Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 28 октября / 10 ноября; 4 / 27 июля.



Родился в 1788 г. в семье священника Андрея Горенковского. У него также был брат Калинник. В октябре 1788-го года жена его Евфросиния родила двух близнецов. Старший при святом крещении был наречен Фомою, младший – Каллиником. Оба они отличались красотою, крепостью сил и здоровьем. Люди в те времена были глубоко верующие и богобоязненные, и в обычае, существовавшем тогда между матерями, рождающими детей, было правило – кормить собственною грудью своего ребенка. Так поступила и Евфросиния. И хотя ей трудно было кормить сразу двух близнецов, однако счастливая мать ни за что не согласилась поручить малюток посторонней женщине.

Кормление началось. Но, к величайшему изумлению Евфросинии, старший из ее близнецов, Фома, упорно не хотел брать груди, и каждый раз отвращал свое лицо. Чтобы спасти ребенка от голодной смерти, мать вынуждена была изыскивать всевозможные средства к пропитанию его: она кормила Фому картофельною жижей и давала ему разваренную репу и морковь. Все это Фома принимал охотно. Но едва прикасался к его губам сосуд с перекипяченным молоком, ребенок тотчас с громким плачем вновь отвращал свое лицо, ни за что не хотел принимать молочной пищи. Такое обстоятельство с первых дней поселило в сердце матери холодность к малютке Фоме. К тому же стали появляться еще разные суеверные соседки и знакомые попадьи, которые, истолковывая это явление по-своему и приплетая нелепые рассказы и суждения, стали считать Фому чуть ли не медвежонком. Евфросиния же, по своей простоте и невежеству, от души верила этим суеверным толкам и, приходя в ужас, ожесточалась все более и более.

– Это обминок, – говорила она. – Не хотели крестить его с Каллиником в один день, вот его ведьма и подменяла...

Прошло более полугода. Испытав всевозможные способы, чтобы сделать Фому похожим по воспитанию на других детей и ежедневно замечая в нем зародыши каких-то непонятных простой женщине наклонностей и стремлений, Евфросиния решилась навсегда избавиться от такого нравственного, по ее мнению, урода. Однажды вечером она позвала к себе служанку и, тайно затворившись от мужа, начала с ней совещаться.

– Я не могу более смотреть на этого упыря. Я не могу терпеть его в своем доме. Завтра, чуть свет, возьми его с собою, отнеси к реке и брось в воду. Но поклянись мне в том, что об этом никто, кроме нас, не узнает.

Долго умоляла служанка пощадить неповинное дитя. Но сколько ни просила ее, сколько ни рыдала, увещевая мать гневом Божьим, ожесточенная Евфросиния была неумолима. Пришлось покориться ее воле.

Утром, чуть свет, подкупленная служанка взяла Фому на руки, побежала к речке и, осенив малютку крестным знамением, бросила Фому в воду... Но хранимое Вышним Промыслом дитя вынырнуло из реки и, мирно покоясь на поверхности, словно в мягкой колыбели, пристало к противоположному берегу. Там речные волны выбросили его на сушу.

Заметив это, служанка, уже совершившая в своей душе преступление и боясь ответственности перед хозяйкой, решила довести страшное дело до конца. Она перешла по гребле через реку и подняла Фому на руки. Ребенок спал безмятежным сном. Тогда, недолго думая, служанка снова бросила его в воду и тут же опять была свидетельницею силы Божией: волны понесли младенца к островку, образовавшемуся вверх по течению реки, и бережно сложили Фому на сыпучий песок.

Пораженная таким неотрицаемым чудом, женщина перешла вброд и подняла младенца на руки. Убедившись в том, что малютка жив и невредим, служанка залилась горькими слезами раскаяния, отнесла Фому к матери и, задыхающимся от страха и волнения голосом, объявила ей о всем случившемся.

– Хоть убейте меня, но топить неповинное дитя не стану! Сам Бог незримым чудом спасает его жизнь, и горе нам будет за наше жестокое дело убийства! Ожесточенная мать выхватила дитя и побежала топить сама. Она бросила его под мельничное колесо, но колесо остановилось. Выбежал мельник и достал дитя из воды. Наблюдавшая служанка рассказала отцу, и он прятал сына у добрых соседей. А когда умер отец, Фому отвезли на воспитаниe в Братский монастырь на Подоле [164]. При Братском монастыре существовала тогда, как существует и ныне, Духовная Академия, при которой были в то время низшие или так называемые начальные классы. В эту-то Академию и был определен многострадальный сирота и под ближайшим присмотром своего родственника стал проходить там книжную мудрость.

Пользуясь у дяди гостеприимным приютом и скудным куском насущного хлеба, Фома возрастал в примерном поведении и учился хорошо. Все свободное от занятий время он употреблял на чтение Божественных книг и уединенную детскую молитву. Хорошо разбирая Псалтырь, он извлекал из нее любимые псалмы и, заучивая их на память, повторял каждый день.

– Господи! – так взывал к Богу юный труженик-страдалец, – услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет. Окружили меня беды неисчислимые. Сердце мое поражено и иссохло, как трава. Всякий день поносят меня враги мои. Злобствующие на меня клянут много. Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами.

Вот эта-то чистая, детская и угодная Богу молитва смягчила, наконец, сердце жестокой матери и примирила Евфросинию со своим отвергнутым сыном.

Чудное это событие произошло так: пораженная от Господа неисцелимою болезнью Евфросиния, видя над собою гнев Божий, со слезами стала каяться в тех жестокостях, коими всегда преследовала своего невинного сына. Где бы она ни находилась, нигде не чувствовала себе покоя и облегчения: днем ее мучил недуг, а ночью посещали страшные ужасающие видения. В них она видела себя как бы жертвою правосудия Божия, а кроткого своего Фому как бы плачущим и молящимся о ней. Наконец, сердце матери смягчилось, и, поняв свое заблуждение, Евфросиния стала с воплями и рыданиями взывать к Богу, умоляя Его о прощении. И Господь сжалился над ней. Незадолго до ее смерти Фома пришел к матери в дом, имел утешение примириться с ней и получил от нее благословение.

– Прости меня, сын мой, – так взывала к Фоме раскаявшаяся мать. – Прости меня жестокую, глупую, безумную. Я была в помрачении ума и не ведала тяжести творимого мной злодеяния. Да будет на тебе благословение Божие. Не проклинай меня, злую мать, и поминай меня, грешницу, в своих постоянных молитвах.

С этими словами Евфросиния крепко прижала своего сына к материнской груди и, осенив его широким крестом, тихо испустила свой дух. А добрый Фома собственными руками закрыл ее мертвые очи и предал тело матери погребению.

В звании питомца училища Фома исполнял все, что требовалось школою, но не чувствуя в себе призвания продолжать высшие академические науки, смотрел на них, как на не совсем верное средство к приобретению тех познаний, которые приводят человека к познанию истинного Бога и открывают для чистых сердцем тайны величия Божия. Поэтому высшим для себя училищем юный Фома избрал храм Божий, где, предаваясь чтению и пению, приучил ум свой к постоянному богомыслию и непрестанной молитве. С этой поры дума об иночестве не покидала его ни на минуту, и рано или поздно он решил непременно осуществить ее.

Добрый дядя недолго оставался покровителем своего племянника. Вскоре он скончался и оставил Фому без всяких средств к жизни и без верного пристанища. О продолжении учения нечего уже было и думать. И вот, уволившись из Академии, Фома стал собственными трудами добывать себе пропитание. В 1810 году он был определен дьячком в город Чигирин, но по недостатку голоса был перемещен в том же году пономарем в местечко Обухов.

Однако недолго пробыл Фома и здесь. Мир, невзлюбивший его с самых пеленок, тяготил его своими правилами и законами и отвращал от себя его душу и сердце.

– Истомилась душа моя, – говорил Фома, – желая во дворы Господни.

И возненавидев сборище злонамеренных и нечестивых, Фома, в 1812 году, т. е. в самый разгар Отечественной войны, определился в послушники Киево-Братского монастыря. 11/ 24 декабря 1821 г. сподобил Фому желаемого чина. Назван был Фома при пострижении – Феодоритом.

Вскоре после этого Феодорит был назначен ризничим, а 30 сентября / 13 октября 1822 года за усердие по службе в означенном звании, а также и за примерную строго-иноческую жизнь возведен был в сан иеродиакона.

Новая должность дала и новый толчок его дальнейшим подвигам. Ставши, таким образом, ближе к рукотворенному престолу Царя Славы, Феодорит всеми силами старался уподобиться равноангельскому житию тех угодивших уже Богу, которые во всей славе предстояли теперь на небесах престолу Всенепорочного Агнца, вземшего на себя грехи всего мира. Получая, по монастырскому положению, небольшой кружечный доход, Феодорит по-прежнему оставался суровым постником и не имел у себя в келлии никакой собственности. Наоборот, чуждый всякой любостяжательности, он даже нашел в этом средство благотворить ближним, ибо, оставаясь без пищи по два и по три дня, отдавал свою трапезную и денежную долю странникам, нищим и убогим.

Показывая всем Богоподражательную любовь к ближнему, он охотно исполнял послушания и низшей братии и, принимая на себя труды других, с неутомимым усердием, как купленный раб, служил братии во всех послушаниях монастырских, шествуя, таким образом, по стопам Самого Спасителя, Который сказал: " не пришел чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Матф. 20: 28).

6 / 19 февраля 1827 года Феодорит был рукоположен во иеромонаха, а вместе с этим назначен экономом Братского монастыря. Звание это, в монастыре почетное и весьма желанное для многих, но, как многозаботливое и кропотливое по существу, совсем не соответствовало задушевному влечению священно-инока Феодорита. И вот он, чтобы избежать столкновения с людьми и, предпочитая остаться в совершенном уединении, немедленно подал прошение об увольнении его от экономских занятий и, отказываясь от всякого послушания, просил разрешить ему удалиться в пещеры, ископанные еще пр. Феодосием в селе Лесники. Получив в последнем отказ, Феодорит пошел путем особого подвижничества и воспринял на себя великий подвиг Христа ради юродства. Скрывая в своем мнимом безумии высокие доблести своего характера и продолжая восходить втайне от силы в силу в трудном деле своего духовного усовершенствования, Феодорит следовал, таким образом, по словам великого Апостола, который говорит: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3: 19).

Однако немного надлежало ему теперь стремиться к духовному усовершенствованию: Господь испытал уже сердце его и помышления его узнал (Пс. 139: 23). От юности одаренный смирением и чистотою душевною и имея крепкую веру в помощь Божию, Который извлек его из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги его и утвердил стопы его, Феодорит смело мог уже теперь восклицать: " Готово сердце мое, Боже, готово". И возымев поэтому стремление к наивысшим подвигам иноческого благочестного жития, Феодорит 9 / 22 декабря 1834 года принял схиму и был наречен новым именем Феофила. Заботясь о чистоте души, он нисколько не заботился о чистоте тела. Одежда его была ветхая, с заплатами, пришитыми белыми нитками, и вся выпачкана тестом и маслом. На одной ноге истрепанный сапог, а на другой – валенок или лапоть. Голова всегда повязана была грязным полотенцем. На теле носил железный пояс с иконкой Богоявления в память трикратного спасения от утопления. Получая пищу, он смешивал ее в одной посуде: и горькое, и сладкое. По Киеву ездил всегда на бычке без упряжи и вожжей и приезжал именно туда, куда хотел блаженный – без возгласов и понуканий. Сидя на возку спиной к бычку, он всегда читал на коленях Псалтирь. Обличал тайные и явные грехи приходящих к нему в Китаево[165][166] паломников, отчего одни плакали в раскаянии, а у других от страха и стыда волосы дыбом поднимались.
Одной барыне он вылил в подол на новое шелковое платье целую миску борща (так обличил ее в прелюбодеянии).

Од­на­жды мит­ро­по­лит Фила­рет спе­шил в Ки­та­е­во и не до­чи­тал свое мо­на­ше­ское пра­ви­ло. В ле­су он уви­дел Фе­о­фи­ла, си­дя­ще­го на са­мой вер­хуш­ке де­ре­ва с мо­лит­во­сло­вом в ру­ках. На во­прос мит­ро­по­ли­та: «Что ты там де­ла­ешь? » – он от­ве­тил, что до­чи­ты­ва­ет пра­ви­ло...

А для голодных странников распалил небесным огнем костер без спичек (помолясь на небо) и сварил им кашу из травы и камушков. А когда разливали в миски, то каша не уменьшалась, пока всех не накормил.

Император Николай Павлович, начиная войну с Турцией, хотел узнать у прозорливца будущее России и поехал в Китаевскую пустынь. Феофил, выйдя навстречу царю, исцарапал себе до крови руки и лицо, разгреб муравейник и улегся в середину его на спину. Царь и митрополит долго просили его подняться, но он лежал не шевелясь, с закрытыми глазами, скрестя руки на груди, как покойник. По всему телу его копошились целые полчища муравьев. И предсказание сбылось. Многочисленная армия турок и их западных союзников (как муравьи) набросилась на Севастополь. Погибли храбрые адмиралы: Корнилов, Нахимов, Истомин и другие, а царь, истерзанный заботами и печалью о России, скончался в 1855 году.

В день своей кончины Феофил приказал очистить его келлию от мусора, зажечь лампаду и свечи, покадить ладаном. На вопрос келейника, зачем все это, он ответил, что сегодня за ним явится Ангел смерти и его надо принять по-христиански. Потом лег на скамью, взял в руки крест и послал к начальнику пустыни сказать, чтобы ударили в колокола, так как Феофил скончался. Начальник побежал в келлию, так как не поверил сказанному, но увидел, что Феофил уже лежал бездыханным, а вокруг изливался чудный аромат... 

Скон­чал­ся 28 сен­тяб­ря / 10 октября 1853 го­да на 65 го­ду жиз­ни. По­гре­бен у се­вер­ной сте­ны Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в Ки­та­ев­ской пу­сты­ни, ря­дом с мо­ги­лою Ки­е­во-пе­чер­ско­го за­твор­ни­ка До­си­фея.

И по­сле его кон­чи­ны, так же, как и при его жиз­ни, по­да­ет­ся не ме­нее ско­рая по­мощь в бо­лез­нях и скор­бях всем, с ве­рой при­зы­ва­ю­щим его имя, со­вер­ша­ю­щим у его мо­гил­ки па­ни­хи­ды.

14/27 июля 1993 г. Собор Украинской Православной Церкви под председательством блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, канонизировал Христа ради юродивого иеросхимонаха Феофила, причислив его имя к лику святых. А нетленные его останки перенесены в храм Святой Троицы и покоятся в новой гробнице.

24 февраля 2009 года состоялось перенесение мощей преподобного из Троицкого храма Китаевской пустыни в храм Двенадцати апостолов.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя преподобного Христа ради юродивого Феофила Киевского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ис­точ­ник: www.hram-feodosy.kiev.ua

Тропарь, глас 1

Христовою любовию уязвився, яко ученик истинный Тому последовал еси, не имея где главы подклонити. Юродством бо жития вражия ополчения презрев, тех победоносно низложил еси, Господеви моляся. Не забуди чад твоих убогих, Киевский подвижниче отче Феофиле, да ума просвещение приимем молитвами твоими.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь