Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 28 октября / 10 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских



Родился в 1857 году в селе Борисоглебское Пошехонского уезда Ярославской губернии.

В 1879 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию.

С 1879 по 1882 год служил учителем в земском училище.

В 1882 году архиепископом Ярославским Ионафаном был рукоположен во иерея.

С 1882 года служил в селе Трофимовское Пошехонского уезда Ярославской губернии. Одновременно был законоучителем в Благовещенском земском училище.

С 1893 по 1904 года состоял следователем по духовным делам.

У о. Иоанна было семеро детей, один их которых стал священником в этом же Пошехонском уезде.

В начале ноября 1918 года большевиками в Пошехонском уезде была объявлена мобилизация лошадей в конский запас при уездном военкомате, во время которой крестьянами были избиты военрук и делопроизводитель. В ответ на это прибыл отряд ЧК, который стал производить поголовные обыски с конфискацией имущества, арестовав при этом около сорока человек.

Отца Иоанна обвинили в укрывательстве контрреволюционеров, скрывавшихся после белогвардейского мятежа в Ярославле, и хранении дорогих вещей расстрелянной вместе с ним бывшей владелицы завода Деруновой.

10 ноября 1918 года без всякого суда и следствия неподалеку от села Семеновское на болоте чекистами были изувечены и расстреляны трое арестованных, в числе которых находился и священник церкви села Трофимовское отец Иоанн.

Когда отряд чекистов покинул село, тела расстрелянных были перенесены с болота на кладбище и встречены крестным ходом.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Награды

  • набедренник (1896)
  • бархатная скуфья (1906)

Литература

  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне //Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.52-53.

Использованные материалы

  • Жизнеописание с сайта радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров"
    • http: //www.grad-petrov.ru/calendar.phtml? page=descr& id=378
  • БД ПСТГУ " Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAs9X2k**

О дне сем.

Вечерня и утреня.

Так как на этот день приходится сразу два полиелейных праздника, то есть некий выбор. Здесь приводятся чтения при праздновании памяти святителя Димитрия Ростовского.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «…вы не из овец Моих». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. «Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить….

Литургия.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.

2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. 5Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 6хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

7Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

8Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.

10По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии[167].

11Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 12чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

13Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, 15а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

16Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

17Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

18Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

19Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: 20вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

21К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. || А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

22Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

23Христовы служители? (в безумии говорю: ) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

24От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; 25три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; 26много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

28Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

29Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

30Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

31Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Апостол сокрушается по поводу легковерности паствы, охотно внимающей разного рода лжеучителям. Далее он полемизирует с теми, кто поносит его самого и самих апостолов, делая это, впрочем, не потому что кто-то ругает его самого, а потому что делая это, полемисты ставят под сомнение и Евангелие, которое он проповедует, как и Благодать Божию, которой апостол наделен и с помощью которой он совершает свое апостольское служение. Увы, эти слова актуальны и сегодня, ибо и сегодня лжеучителей довольно много, притом, иные из них желают прельстить, если возможно, и некоторых из православных, активно пользуясь тем, что большинство совершенно несведущи в Евангелии, как и в самом вероучении. Потому, многие из этих слов можно вполне считать адресованными и нам…

Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́ м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Нет ничего тайным, что не стало бы явным. Если наши дела расходятся со словами, которые мы говорим, то если даже люди не видят этого, то Бог видит все и все, что не было очищено покаянием, откроется на Суде. Но, по большему счету, мнение, что окружающие не видят наших дел, это самообольщение, поскольку окружающие видят больше, чем мы можем предположить, по нашим делам судя и о вере нашей, и… тогда нет большей хулы, чем рассказы о дурных делах людей, называющих себя христианами, а эти рассказы подчас расходятся далеко за пределы круга православных верующих. Часто этому способствуют и сами православные, злословя на своих ближних…. А злые дела называющих себя христианами действуют хуже всякой хулы и в этом – причина, почему мир часто глух к слову о вере. Мир и в древние времена ненавидел веру нашу, однако в те времена дела христиан становились предметом пересудов и… их твердость в добродетели действовала лучше всякой проповеди, даже если сам человек не дерзал проповедовать устами. И тогда, воистину, человек подобен светильнику, который не скроется под спудом, но ставится на подсвечник и озаряет своим светом все вокруг. Тут вспоминается знаменитая фраза прп. Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя! » Это сказано, как раз, об этом – человек, исполняющий все, что предписано в Евангелии, прилепляется к Богу и становится сосудом Духа. А тогда для него, водимого Духом, бремя Христово становится легким.… А то, что наше слово о вере не находит отклика, как раз объясняется тем, что мы далеки от этого идеала.… Но именно поэтому нам и читается этот отрывок, чтобы мы с вами обратились на путь добрый…

И чтения праздника святителя Димитрия. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Традиционное чтение праздника святителей, в котором апостол рассуждает о крестном подвиге Христа, сравнивая Его с первосвященником, приносящим жертву.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

И одно из традиционных для праздников святителей Евангельское чтение. Господь говорит о себе, называя себя, как ПАСТЫРЕМ, так и ДВЕРЬЮ, ведь истинным пастырем и истинным проповедником может называться лишь тот, кто пришел путем Христовым, то есть, через Церковь Христову, законным образом поставлен на свое служение. Прочие же – воры и разбойники, так как они приводят людей не к Богу, а к себе, похищая овец Христовых. А всякий самозванец, вор и разбойник может лишь похищать и губить, поскольку никто иной, кроме одного Бога, не способен созидать и спасать души человеческие. Да, это и не является его задачей, ибо диавол, который толкнул этого человека на путь обольщения людей, ставит целью как раз погубить возможно больше людей. Также Господь называет Себя и пастырем, так как Он пришел для того, чтобы привести погибающее человечество ко спасению. Он пришел через дверь Писаний и пророчеств, то есть, так как о Нем писалось ранее. Овцы же Христовы есть те, кто следуют зову Христа, не уклоняясь ни вправо, ни влево, зная голос ПАСТЫРЯ. « Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. » - говорит Господь. О ком можно сказать, что Бог познал его? Господь знает сердца и души всех людей, однако здесь вспоминаются слова Бога, которые Он говорит пророку Иеремии: « прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. » Речь, таким образом, идет о тех, кто очищен и освящен Богом и стал прибежищем Духа Божия, ведущего его по пути спасения. Такого человека, воистину, никто и ничто не похитит из руки Божией, ибо он познал радость общения с Богом, вкусив сладкого, не будет уже питаться горькими яствами мира сего. Поистине, это страшные слова, ибо мы далеки от этого блаженного состояния. Впрочем, сознательно за Христом всегда идут немногие, и большая часть часто норовит уйти куда-то в сторону. На практике пастухи часто вынуждены прилагать большие усилия, чтобы овцы не разбежались, а пребывали на виду. Однако Бог не гоняет любого из назвавшихся овцой Христовой, так как ценит вложенный в нас дар свободы, но оставляет нам право выбора. Мы сами вольны оставаться в стаде или убежать, но в последнем случае для нас это ожидает гибель. Но если мы считаем себя овцами Христовыми, то наш долг – следовать зову ПАСТЫРЯ, который, как сказано выше, зовет своих овец – откликнется ли кто…

И чтение праздника преподобного Иова. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи'те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи'те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

И снова, как всегда в праздники преподобных, читаются эти слова про дела плоти и плоды жизни по духу. Дела плоти, как здесь четко указано – это грехи, поскольку человек склонен ко греху. Многие грехи, к несчастью, стали естественны для падшего человека. Для меня естественно гневаться, естественно осуждать других, естественно услаждаться красотой представителей противоположного пола. Список этот можно продолжать и продолжать. Однако то, что грех стал естественным для падшего человека, не означает, что он перестал быть грехом. Просто жить в грехе для человека – это значит просто плыть по течению, жить так, «как сердце подскажет». Напротив, желая жить по духу, то есть, по заповедям, которые дал нам Господь, которые по действию Духа Божия записаны в Евангелии, надо принуждать себя. Но попробовав не гневаться, не осуждать, я обнаруживаю, что не могу это сделать. Причина, как раз, в том, что грех стал для человека естествен. Но грех остается грехом. Грех по-прежнему отчуждает человека от Бога, а значит, чтобы преодолеть это отчуждение, надо бороться с греховными влечениями, насаждая взамен доброе. Правда, чтобы совершить это, нужна долгая и трудная борьба, в которой воевать часто приходится с самим естеством, для которого грех стал нормой. Отсюда и слова про распятие плоти, кстати, точно отражающие суть дела. Притом, без помощи Божией в этой борьбе не победить, ввиду ее тяжести, а также потому что человеку здесь противостоит сильный враг - диавол, желающий погубить возможно больше людей и увести их вместе с собой в ад. Но с помощью Божией победа возможна, и пример тому – множество людей, достигших Царства Небесного, людей, которых мы ныне прославлялем в лике святых. И плоды духа, то есть, плоды этой борьбы за построение Царства Божия в своей душе, как раз и перечислены здесь. Таковы: любовь, не делящая людей на своих и чужих, готовая охотно истощать себя ради помощи ближнему. Из этой любви входят доброта и милосердие, делающие человека готовым помогать всем – друзьям и врагам (лучше сказать, человек такой признает врагом только одного диавола, во всех остальных же видя братьев). Таковы нисходящие на человека радость и мир, не имеющие ничего общего с обычной человеческой радостью, тут же сменяющейся печалью или мирным состоянием, тут же сменяющейся внутренним смятением. Это – действия Духа Божия. Эти радость и мир таковы, что их неспособны поколебать никакие скорби века сего, так что человек пребывает в радости, будучи, находясь в самом бедственном положении, и даже будучи мучим и истязаем врагами. Из этого проистекают кротость и незлобие, терпение, готовое с радостью переживать любые скорби, благодаря Бога за все. Также отмечу и веру, ту самую, что доверяет Богу так, как сын доверяет отцу, не думая о том, что отец не даст ему все нужное для жизни, но всецело доверяя ему, ту самую веру, что способна и горы переставлять. Наконец, плодом этой жизни является воздержание, с гневом отвергающее любое влечение ко греху, поражающее своей высотой окружающих. Но это именно плоды, то есть. они проявляются в результате долгой и трудно борьбы. Чаще всего, он проявляются уже к концу жизни человека. Потому для нас это, скорей, призыв – к чему надо стремиться….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Заповеди блаженства – кратко…

Воскресенье 11 ноября.

Мчч. Клавдий, Астерий, Неон, Фонилла Киликийские. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Этот воскресный день не имеет особых переходящих дат, потому перехожу сразу к праздникам, собственно, 11 ноября. Торжественных дат в этот день нет, зато праздников довольно много. Особо стоит упомянуь чтимую в этот день преподобномученицу Анастасию Римляныню. Об этих и других праздниках речь пойдет ниже.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь