Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кришна с Арджуною спасают сыновей жреца



Блаженный Шука сказал:

- Однажды, о государь, между жрецами, совершавшими жертвоприношение на берегу священной Сарасвати, возник спор о том, какое из трех Божеств вселенной занимает главенствующее положение.

Разрешить их спор вызвался первосвященник Бхригу, благочестивый сын Брахмы. Первым делом он отправился в чертоги своего родителя.

Дабы проверить, действительно ли творец неизменно умиротворен, Бхригу не поклонился ему и не выразил иного почтения. Брахмой тотчас овладел гнев, и пламя гнева вырвалось из всех пор его тела.

Однако силой разума творец укротил гнев и вернул в сердце пламя, грозившее Бхригу гибелью, подобно тому как вода гасит огонь, из коего сама произошла.

Затем Бхригу направился на Кайласу, в горную обитель Шивы. Завидев издали брата, Владыка мира просиял в улыбке и выступил ему навстречу, распростерши руки для объятий.

Бхригу отстранился от брата, молвив холодно: " Не касайся меня, греховодник. Не пристало мне любезничать с осквернителем святынь". В тот же миг очи Шивы загорелись гневом, и он занес свой смертоносный трезубец над головой брата. Но Матерь мира Парвати пала к ногам своего Повелителя и умоляла пощадить первого жреца вселенной. И Шива, даровав прощение обидчику, вернулся в свои чертоги. Бхригу же покинул рощу Кайласы и отправился на Вайкунтху, в нетленную обитель Вишну, Благодетеля живых тварей.

В тот час Господь почивал на ложе из цветов, положив голову на колени Богини Удачи. Бхригу приблизился ко Всевышнему и что было сил ударил Его ногою в грудь. Господь, прибежище праведных, поднялся со Своего ложа и приветствовал гостя низким поклоном.

- О брахман, - молвил Всевышний, - прости Меня великодушно за то, что не заметил твоего присутствия. Садись, любезный, поудобнее и расскажи, чем Я могу услужить тебе.

Позволь Мне омыть твои стопы, дабы водою этой смыть с Себя скверну, освятить Мою обитель и окропить чела вселенских богов, что служат Мне верой и правдой. Где бы ни ступали стопы твои, то место становится святилищем. Отныне Богиня Удачи не покинет Меня, ибо стопою своею ты освятил Мою грудь.

Блаженный Шука продолжал:

- От слов Господних сердце Бхригу возликовало. В очах его проступили слезы.

Не сказав ни слова, Бхригу покинул Господни чертоги и воротился к жертвенному огню, где поведал жрецам обо всем, что с ним произошло.

Изумленные рассказом Бхригу, ученые мужи заключили, что во главе трех вселенских Божеств стоит Вишну. От хранит в Себе умиротворение и бесстрашие; верность долгу и справедливость; добродетель и отрешенность в знании; восемь тайных способностей повелевать природой. Его слава отмывает ум от скверны. Он – высшая цель для всякого, кто обрел душевное равновесие – для всех бескорыстных и мудрых мужей, отказавшихся от всякого насилия. Его сущностный образ – совершенное умиротворение, Его состояние – невозмутимость. Он воплощает Себя в мудрых брахманах и преклоняется пред брахманами. Всякий, кто стяжал разум, кто обрел душевный мир, чествует Всевышнего бескорыстно.

Вседержитель Вишну являет Себя в трех видах существ: оборотнях-ракшасах, демонах-титанах и небожителях, кои все сотворены из стихий зримой природы и скованны тремя ее состояниями. Но среди трех состояний природы лишь умиротворение дозволяет осознать цель жизни.

Блаженный Шука сказал:

- Ученые мужи, что собрались для священнодейства на берегу Сарасвати, объявили миру свой вывод, дабы развеять сомнения в умах обывателей.

Сута продолжал:

- Сладким нектаром струилась речь с лотосных уст Шуки. Всякий страх покидает душу, что отверзла слух свой к повести о Всевышнем. Точно родниковая влага в знойной пустыне, речь во славу Всевышнего оживляет душу, бредущую бесконечной, унылой дорогой рождения и смерти.

Блаженный Шука сказал:

- Однажды в Двараке у тамошнего брахмана родился сын. Но новорожденному не суждено было ступать по бренной земле: через несколько часов после появления на свет он ушел в мир иной.

Убитый горем отец отнес тело ребенка ко дворцу Уграсены и положил на крыльцо.

 «Люди праведные! - молвил он скорбно собравшемуся народу. - Над нами властвует двуличный, злой и алчный царь, погрязший в роскоши и праздности. Он повинен в смерти моего дитяти. Ибо царь, ненадлежащим образом исполняющий свой долг, навлекает беды на подданных. Народ, покорный злодею и развратнику, обрекает себя на нищету и страдания». Так закончил свою речь несчастный священник и удалился.

Эта же участь постигла и его второго ребенка, и третьего, и четвертого. И всякий раз он приносил тела младенцев к крыльцу Уграсены, и каждый раз оглашал площадь скорбной речью.

Когда горе постигло его девятый раз подряд, Арджуне случилось в то время гостевать у Кришны, и он услыхал обличительные речи брахмана. Окликнув несчастного, Арджуна молвил:

- Добрый человек, ужели никто из царской семьи не поможет тебе? Никто не встанет на страже твоего жилища? Неужто в этом городе кшатрии разучились защищать брахманов? И, возомнив себя высшим чином, посвящают дни свои лишь обрядам и праздности?

В стране, где служитель духа скорбит об утрате имущества, жены или детей, правит самозванец и жулик, рядящийся в царское платье.

Клянусь, что отныне никакие бедствия не постигнут тебя и твое потомство. А если не сдержу свой клятвы, то за грех этот гореть мне в огне.

- Не будь так самонадеян, благородный витязь, - отвечал ему брахман с горькой усмешкой. - Ни доблестному Прадьюмне, ни всесокрушающему Анируддхе, ни даже Баладеве с Кришною не удалось уберечь детей моих от погибели. Если Владыки Двараки не одолели злополучную Смерть, тебе это и подавно не под силу.

Арджуна почтительно сложил ладони, поклонился брахману и сказал:

- Я, конечно, не Баладева и не Кришна, я даже не сын Кришны. Но я Его друг, и пока в моих руках мой лук Гандива, не знающий промаха, ни один брахман на земле не предастся скорби.

Я достаточно могуществен, чтобы угодить самому Шиве. Я обещаю, что верну твоих детей, даже если для этого мне

Брахман поблагодарил Арджуну за то, что словом он вселил в него надежду и, воротившись домой, поведал обо всем домочадцам.

Когда пришел срок его жене снова разрешиться от бремени, брахман поспешил к Арджуне и, проливая горькие слезы, признался, что боится за жизнь новорожденного, и что ему не на кого более уповать, кроме как на него, самого искусного и отважного воина из всех, что всегда знала Земля.

Сын Притхи окропил себя водою с жертвенника, воздал хвалу Шиве и, прочтя заклинания оружию небожителей, расчехлил свой лук Гандиву.

Проследовав за брахманом к его жилищу, Арджуна соорудил вокруг родильного предела плотный частокол из стрел и копий.

Но, едва появившись на свет, мальчик плакал долго и безутешно, а потом умолк, прикрыв глаза, и душа его вслед за братьями отлетела на небеса.

- Напрасно я доверился тебе, сын Притхи, грош цена твоему слову, - обреченно молвил брахман. - Герои бессильны пред судьбою. Если кому написано на роду умереть в младенчестве, ему не поможешь острыми стрелами.

Если Прадьюмна с Анируддхою и Кришна с Баладевою не уберегли детей моих от смертного проклятия, то тебе не стоит даже пытаться.

Тебе бы не воином быть на поле брани, а евнухом в гареме! Гори ты огнем, Арджуна, хвастун и пустозвон! Гори вместе со своим луком и стрелами! У смертного лишь одна жизнь, и, если она отлетела, ее уже не вернуть ни словом, ни делом.

Покуда брахман исторгал проклятия, Арджуна, употребив волшебное заклинание, некогда дарованное ему богами, вознесся на небеса в золотой город Самьямани, царственные чертоги бога Судьбы, Ямы.

Но в чистилище смертных он не увидел брахманского сына. Тогда, верный своей клятве, он направился в обитель огня, Агни. И там его постигла неудача. Он обошел владения всех главных богов – Сомы, Вайю, Варуны и Ниррити, спускался в подземное царство и возносился в поднебесье, но нигде не находил усопшего дитяти. Тогда, чтобы сдержать слово чести, Арджуна решил предать себя огню как поклялся брахману. Но Кришна удержал его от самоубийства.

 «Остановись, друг Мой, не губи себя понапрасну, - сказал ему Господь. – Самоубийство не убережет тебя от людской хулы. Я открою тебе, где спрятаны усопшие младенцы. Ты вернешь их отцу, и тем спасешь себя и свое доброе имя».

Повинуясь слову Кришны, Арджуна взошел на Его чудесную колесницу, и вместе они помчались на запад, в край, где Солнце скрывается от Земли.

Колесница Господня один за другим миновала семь земных кольцевых островов вместе с их горными хребтами. Достигнув рубежа освещаемой области вселенной Локалоки, славный лучник и Друг его вторглись в край,

Во мраке том верные скакуны Кришны – Шаибья, Сугрива, Мегхапушпа и Балахака — сбились с пути и остановили свой бег. Тогда Господь, Великий кудесник, пустил вперед колесницы Свой лучезарный круг Сударшану, что тысячью солнц осветил необъятное пространство вселенной.

Сударшана оттеснял мрак вселенной с быстротой мысли. Точно стрела Рамы, вонзенная в гущу вражеского войска, светозарный круг озарял слепую область забвения, проистекающую из тьмы предвечного вещества.Устремленная вослед сияющего круга, божественная колесница вскоре достигла пределов сотворенной вселенной и вырвалась в бескрайние просторы вездесущего света. Ослепленный сиянием, Арджуна сомкнул веки.

Миновав область недвижимого света, Кришна с Арджуною оказались в водной стихии, над которой вздымались высокие волны, гонимые свирепым ветром. В глубинах вод Арджуна увидел сияющий драгоценными камнями и жемчугом дворец с золотыми колоннами.

В благоговейном трепете взирал он на тысячеглавого синеющего Змея Ананту, что вечно возлежит в Своем золотом дворце. Немеркнущим светом, отраженным от змеиных глаз, сияли алмазы на тысяче клобуках Змея. В огненных пастях Его шевелились иссиня черные языки.

Белое, как вершина Кайласа, туловище Змея было опорой и ложем Хранителю мира, Маха Вишну. Темное, подобно грозовой туче, тело Господа было покрыто золотистым одеянием; на восьми длинных и могучих руках Его блистали золотые запястья; лик Его светился покойной улыбкою; глаза напоминали лепестки лотоса; в блеске драгоценных камней, коими унизаны были серьги и головной убор Господа, купались Его черные распущенные кудри; шею Его обвивали гирлянда свежих цветов и ожерелье со сверкающим драгоценным камнем Каустубхой; грудь Господа была отмечена знаком Удачи. И окружала Всевышнего Его многочисленная свита во главе с Нандою и Сунандою. И были при Нем Его всеистребляющий круг Сударшана и иные образы оружия; и ублажали Его возлюбленные супруги - Пушти, Шри, Кирти и Аджа, и все образы Его тайных сил.

Кришна воздал почтение Своему безграничному образу Вседержителя. Арджуна, изумленный, стал на колени пред Вишну со сложенными у груди ладонями.

- Я призвал к Себе сынов брахмана, - молвил с приветливой улыбкой Владыка царствующих, - дабы ныне узреть вас, Мои ипостаси, сошедшие на Землю для спасения закона и справедливости. Когда истребите вы на Земле все зло и всех злодеев, Я заклинаю вас вернуться ко Мне, в Мои чертоги.

И хотя в бренном мире вам нечего желать и не к чему стремиться, Я призываю вас быть, по примеру Нары и Нараяны, верными вашему долгу, и тем творить благо для всех тварей.

В знак покорности Повелителю высшего мира, Кришна с Арджуною произнесли слово " Ом" и преклонили головы пред Всемогущим. Затем, забрав с собою младенцев, они тем же путем воротились в Двараку.

Арджуна, впечатленный виденным в запредельной действительности, заключил, что всякая власть, коей обладают живые твари, дана им свыше, милостью Кришны.

Много примеров Своего могущества явил миру Царевич Ядавов, Кришна. Жертвенные приношения, что устраивал Он, следуя долгу кшатрия и человека, пышностью своею превосходили огненные таинства пресветлых богов.

Кришна особо благоволил духовному сословию, с поводом и без повода одаривая благочестивых брахманов и простых подданных несчетными дарами и обласкивая их милостями, подобно тому как в осеннюю пору громовержец Индра щедро наделяет Землю живительной влагою.

То было время, когда государи Земли отступили от добрых обычаев и священных обрядов, и беззаконие воцарилось на ней. Но руками Арджуны и его братьев Кришна истребил орды нечестивцев. А покарав зло, Он устами Юдхиштхиры стал вершить на Земле закон и справедливость

ГЛАВА ДЕВЯНОСТАЯ

Слава Кришны

Блаженный Шука сказал:

- Кришна, Повелитель Удачи, блаженствовал в Своем стольном городе Двараке, где для народа все было в довольстве, где даже служанки одевались, как царевны. Юные и прелестные жены Вришниев дни напролет проводили в забавах и развлечениях. И когда играли они с мячом на крышах дворцов, их тонкие станы изгибались при каждом шаге, а белые лотосы в их волосах блистали, как молнии в лучах утреннего Солнца. По широким улицам шествовали опьяненные медом разукрашенные слоны в нарядных покрывалах. Городские ворота и дворцы охраняла пешая и конная стража в золотых доспехах. В манговых рощах девы пели чудесные песни, исполненные любовного томления, опьяненные вином и красотою цветов. Из домов доносились, словно звон колокольчиков, голоса прелестных горожанок и музыка ангелов. Цветущие деревья манго, ашоки и кадамбы наполняли окрестность пьянящим благоуханием.

Шестнадцать тысяч жен было у Кришны, и каждая думала, что только она Ему любима и одна Ему желанна. А Господь преумножал Свой образ по числу жен Своих и блаженствовал с ними в богатых опочивальнях.

Каждый дворец Кришны был изящно обставлен. Возле каждого были разбиты сады с красивыми прудами, в которых дикие утки и лебеди плавали среди вод, усеянных разноцветными лотосами. В этих дворцах Кришна проводил дни в роскоши и неге, развлекаясь со Своими женами и служанками, и тело окрашивалось алой румяной, которой женщины умащали свою грудь.

Прекрасные обликом ангелы-гандхарвы услаждали слух Кришны и Его жен боем больших и малых барабанов. Музыканты выводили на лютнях и свирелях чарующие напевы. Краснобаи читали в честь Него стихи.

Кришна и возлюбленные Его плавали и резвились в прозрачных водах дворцовых прудов, поливали друг друга из брызгальных пушек и предавались веселым играм, подобно Кувере и его небесным нимфам.

Сквозь намокшие одежды видны становились высокие упругие груди цариц и их округлые бедра. Нити их цветочных гирлянд переплетались в беспорядке. А когда они устремлялись к Кришне, чтобы отобрать у Него водную пушку, они прижимались к Нему, сплетаясь в гирлянду тел. И от прикосновения к Господу страсть опаляла их души с новой силою, и они замирали, улыбаясь смущенно.

Гирлянда Кришны благоухала, как лес в пору цветения, красная от румяного порошка, коим окрашивали свою грудь царицы Двараки. А когда Он встряхивал головою, волосы Его спадали красивыми прядями на лоб и на лицо и рассыпались по плечам. Лица цариц сияли восторгом, когда Кришна играл в воде, точно молодой слон посреди стада слоних.

А потом Господь и жены Его раздавали одежды свои и украшения танцовщицам, певцам и музыкантам, что услаждали их своим искусством во время Его веселых забав.

Царицы любовно заглядывали Ему в очи. От счастья у них смежались веки, когда смотрели они на Его движения, когда слышали Его речь, сладостную, как пение кокилы, когда ловили на себе Его взгляды и улыбки, когда слушали Его шутки и отдавались в Его объятия.

А порой они цепенели при мысли о разлуке с лотосооким своим Господином, и тогда, позабыв обо всем на свете, вне себя от безумия, они бормотали бессвязно.

- О птичка курари, - восклицали царицы, - отчего в твоем голосе столько печали? Ночью Господь засыпает на Своем ложе вдали от глаз мира. Все вокруг стихает - лишь ты одна поешь в ночной тишине свою жалобную песню. Ужели лотосоокий Сын Васудевы пронзил и твое сердце Своей чарующей лукавой улыбкою?

О печальная чакраваки, даже сомкнув веки в ночной тьме, ты взываешь к своему невидимому другу. Быть может, ты, как и мы, отдала душу прекрасному Кришне, и теперь мечтаешь увенчать чело свое цветочным венком, коего Кришна касался Своими стопами?

О великий Океан! Неуемная бездна, от чего и тебе не до сна в ночной час? Не от того ли, что Кришна отнял у тебя гордость, и ты тщетно пытаешься вернуть ее себе?

О новый месяц среди звезд! Зачахший, ты не можешь более рассеять ночную тьму своими лучами. Не от того ли ты хранишь молчание, что, как и мы, утратил надежду в обещания прекрасного Кришны?

О ветерок, веющий из страны Малая, чем так мы обидели тебя, что ты опять вселил волнение в наши сердца, растерзанные стрелами Бога любви?

О туча грозовая! О подруга Вождя Ядавов, Чья львиная грудь отмечена знаком Удачи. Как и мы, ты навеки связана с Кришною узами любви. И как наши сердца, твое томится любовным желанием. В час тоски ты, как и мы, орошаешь землю слезами! Воистину печаль поселяется в сердце всякой, кто полюбит Кришну.

О сладкоголосая кукушка! Песня твоя пробуждает к надежде. В песне твоей звучит голос нашего Возлюбленного. Расскажи, сколько нам быть подле нашего Господина? Что ждет нас днем грядущим? Утешатся ли очи наши Его чарующим ликом, или тьмой застится наш взор? Умоляем, никогда не смежай свои уста. Пусть песня твоя не смолкает во веки веков.

О горная вершина, безмолвная и неподвижная! О чем мечтаешь ты в своих раздумьях? Ужели, как и мы, жаждешь прикоснуться грудью к нежным стопам сына Васудевы?

О реки, благоверные жены Океана! Отчего иссохли ваши русла? Отчего безжизненны ваши берега? Куда подевались ваши богатства, ваши прекрасные лотосы? Должно быть, как и мы, вы умираете без ласкового взгляда вашего супруга. Должно быть, он подобно Кришне обольстил вас, лишив стойкости и силы.

О белый лебедь! Низойди до нас, любезный странник, утоли голод молоком из нашего кубка. Расскажи, как живется без нас прекрасному Потомку Шурасены. Ведь это Он прислал тебя к нам с весточкой! Благоденствует ли Непобедимый Витязь вдали от наших краев? Помнит ли клятвы, что давал нам в час услады? О любимец озер! Передай нашему Повелителю, что мы храним Ему верность, и здесь, сбежав от богини Удачи, Он будет счастлив.

Блаженный Шука сказал:

- Так, потеряв рассудок в объятиях Кришны, говорили Его царицы.

Господь похищает сердце женщины, едва ее слуха коснется песня о Его чудных играх. Нужно ли говорить, что случается с душою, когда прекрасный Кришна лично предстает пред нею?

Словами не описать те обеты и лишения, коим подвергали себя женщины ради служения Кришне, влекомые любовной страстью. Не сыскать в мире такого подвига, за который душа удостоилась бы счастья гладить стопы Всевышнего и растирать Его благоухающими составами.

Исполняя предписанный Ведами долг, Господь явил миру пример того, как может любой домохозяин жить с душевным покоем в достатке и удовольствиях и уважаемый другими людьми.

Более шестнадцати тысяч жен было у Кришны, и каждой из них Он был примерным супругом. Каждую содержал в богатстве и довольствии.

Но с восемью из них, среди которых первое положение занимала Рукмини, Он был особенно близок.

Все шестнадцать тысяч цариц родили Кришне по десять сыновей.

Среди бесчисленный отпрысков Господа восемнадцать стяжали славу великих воинов и полководцев.

То были Прадьюмна, Анируддха, Диптиман, Бхану, Самба, Мадху, Брихадбхану, Читрабхану, Врика, Аруна, Пушкара, Ведабаху, Шрутадева, Сунандана, Читрабаху, Вирупа, Кави и Ньягродха.

Среди сынов Кришны - Врага демона Мадху, главным был сын Рукмини, Прадьюмна, который обликом и нравом всецело походил на Отца.

Прадьюмна женился на дочери Рукми, Рукмавати. От их союза родился могучий витязь Анируддха, силою превосходивший десять тысяч слонов.

Анируддха взял в жены внучку Рукми, Рочану. От их брака уродился Ваджра, один из немногих Ядавов, выживший в братоубийственной битве на палицах.

От Ваджры родился Пратибхану, от которого произошел Субаху. Сына Субаху звали Шантасена. От Шантасены родился Шатасена.

Семейство Кришны ни в чем не знало нужды – все Ядавы были богаты, благочестивы, многодетны, крепки телом и уважаемы брахманами.

Род Ядавов прославился великими героями. Но чтобы перечислить их подвиги, мне не хватит и тысяч лет.

Молва гласит, что только учителей для детей, внуков и правнуков Кришны было нанято тридцать восемь миллионов восемьсот тысяч. А при дворе вождя Ядавов, благородного Уграсены, на службе состояло тридцать миллионов человек.

Многим потомкам Дити, что гибли прежде в сражениях с богами, суждено было воплотиться на Земле и, как положено демонам, притеснять добрый и набожный люд.

Дабы сдержать зло, Всевышний велел демоном народиться в семействе Яду, что они послушно исполнили, увеличив семейное древо Ядавов до сто одной ветви.

Приняв верховенство Кришны над собою, демоны тем самым подчинились Единому Богу, стяжав себе премногие блага, и пуще всех благоденствовали те из них, кто особенно сблизился с Кришною.

Родичи Кришны из рода Вришниев были преданы Ему столь самозабвенно, что во все часы труда и досуга, когда возлежали они на ложе, восседали в зале собраний, вершили государственные дела, предавались забавам и совершали омовение – всегда помышляли только о Нем, и Ему лишь посвящали свои мечты.

Воды Ганги сделались святы потому лишь, что Кришна коснулся их Своими стопами. А когда низошел Он на Землю в облике царевича Ядавов, слава Его семейства затмила славу Ганги. И все, кто питал к Кришне чувства любви или ненависти, обрели богоподобный, нетленный облик в Царстве Божьем. Богиня Удача, чьей милости алчет всякая живая тварь, принадлежит всецело Кришне и служит Ему покорной рабынею. Имя Кришны, услышанное или воспетое, исцеляет душу от всех пороков, смывает грех и рассеивает мрак. Он - первый Учитель, от которого исходит преемственность знаний. От него черпают мудрость искатели истины. Шри Кришна, Чье оружие есть неудержимое колесо времени, освободил от гнета Землю-матушку.

Шри Кришна есть последнее пристанище для всякой живой твари. Он – возлюбленный Сын Деваки и Яшоды. Он – доблестный вождь семейства Ядавов, могучей рукою истребляющий зло и злодеев. Одним лишь напоминанием о Себе Он избавляет от порока всех живых существ – движущихся и недвижимых. Улыбкой Своею Кришна возбуждает любовное желание в сердцах женщин Вриндавана. Слава Его не померкнет во веки веков!

Дабы не исчезло в мире богослужение, Господь нисходит сюда в облике богов, людей и зверей, и принимает служение от смертных. Всякий, жаждущий служения у стоп Всевышнего, да внемлет сказаниям о Его играх, что вершит Он в разных обличиях. Внимая повестям о забавах Всевышнего, человек искупает последствия своих праведных и неправедных дел.

Кто с восторженным сердцем размышляет, внемлет и поет о чудесных деяниях Спасителя, тот непременно ступит в Его лучезарное царствие, где всесильная смерть не имеет власти. Ради чертогов Господних, обыватели и их цари с незапамятных времен оставляли свои домы и нищими странниками уходили в неизвесность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь