Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Преподобноисповеднику Сергию (Серебрянскому), сподвижнику Великой Княгини преподобномученицы Елисаветы, гл.8



Доблий воинов Российских пастырю, /благочестия и веры крепкий адаманте, /
преподобномученицы Елисаветы бодренный сподвижниче, /мудрый наставниче сестер обители Милосердия, /незлобиво узы претерпевый за Христа /и велиих даров Святаго Духа сподобльшийся, /исповедниче и равноангельне подвижниче Сергие, /моли Христа, Емуже добре послужил еси//смирение спасительное нам даровати.


О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: " Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в

покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5 И еще здесь: " не войдут в покой Мой".

6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7то еще определяет некоторый день, " ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: " ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".

8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9 Посему для народа Божия еще остается субботство.

10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться

исповедания нашего. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Апостол толкует слова Божии о покое, адресованные евреям. Одна фраза взята из псалма, а другая – из книги Исход – где Бог говорит Моисею о том, что его подопечные отпали от Него, начав кланяться золотому тельцу. Евреи под покоем разумели вхождение в Землю Обетованную, но здесь апостол открывает другое значение этих слов. Здесь речь идет о Царствии Небесном, уготованном всем людям от создания мира. Только тот, кто построил это Царство в душе своей, войдет в него. Тот же, кто слышал, но ничего не сделал, чтобы приготовить душу свою для Царства, тот не войдет в него. Итак, « будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим ». О вхождении в Царство будет поздно думать, когда человека застигнет смерть, ибо это будет уже время воздаяния, а не милости. Время милости – сейчас, а потому сегодня об этом и следует думать….

Евангелие (от Луки): 1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

11Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

12Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

29И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, 30сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; 31и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите

ему так: он надобен Господу.

32Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34Они отвечали: он надобен Господу.

35И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем 42и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, 43ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, 46говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, 48и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Господь входит в Иерусалим, оплакивая людей, оказавшихся глухими к Его проповеди. Войдя же в храм, Он выгоняет из Иерусалимского храма (двора, где молился народ и где совершались жертвоприношения, согласно ветхозаветному Закону) торговцев, продающих жертвенных животных и прочее, вроде бы, нужного для приходящих на молитву, но что вкупе превратило все пространство в скотный двор. Здесь же, как пишется в других Евангелиях, стояли и столы менял, проводящих обмен денег. Таким образом, помещение превратилось в базарную площадь, где вместо молитвы шла бойкая торговля с соответствующим шумом и суетой. Господь до этого уже один раз делал это, но теперь двор храма снова превратился в базар, а потому снова Он сделал то же. И снова это вызвало ярость у иудейских священников и прочих из иудейских вождей, кои, несомненно, имели долю в этой торговле. Господь снова обличал их при народе, что особенно уязвляло их раздутое сверх всякой меры самолюбие. Это Евангелие служит поводом для сектантов ругать православных, дескать, они тоже устраивают при своих храмах торговлю. Но при наших храмах церковные лавки, как правило, устраиваются в отдельных помещениях, да и торговля такая не носит тех форм, какие она носила у евреев: продажа жертвенных животных, а это овцы, козы – для более состоятельных, а для более бедных – голуби или горлицы. Можно представить себе то, что при этом творилось в храмовом дворе, где, напомню, молился народ, поскольку в сам храм входили только священники. Воистину, там, откуда уходит Благодать, там падший человек начинает изощряться во зле так, что это вызывает ужас у окружающих (если их ум также не помрачен). Здесь важно заметить, что если благолепие рукотворных храмов Божиих является ныне обязанностью священства, о чем говорить не буду, то благолепие самой души человека, которая призвана быть храмом Духа Божия, является обязанностью каждого из нас и если она, вместо храма Божия сделается вертепом разбойников, то это уже вин самого человека. Но да не будет сего в нас!

Чтения литургии. Чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

3Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.

6По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

15 Ты знаешь, что все Асийские [412] оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.

18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Эфесе [413], ты лучше знаешь.

Апостол наставляет ученика, главным образом, призывая его самого следовать тому учению, которое он проповедует. В самом деле, лучшая проповедь – это добрый пример, показанный лично. Если я призываю кого-то делать то-то и то-то, а сам этого не делаю, то смысла говорить и поучать кого-то нет. Это действительно и в семье – известный педагог Макаренко писал: «вы воспитываете детей не только, когда даете им какие-либо наставления. Вы воспитываете детей, когда едите, когда спите, когда читаете газету…» Аналогично дело обстоит и жизни всей Церкви. Поэтому апостол, обращаясь к ученику, пишет не столько о самом ведении архиерейских дел (ведь святой Тимофей уже находится в сане епископа) или ведении проповеди, но о том, чтобы самому исполнять то, что он проповедует, «чтобы не давать повода ищущим повода». Ну, а этот отрывок начинается с призыва не стыдиться слова Божия, которое он проповедует. Разумеется, не у всех христианская проповедь вызывает радость. Многих Слово Божие обличает в их злых делах, и они, не терпя этого обличения, стремятся заставить проповедника прекратить проповедь. А через таких гонителей действует диавол, стремящийся отвратить возможно большее число людей от спасения. А лучший способ сделать это – заткнуть рот проповедникам. Посему тот, кто убоявшись гонителей, замолчит, тот исполнил волю диавола. Поэтому угоден Богу тот, кто действует, невзирая на гонения….

Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий [414]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Господь посылает своих учеников на проповедь, давая им советы. В частности, Он предупреждает их, что не все будут рады их проповеди. Слишком многих Слово Божие обличает в их злых делах, а потому они, ненавидя обличения, желают заставить проповедников замолчать. Но Господь призывает учеников не бояться, говоря главное – гонители могут причинить вред лишь телам им, тогда как убоявшийся гонителей и замолчавший наносит вред душе своей, ибо согрешает пред Богом, так как исполняет волю диавола, который и насылает на проповедника гонителей, дабы заставить его замолчать. Нас никто не гонит, не преследует, но насмешки за нашу веру нам подчас приходится терпеть, а потому эти слова касаются не только апостолов, а и нас, ведь нам часто приходится выбирать между Богом и отношениями между людьми….

Среда 12 декабря.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь