Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОЗЕРЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.



Празднование 30 октября/12 ноября и в Фомино воскресенье

Эта святая икона явилась в конце 16-го столетия на месте, называемом Озерянкою, находящегося в 35 верстах (37, 337335 км.) от Харькова и 3 километрах от города Мерефа, Харьковской области.

Во время татарских набегов на Малороссийские земли один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу. Под одним ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел свечу, горящую перед иконой Божией Матери. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе половины и свечу, принес домой и поставил подле других икон. На другое утро он с удивлением увидел, что разрезанные части соединились, и так плотно, что остался лишь слабый след разреза. Из под иконы струился ключ воды. Священник церкви Рождества Богородицы села Мерефы донёс об этой иконе митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его разрешения построил около места явления иконы церковь Рождества Богородицы, в которую поместили икону. Характерную особенность Озерянской иконы составляет украшение из звезд, окружающее лики Богоматери и предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами. Икона, вероятно, была принесена на Слобожанщину переселенцами с Правобережья, откуда, вероятно, у неё и появились сгибы на холсте самой иконы. На месте явления иконы впоследствии возникла обитель, получившая название Озерянской, где была поставлена чудотворная икона Богоматери, названная также Озерянской, от которой стали совершаться обильные чудотворения.

В 1794 г. икона перенесена в Преображенский Куряжский монастырь[188]. Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На ней красный платок и голубой мафорий. Правая рука её в позе моления, а левой поддерживает Младенца Христа, сидящего у Неё как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку – хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих жёлтые. Размер иконы был 40х34 см.

 Святогорская пустынь

Благочестивый иерей Феодор видел много чудес от образа Богоматери и захотел, чтобы в его пустынном хуторе был основан мужской монастырь. В то время посетил Озерянку известный наместник Святогорского Успенского монастыря[189] Севастиан Юхновский, который, по преданию, был тогда сильно болен. Пешком пришёл он из своей обители в Озерянку, чтобы поклониться чудотворной иконе Богоматери, и вылечился. Узнав о желании о. Феодора учредить здесь монастырь, о. Севастиан взялся помочь местному священнику. По Святогорским актам от 1696 г. видно, что благочестивый иерей Феодор передал в лице наместника Святогорского монастыря, отца Севастиана, всю свою недвижимую собственность в Озерянке Святогорскому монастырю и его настоятелю архимандриту Вассиану Василевскому для оснований в Озерянке монастыря, каковой не замедлил там устроиться ревностными трудами Святогорского наместника, отца Севастиана, и стал известен под именем Озерянской Богородичной Пустыни».

Первое чудо от иконы явилось Архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко.

Начало основания Монастыря относится к 1710 году. Уже в 1711 году была сооружена Богородичная церковь, что и положило начало основанию пустыни. Место это тогда было действительно пустынно. Окружали его высокие холмы и глубокие ложбины, все поросло лесом. На холме, на левом берегу реки Озерянки, и поставили деревянную церковь. Со временем поставили ещё одну церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольню с часами.

Пустынь была небольшой. Братия в 1773 году владела 5 фруктовыми садами, 7 десятинами (7, 63 га) пахотной земли, 6 десятинами (6, 54 га) сенокоса, 3 десятинами (3, 27 га) леса. Численность братии тоже была маленькой. На 1787 год состав был таким: Игумен Иезекииль Туранский, 4 иеромонаха, 1 иеродьякон, 1 монах и послушники. Но существовала эта пустынь недолго, около 80 лет.

В 1787 году во время пребывания императрицы в Харькове она подписала указ о передаче под руководство Григория Потемкина Харьковского наместничества. По воле «светлейшего князя Таврического» прекратили своё существование 15 монастырей Слобожанщины, среди них было закрыто Озерянская Богородичная пустынь (главный храм Рождества Пресвятой Богородицы был обращен в приходской), Змиевской Николаевский казачий монастырь[190], Святогорский монастырь. Имущество их было взято в казну, а братия всех монастырей была собрана в Куряжском монастыре».

Ввиду малочисленности, повелением Государыни Императрицы Екатерины II и решением Священного Синода в 1787 году пустынь была упразднена. Главный храм монастыря, освящённый во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был разобран и перенесён в слободу Мерефу. Икона была перенесена в Куряжский монастырь, но и он был закрыт в 1788 году (не помогли даже семейные связки архимандрита Наркиса из рода Квиток), и икону перенесли в Харьковский Покровский Монастырь[191].

Но вскоре по просьбе к Екатерине ІІ украинского генерал-губернатора А.Я.Левандинова и на средства тайного советника П.Ф.Сабурова в 1796 г. Куряжский монастырь был возобновлен, а в следующем году сюда опять перенесли Озерянскую икону, где она находилась 47 лет: «Наконец, в 1796 году стараниями бывшего генерал-губернатора Харьковского и Воронежского, генерал-поручика[192] Леванидова дозволено устроить в нём монастырь заштатный на положении общежительном. Усердием харьковских граждан обитель сия вскоре приведена была в положение изрядное; затем императором Павлом I пожалованы сему монастырю вместе с прочими мельницы, рыбные ловли и положенное число десятин земли. В 1836 году он возведён по штату во второклассный». Одной из причин улучшения материального состояния монастыря было то, что к Озерянской иконе, которая находилась здесь, все лето шёл большой поток богомольцев. Образ сей пребывал прежде в особо устроенной пустыни, верстах в 30 (32, 004 км.) от Харькова, подвластной с братией харьковскому училищному монастырю, а по уничтожении перенесён в Харьков, но со времени возобновления старохарьковского монастыря в 1796 году перенесена туда.

Крестный ход

Нужно отметить, что в те времена особенных религиозных праздников, которыми были так богаты древние российские города, в Старом Харькове не было: Ни мощей, ни крестных ходов, служились только Акафисты перед особо чтимыми иконами.

16 / 29 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утверждал просьбу обитателей Харькова о внедрении крестного хода для перенесения Озерянской иконы Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были проходить 30 сентября / 12 октября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля / 5 мая (из Харькова в Куряж) по старому стилю в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 / 14 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля / 6 мая). В указанные дни прекращалась деятельность в присутственных местах, учащиеся освобождались от занятий и жители города и окрестных слобод стекались навстречу чудотворному образу. Шествие сопровождалось необычайно торжественным пением и звоном колоколов Харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.

Первый крестный ход с чудотворной иконой из Куряжа в Харьков состоялся 30 сентября / 13 октября 1844 года. Накануне в «Харьковских Губернских Ведомостях» был описан весь церемониал хода. С утра монастырь был заполнен богомольцами. В 9 часов чудотворную икону вынесли из монастырского храма. Во время шествия непрестанно раздавалось пение: «Пресвятая Богородица, спаси нас» и народ с благоговением молился Пресвятой Деве. В четырёх верстах (4, 2672 км.) от города вся дорога покрыта была богомольцами, которые спешили соединиться с процессией. Наконец это священное шествие достигло Холодной горы, где многие тысячи народа ожидали встретить чудотворную икону. Когда шествовавший с иконой и ожидавший её народ соединились вместе, и когда с Холодной горы представилось взорам, что вся ведущая к собору Екатеринославская, столь длинная улица, покрыта густыми толпами жителей, пришедших насладиться духовным торжеством, никогда небывалым в нашем городе, то ясно было, что почти все население Харькова и окрестных селений притекло на это духовное празднество.

В 1863 году харьковский купец Никита Акимович Павлов подал просьбу в Священный Синод о разрешении переносить чудотворную Озерянскую икону Богоматери в Озерянку, на которую этот почетный гражданин Харькова обратил внимание не случайно. На Холодной Горе устроено было возвышение, где преосвященный с духовенством, встретив Святую икону, после обычного поклонения и каждения приветствовал её коротким молитвенным словом... Установление крестных ходов с Озерянской иконой вызывало необходимость строительства на Холодной Горе часовни, которая превратилась впоследствии в приходскую церковь.

Но кроме этого, история сохранила много свидетельств о её чудесных исцелениях: Сила особенной благодати исходила от чудотворной иконы на месте её явления - «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение, которое хорошо подавалось». Сохранились немало свидетельств о том, как благодаря Озерянский иконе, вылечивались физические болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. Широко известен случай из биографии Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она долго молилась перед чудотворным образом, а затем умыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И произошло великое таинство - Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно завеса, сползла слепота. Сначала он различал контуры предметов, а затем увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря. Кроме того известны многие исцеления от иконы. Исцелился житель Чугуева, который имел усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин с. Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона лишились, как и Григорий Квитка, слепоты.

Когда в июле-августе 1871 года в Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря была принесена чудотворная Озерянская икона. Её непрестанно носили по домам харьковчан, магазинам, улицам, площадям. И везде служили молебны. В это время общего страха и разочарования, где являлась чудотворная икона Богоматери в дом, все там словно оживали, подбадривались, спешили к ней приложиться. Прикладывались не только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, потому что видели от неё силу, которая оживляет и исцеляет. И молитва верующих была услышана...

Холера отступила, а горожане ещё больше уверовали в благодать Озерянского образа Богоматери.

Церкви в честь иконы

На пожертвование жителей города в конце XIX века на территории Покровского монастыря была построена

Озерянская церковь. Её строительство обошлось в 198 тыс. руб. В Озерянской церкви, освящённой 21 ноября / 4 декабря 1896 года, и находилась чудотворная икона.

Ещё одна Озерянская церковь была построена на Холодной Горе. Строительство этого храма началось в 1892 году на земле, пожертвованной крестьянами Харьковской волости. Раньше здесь находился их общий амбар. Строительство обошлось в 150 тыс. руб. Средства собирал священник В. Пономарев среди московского купечества, но достаточно большую сумму пожертвовали и харьковчане. В 1901 году трёхпрестольная (главный престол в честь Озерянской иконы Богоматери, другие два св. князя Владимира и св. Амвросия Медиоланского) была освящена. Во время крестных ходов отсюда, с вершины Холодной Горы, харьковские архиереи благословляли чудотворной иконой Харьков.

 Судьба иконы в советское время

О судьбе чудотворной Озерянской иконы в советские времена почти ничего неизвестно. До 1926 встречаются эпизодичные данные. Последней крестной ход с иконой состоялся с 31 августа до 18 сентября 1926 доли по маршруту Польна, Белой Колодец, Волчанск, Графское и назад. Был также ход Рубежное, Бугаевка, Графское, Волчанск, но эти данные нуждаются в дополнительной проверке. Икона исчезла. Скорей всего её украли из-за ценного оклада. Существует версия, что икону сожгли. По другим сказаниям, с места последнего пребывания иконы в Олександровской часовне около Лопанского моста Харькова (документально не доказано) она была передана в Антирелигиозный музей и исчезла уже оттуда. Хотя этот факт совсем не сходится с данными, которые приводятся в краеведческой литературе. Что в действительности стало с иконой, по-видимому, никто не знает. В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два списка: один в Свято-Благовещенском соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском на Холодной горе.

Озерянская чудотворная икона Богоматери имеет особое значение для охотников и рыболовов, являясь на протяжении столетий их почитаемой небесной покровительницей и святой заступницей.

Тропарь, глас 3:

Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Озерянская нам, Владычице, показася; / пред неюже души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

АПОСТОЛ от 70 ТЕРТИЙ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь