Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Празднование 27 Ноября / 10 Декабря.
В свое время в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда у нее в доме все было продано, она принесла в корчемницу образ Пресвятой Богородицы “Знамение” и, подав его корчемнику, просила за нее вина. Богобоязненный корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя отдать икону. Тот исполнил ее желание, но наутро женщина не нашла принесенной домой иконы. В то же время корчемник увидел эту икону на прежнем месте в своей божнице. Скоро пришла к нему вдова и рассказала об исчезнувшей иконе. Удивившись, корчемник показал на икону и со слезами молвил: “Вот Она, Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она здесь оказалась”. В слезах возвратилась вдова домой. Но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени уже более не вкушала вина. С тех пор икона стала именоваться в народе “Явленною корчемною” и пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году. Много чудес и исцелений произошло по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы “Знамение” Корчемная. Так, в 1845 году один барин получил по молитвам перед святым образом разрешение своих дел и спасся почти от неминуемой гибели. Другой знаменитый человек Рязани по молитвам перед образом спас свой лес от пожара. Такой же скорой помощи удостоился мужчина, нога которого была поражена гангреной. От парализации ног была спасена также женщина. После закрытия корчмы в сер. XIX в. по благословению свт. Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского, икону всенародно крестным ходом перенесли в храм преподобного Симеона Столпника, где было совершено всенощное бдение. Утром после литургии с молебным пением ее внесли в часовню близ этой церкви, срубленную, по преданию, по случаю сретения Феодотиевской иконы Божией Матери (1487) и перестроенную в камне в 1846 г. Корчемная икона Божией Матери «Знамение» была поставлена для поклонения при открытых дверях посреди часовни на аналое. С этого времени по прошению прихожан было установлено празднование в честь иконы по храмовому уставу 27 ноября / 10 декабря и она получила современное название. Накануне икону крестным ходом переносили из часовни ко всенощному бдению в храм, утром после литургии образ возвращали в часовню. Такое же шествие было установлено в понедельник Светлой седмицы. В 1848 г. центральные губернии России поразила холера. В Рязани особенно сильной эпидемия была в июне-июле. Горожане с молебным пением носили икону по своим домам, после чего, за исключением жителей 2 домов, ни один человек больше не умер. В том же году после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение» прекратилась засуха, вызвавшая пожар в сосновом бору на левом берегу Оки, примерно в 10 верстах (10, 668 км.) от города. 12 / 25 октября 1882 г. часовня, где находилась икона, сгорела от упавшей на икону свечи, при этом образ не пострадал, «обгорела киота, расплавилась часть серебряного оклада» (Добролюбов. 1884. С. 34). До восстановления часовни икона пребывала в храме прп. Симеона Столпника. По просьбам благочестивых рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Перед ней купцы испрашивали благословение накануне городских ярмарок, новобрачные - помощь и покровительство в предстоящей семейной жизни. Усердием молящихся икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом. В начале 20-х гг. XX в., когда часовня была закрыта, икону перенесли в храм прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» эта икона «Знамение» была сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), который входил в комиссию. Юноша заявил членам комиссии, что хочет взять образ домой, чтобы аккуратно снять с него драгоценную ризу, при передаче которой на следующий день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Некоторое время икону прятали в доме Серебряковых, после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывшая прислуга семьи - Александра Ивановна. В конце 50-х гг. XX в. Александра Ивановна жила у Софьи Васильевны Злобиной, которая была посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в своем доме на ул. Горького. Перед иконой горела неугасимая лампада; в потемневшей, расколотой на 2 части иконной доске (трещина проходила по лику Богоматери) трудно было узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала эту икону архимандриту Авелю (Македонову; в схиме Серафим; † 6 декабря. 2006), который перенес ее 8 сентября 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, где в это время служил, и, поставив в приделе во имя свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафистное пение. Вместе с ним молилась алтарница храма монахиня Августа, которая сразу узнала святыню. Эта бывшая послушница Успенского Ольгова монастыря[232] после закрытия обители некоторое время служила алтарницей в храме прп. Симеона Столпника, после закрытия храма (18 ноября 1924) хранила у себя рукописное «Повествование...». Передавая его архимандриту Авелю, она рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедральный собор на торжественное богослужение. Для реставрации иконы архимандрит Авель предполагал пригласить А. И. Шибаева, который обучался искусству писать иконы по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В середине. 60-х гг. XX в. иконописцу минуло 90 лет, он ослеп. Узнав об этом, архимандрит Авель готов был отказаться от реставрации иконы, однако через некоторое время в праздник Успения Пресв. Богородицы пришло письмо из Ярославля от Шибаева, который сообщил о чудесном возвращении зрения. В тот же день ему была отправлена на реставрацию икона, а архимандрит также просил изготовить с нее список. По окончании работ по просьбе жителей Ярославля иконописец приступил к написанию еще одного списка и вновь ослеп. Когда мужской монастырь во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова[233] в с. Пощупове был возвращен РПЦ (1988) и архимандрит Авель был назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель и она стала одной из главных ее святынь. Икону украсили ризой золотого шитья. В настоящее время икона постоянно пребывает в Богословском соборе монастыря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря и полагают на аналой посреди храма, где перед ней служится водосвятный молебен. С 1994 г. в течение 4 лет каждый вторник на подворье монастыря в Рязани (ул. Кольцова, 10) совершались молебны перед Корчемной иконой Божией Матери «Знамение». Список иконы привозили для поклонения. После открытия в 1998 г. в Рязани 2-го монастырского подворья (Николо-Ямского храма) выполненный Шибаевым список пребывает там. В 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта икона внесена в список чтимых РПЦ чудотворных икон. Составлены акафист, молитва, тропарь, кондак, величание. Попечением архим. Авеля списки иконы направлены во мн. храмы Рязанской епархии. 10 декабря 2000 г. в рязанском во имя Святой Троицы монастыре[234] был освящен надвратный храм в честь Корчемной иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицком монастыре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией. Икона, традиционной для образа «Знамение» иконографии, написана на доске (38, 9× 28, 9 см) и представляет поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками; в медальоне Христос Еммануил держит свиток. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы