Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 25 ноября / 8 ноября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Брянских, Липецких и Смоленских святых



В миру Остроумов Михаил Митрофанович, родился 6 / 19 ноября 1880 года в Москве в семье псаломщика.

Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище, затем - Московскую духовную семинарию.

В 1904 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.

14 / 27 сентября 1904 года пострижен в монашество епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым).

Был рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября / 2 октября 1904 года - во иеромонаха.

После пострижения в монашество посетил Оптину Пустынь, где нес послушание простого монаха: сначала на кухне, а потом исполнял обязанности канонарха, и только после некоторого испытания вернулся в Академию, где приступил к обязанностям преподавателя.

28 октября / 10 ноября того же года назначен исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре теории и истории проповедничества.

В 1905 г. молодой преподаватель вместе с профессором Академии М.М. Тареевым посетил Холмщину, которую полюбил с ее своеобразной религиозно-национальной жизнью. В результате чего он без колебаний оставил службу в Академии и отдал себя на служение в этом крае, в положении простого монаха самой бедной обители, Яблочкинского мужского монастыря[172].

В 1906 году назначен наместником Яблочинского Онуфриевского монастыря.

Когда о.Серафим поступил в монастырь он был в состоянии такого упадка, что его хотели даже закрыть. Но в несколько лет он сделал монастырь одним из центров религиозно-культурного служения Холмщины. Он привлек в свой монастырь людей с высшим богословским и светским образованием и организовал при монастыре псаломщическую школу, второклассную школу с церковно-учительскими курсами, несколько одноклассных школ, и даже сельскохозяйственную. При монастыре был устроен скит с великолепным храмом. На дело устроения Яблочинского монастыря о.Серафим отдал восемь лет, и обитель стала неузнаваемой и даже образцовой, а ее настоятель - известным церковным деятелем Холмщины.

С 1907 года - настоятель и заведующий Яблочинской второклассной школы с церковно-учительскими курсами.

2 / 15 февраля 1908 года возведен в сан архимандрита.

Состоял благочинным монастырей Холмской епархии, Холмским епархиальным миссионером.

С 28 января / 10 февраля 1914 года - ректор Холмской духовной семинарии. Был одновременно председателем в Епархиальном ученом совете, членом Холмского Богородицкого Братства и редактором местного Епархиального печатного органа.

Находясь на всех этих постах, о.Серафим проявлял кипучую деятельность. Будучи ректором в семинарии, он был добрым и благопопечительным отцом, мягким и ласковым, отзывчивым на нужды учащихся и соработников. Как редактор церковной печати - " Холмской церковной жизни" и " Народного листка" - о.Серафим достиг того, что они были полны живости и интереса. В Первую мировую войну во дни бегства холмского населения из родного края в сильной степени проявилась его любовь к народу. Много труда было понесено им в Москве, где нашли приют беженцы из Холмщины.

3 / 16 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Бельского, викария Холмской епархии. Чин хиротонии совершали совершили митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), епископ Новогеоргиевский Иоасаф (Каллистов) и др.

С 21 апреля / 4 мая 1916 года временно управлял Холмской епархией.

С 27 мая / 9 июня 1917 года временно управлял Орловской епархией.

С 18 / 30 августа 1917 года - епископ Орловский и Севский, был назначен Временным правительством, но спустя два месяца был избран правящим архипастырем.

Будучи избранным почетным членом Орловского церковно-исторического общества, он представил на обозрение присутствующих свои фотографические альбомы местности Орловского края. Его вниманием не были обойдены Орловские монастыри, семинария, епархиальное училище, церковные газеты и журналы. Духовенство ценило заботу и внимание владыки и поддерживало его начинания. Но вскоре ко многим начинаниям и трудам Владыки прибавились заботы по защите веры и Православия в связи с начавшимися антирелигиозными гонениями. Вместо училищ и семинарий, которые были закрыты, организовывались кружки по изучению Закона Божия. Устраивались крестные ходы, владыка много проповедовал.

Был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918.

14 марта 1918 года был арестован во время его пребывания в Орле. Во время работы Поместного Собора он находился под домашним арестом, подвергся двум допросам, был наложен запрет на выдачу корреспонденции, о своих мытарствах епископ Серафим сообщил в своих рапортах патриарху Тихону.

Четыре месяца спустя, 6 июля 1918 года, был вновь арестован. В тот же день чекистами был произведен обыск в архиерейском доме и разогнано епархиальное собрание.

В 1922 году был арестован по сфабрикованному делу " за активное сопротивление изъятию церковных ценностей".

В июле 1922 года был приговорен Орловским губернским ревтрибуналом к 7 годам заключения со строгой изоляцией. Впоследствии срок был сокращен до полутора лет.

Отсидел в орловской тюрьме 1 год и десять месяцев, и был освобожден в 1924 году по амнистии.

29 мая 1924 года возведен в сан архиепископа.

После освобождения из заключения владыке пришлось вести борьбу с расколом в церкви, вызванным обновленческим движением.

В декабре 1926 года был арестован в Орле, затем выслан из пределов Орловской епархии.

С 1 ноября 1927 года - архиепископ Смоленский и Дорогобужский.

11 ноября 1936 года был арестован по групповому делу по обвинению в антисоветской агитации, как

" один из руководителей контрреволюционной группы церковников, использовал религиозную трибуну в церквах для произношения контрреволюционных проповедей, в которых распространял клевету и предсказывал скорую гибель соввласти. Среди населения вел антисоветскую агитацию и давал попам указания для ведения работы за необходимость открытия церквей, закрытых 5-6 лет тому назад"

27 марта 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к 5 годам лишения свободы. Был осужден совместно с другими 8-ю священнослужителями. Все обвиняемые виновными себя не признали и на очных ставках показания свидетелей категорически отрицали.

В апреле 1937 г. был направлен в распоряжение начальника Управления Карлага (Казахстан, г. Караганда).

В ноябре 1937 г., отбывая наказание, " по вновь вскрывшимся обстоятельствам" был вторично привлечен к уголовной ответственности по обвинению в " организованной антисоветской деятельности" в числе группы лиц (31 человек).

28 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Смоленской области был приговорен к расстрелу.

8 декабря 1937 года был расстрелян. По некоторым данным[173], вероятно, расстрелян под Смоленском в Катынском лесу около д.Катынь.

21 ноября 1958 года был реабилитирован президиумом Смоленского облсуда по 1937 году репрессий.

21 июля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Смоленской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2001 г. для общецерковного почитания.

Труды

  • " Речь при наречении его во епископа Бельского" " Приб. к " ЦВ" 1916, № 20, с. 482.

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.891.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6. С.66-67.
  • " Церк. Ведом." 1914, № 6 с. 40.
  • " Церк. Ведом." 1914, № 11 с. 85.
  • " Церк. Ведом." 1914, № 31 с. 373.
  • " Церк. Ведом." 1916, № 15-16 с.106.
  • " Церк. Ведом." 1917, № 35 с.295.
  • " Приб. к " ЦВ" 1916, № 20, с. 482.
  • " Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 17, 97.
  • " Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год" с. 292-293.
  • " Холмский Народный календарь", 1917, с. 121-129.
  • " Послужной список архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) от 31. 12. 1931 года.
  • " Проводы настоятеля Яблочинского Св. Онуфриев. Монастыря архимандрита Серафима (Остроумова)12. II. 1914 года." Холм, 1914.
  • " На память о наречении и о священной хиротонии Преосв. Серафима I-го епископа Бельского и викария Холмской епархии 2-3 апреля 1916 года" Москва, 1916.
  • ФМП № 56, с.23.
  • ФПС I № 68, с. 3.
  • ФПС II с. 2.
  • ФПС IV с. 6.
  • ФПС I № 162.
  • ФАМ I, № 230, с. 18.
  • Regel'son. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 535, 555.
  • Joh Chrysostomus, Kirchegeschichte II, 309.
  • A. Levitin, V. Savrov, Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, II, 267 1978.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, s.12, 130.
  • Митроп. Евлогий, Путь моей жизни, с. 280.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь