они стремились могучим плечом сшибить с ног сыновей Рохини и Яшоды. С грозным ревом они поднимались на дыбы и обрушивались грудью на Кришну и Баладеву, стремясь раздавить их тяжестью своего тела. А когда им это не удавалось, они, оборотясь к своим врагам задом, вскидывали круп высоко в воздух и норовили поразить братьев острым копытом. Но Кришна и Баладева, ловко уклоняясь от удара, ловили ослов за задние ноги, поднимали оборотней в воздух и сокрушали о стволы пальмовых деревьев. И вскоре, точно небо облаками, вся земля в пальмовой роще была усеяна убитыми ослами, ветвями, опавшими листьями и осыпавшимися плодами.

  Так Кришна и Баладева избавили людей от демона Дхенуки и его братьев, и прекрасная пальмовая роща стала для всех отныне безопасна. Дивясь небывалому подвигу Братьев, ангелы в поднебесье пели Им славу, райские девы кружились в веселом танце, а боги осыпали Кришну и Баладеву цветочным дождем.

  Теперь люди без боязни могли наслаждаться красотой этого леса, лакомиться вкусными плодами и пасти коров на зеленых лугах мирной рощи.

  После схватки с Дхенукой лотосоокие Кришна и Баладева вместе со Своими друзьями погнали телят обратно в свой лагерь.

  Впереди стада шел неутомимый и радостный Кришна. Волосы у него запылились, цветы в гирлянде на шее увяли, но Он весело и ласково улыбался, и выводил задушевный напев на своей свирели. С радостью и нежностью встречали юных пастухов прекрасные женщины из племени Нанды, и никто из них не в силах был отвести глаз от прелестного лица Кришны.

  Женщины, для которых и часу не видеть Кришну было нестерпимою мукою, переступали через порог своих домов, робко оглядываясь и краснея от смущения. И точно пчелы к весеннему цветку устремлялись их взгляды к Кришне. И когда Владыка мира встречался с ними очами, краска стыдливо вспыхивала на щеках красавиц, и улыбка едва касалась их губ.

  Матери юных пастушат, а с ними Рохини и Яшода, тотчас начали приводить сыновей в порядок. Они умыли их родниковою водою, причесали, сменили на них одежду, украсили их венками, накормили и напоили. И, отдохнув, юные пастухи рассказали всем про славные подвиги Кришны и Баладевы в схватке с Дхенукою и другими дикими ослами, а потом, довольные и счастливые, спокойно уснули каждый на своем ложе.

  Однажды Кришна со Своими друзьями пас родительское стадо на лугах Вриндавана. Когда наступило время водопоя, Он с товарищами, оставив Баладеву в лесу, пригнали стадо на берег Калинди, истока полноводной Ямуны.

  Утомленные дневным солнцем, изнывающие от жажды, пастухи и коровы не успели прильнуть к воде, как тот час бездыханные повалились на землю, ибо Калинди в ту пору была отравлена мертвящем ядом.

  О потомок славных царей Куру, судьбе было угодно, чтобы друзья Кришны и их стадо лишилось жизни. Однако судьба не властна над теми, кто избрал Неотразимого Кришну своим повелитетем и во всем и всегда уповает на Него. Даже море яда не способно отравить каплю любви.

  Павшие без чувств от ядовитых испарений, пастухи и коровы восстали и снова вернулись к жизни.

 И долго еще потом не переставали люди удивляться тому чудесному проишествию, полагая, что единственной причиною их воскрешения к жизни были волшебные чары их необычного Соплеменника.


ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь