Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всенощное бдение накануне дня памяти великомученицы Екатерины



6 декабря 2018 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор возглавил всенощное бдение накануне дня памяти великомученицы Екатерины в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара в сослужении епископа Ейского и Тимашевского Германа, епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста, епископа Тихорецкого и Кореновского Стефана, епископа Армавирского и Лабинского Игнатия.

За всенощным бдением пели Архиерейский хор кафедрального собора и хор воспитанников Екатеринодарской духовной семинарии.

Литургия.

В сам день праздника я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов, без диаконов (диакон исполнял обязанности отсутствующего псаломщика), при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Титу: 1Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, - 4Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

5Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

7Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

10Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

12Из них же самих один стихотворец сказал: " Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".

13Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2.

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

11Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

15Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

И снова мы читаем наставления, которые дает апостол ученику. Особенно апостол упирает на призыв самому быть примером исполнения того, что проповедует, так как мир ревниво следит за христианами, вменяя им в вину то, что прощает или даже почитает добродетелью среди своих сынов. И тогда каждый грех, каждое отступление одного из верных Божиих, особенно священнослужителя, приносит большой вред всей Церкви и проповеди Евангелия. Но, да не будет сего у нас. И еще звучат слова « Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ». Здесь апостол говорит о проблеме смущающих народ иудействующих, вновь делящих продукты на «чистые» и «нечистые». Нечистого нет ничего, но это человек обращает то, что дал ему Бог, во зло. Поэтому смысла в делении пищи на «чистую» и «нечистую» нет никакого. И здесь снова проявляется проблема, когда некоторые ревнители, доказывая необходимость поста, начинают говорить, о, будто бы, «вредности» скоромной пищи или о том, что она, якобы, является некоей скверной. Но начиная судить подобным образом, люди начинают рассуждать по-иудейски, снова деля пищу на «кошер» и «треф», «чистую» и «нечистую». Пост устанавливается не потому что скоромная пища плоха, но потому что человек склонен обращать попечения о плоти в похоти. Притом, получив навык воздержания в пище, он призван использовать его и в более широко, проявляя воздержание и в других случаях. Таким образом, пост является средством, помогающим человеку в его борьбе со страстями и греховными влечениями, борьбе, которая во время мясоеда несколько ослаблена. Увы, грешный человек так часто склонен об этом забывать, сводя пост к одной диете, притом, и из постных продуктов изобретая себе вкусные кушанья, дабы «пост прошел незаметно», чтобы и дальше лакомиться, услаждать свое чрево, тем самым лишая смысла сам пост (увы, нам). Вместе с тем, чаще всего эта фраза толкуется в контексте осуждения одних людей другими. Каждый человек видит в других, прежде всего, то, что близко ему самому. Эта же мысль выражена в народной поговорке: «у кого что болит, тот о том и говорит». Поэтому люди порочные та часто видят в поступках других людей нечистые побуждения даже там, где их нет, так что переубедить их невозможно. Напротив, люди святые, видя себя великими грешниками, ближних своих видели если и не совсем непорочными (ибо непорочен один Бог), то уж точно лучшими, чем они. В этом смысле повреждены мы все, и лишь в процессе духовной работы над собой человек обретает более ясное духовное зрение.

Евангелие (от Луки): 1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

11Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13призвав же десять рабов своих, дал им десять мин [167] и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Притча, в которой, как и в притче о талантах, Господь говорит о последнем Суде и о принципах правосудия Божия. Здесь же Господь дополнительно говорит и о том, как Он низлагает всех врагов своих, воцаряясь над миром. Придя первый раз, Он целью своей ставил спасение мира, ради чего Он пострадал и принял смерть, дав людям вход в Царство. В последний же день Он придет для суда над миром, дабы низложить всякую власть и силу, а главное – низложить древнего врага, от начала мира, противящегося Богу, а также и всех, противящихся Ему. И тогда Он спросит о том, как каждый человек распорядился тем, что Бог дал ему. Некоторые думают, что речь идет о способностях, которые даны человеку. В какой-то мере это так, ведь этими способностями человек распоряжается по-разному - во благо или во зло (сколько бедствий приносит, когда человек данные ему способности обращает во зло). Однако куда важнее, что Бог дал человеку куда более важный дар – дар правды о Нем самом, открытой человеку в Писании, дар веры. Некоторым, к тому же, Бог дает и возможность назидать и других, вести за собой. И каждого в день Суда Он спросит – как распорядился он этими дарами. Пустил ли он их в оборот, приобретая на них другое богатство – добрые дела, использовал ли данное ему откровение, чтобы, руководствуясь им, освободиться от порабощения греху, стяжав вместо этого всякое духовное благо, сделавшись драгоценным сосудом Благодати Божией? А может, он так и оставил эти дары в хранилище своей души, дабы они лежали там без движения, в то время как сама душа наполнялась бы всякой мерзостью мира сего? От этого зависит посмертная участь человека, а потому эти слова так важны для нас, почему они и читаются ныне….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

И снова нам напоминается о самой сути духовной жизни. Суть ее – брань, борьба с грехом, а по сути – борьба с духами злобы, толкающими человека ко греху. Часто искушения приходят к нам через людей, но апостол специально указывает на то, что брань эта не состоит в борьбе с людьми, но с духами злобы поднебесной, среди людей же у христианина врагов быть не должно вовсе, ибо все мы – братья и все являемся творением Божиим. Мы призваны любить и тех, кто ненавидит нас. Увы, мы далеки от этой нормы, однако именно поэтому данный текст нам с вами и читается….

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет, - 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

На сей раз нам снова приводятся слова о судьбах мира после Вознесения Господня, и до Второго пришествия Господня. Многие трактуют эти слова, как исключительно пророчество о последних днях мира, но на самом деле, оно более широко. Здесь наше внимание акцентируется на словах, в которых Господь говорит, что как Его гнали, так будут гнать и Его последователей, ибо слово Евангельское для мира – чуждо. Текст этот, разумеется, читается в связи с праздником Великомученицы Екатерины, проявившей мужество и твердость перед лицом гонителей, и претерпев до конца, наследовавшее спасение. Нас никто смерти за веру не предает, однако вера наша часто подвергается насмешкам сор стороны людей века сего. Потому и от нас требуется твердость в исповедании веры нашей, так как если мы больше дорожим отношениями с людьми, то в вере нашей мы будем уступать, так как смеющихся над нами не устраивает сам факт нашей веры, а особенно – желание следовать тому, что заповедовал нам Господь. Если же для нас дороже отношения с Богом, то конфликт с людьми неизбежен в той или иной форме. Но на такие насмешки не стоит обращать внимания, ведь следуя за Христом, мы получили бы нечто несравненно лучшее, нежели похвалы людей.

По окончании службы о.Димитрий поздравил всех с праздником, причастников – с причащением Святых Таин, а именинниц – с днем тезоименитства. Также он попросил всех помолиться о нем, так как в этот день у него пятилетняя годовщина священнической хиротонии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь