Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 31 октября / 13 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Бутовских и Радонежских



Родился 24 февраля /8 марта (високосный год) 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика.

В 1884 году окончил Московскую духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с супругой родилось четверо детей.

В 1885 году был рукоположен во священника и стал служить в храме в селе Матвеевское Подольского уезда Московской губернии.

В 1891 году был переведен в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитровского уезда Московской губернии. В деревнях своего прихода он организовал три церковноприходских школы.

В 1919 году был возведен в сан протоиерея.

В 1920 году был осужден условно к трем месяцам заключения по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Сотрудники ОГПУ с помощью осведомителей стали собирать сведения об отце Василии и на их основании выдвинули против него обвинение в том, что " священник использовал свой авторитет среди верующих для ведения яростной антисоветской агитации", а также в том, что он " повсеместно, как в частных беседах, так и в проповедях, ведет злостную антисоветскую и антисемитскую агитацию, затрагивая политические темы", так что " дальнейшее пребывание его на свободе имеет отрицательное влияние на настроение населения к советской власти".

В ночь со 2 на 3 сентября 1929 году отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

3 сентября была допрошена жительница деревни Комякино, входившей в приход отца Василия. Она показала, что 9 июля, когда по домам в их деревне с молебнами ходили священник с диаконом, ее дома не было, а когда она пришла, то узнала, что они только что ушли. Она послала свою дочку за ними. Отец Василий пришел и отслужил молебен, а затем сказал, что «нехорошо, что я избегаю священника, так как этим я лишаюсь Божьего благословения. Я стала оправдываться, говоря, что сделала это не по злому умыслу, а потому, что у меня не было денег. После этого он сказал: “Плохо, что некоторые дома, наслушавшись большевиков, отказались от икон, их за это постигнет Божья кара”. Он мне еще много говорил по-ученому, так что я не могу вам передать полностью его слов, так как не могу вспомнить».

На следующий день следователь допросил отца Василия. Выслушав его вопросы, священник сказал:

" Никакой антисоветской агитацией среди крестьян я не занимался и разговоров с крестьянами на политические темы я не вел. Я не агитировал крестьян и порвавшим с церковью не говорил, что их смутили большевики. Книгу Нилуса, в которой идет речь о " протоколах сионских мудрецов", я не имел и не имею. Нилуса я читал лишь о монастырях. Заявляю, что политическими вопросами я не интересуюсь. Выписывая журнал " Безбожник", я его читаю исключительно с желанием узнать, что пишут о религии. Многому из него я не верю и не допускаю мысли, что факты, о которых пишут в " Безбожнике", творились в нашей среде" .

12 сентября следователь допросил диакона Алексия, служившего раньше в Хотьковском монастыре[231], и тот показал:

" В разговоре со мной священник Архангельский действительно выражал недовольство советской властью, говоря, что власть находится в руках жидов; начиная от Совнаркома и до низов, все делают по их указке, что правительство, объявив свободу вероисповедания, всех верующих притесняет. Кроме того, в доме в деревне Комякино он говорил, что те дома, которые не принимают священника, лишаются Божьего благословения. Это от того, что они наслушались большевиков" .

17 сентября сотрудники ОГПУ допросили еще одну из жительниц села. Отвечая на вопросы следователя, она сказала:

" Я бывала у священника Архангельского, иногда с ним разговаривала. В его разговорах чего-либо плохого о советской власти не было, он просто говорил, что в настоящее время вера среди народа падает и это приведет всех к плохому концу. Разговаривая о войне, он мне говорил, что лучше, если ее не будет" .

23 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по ст. 58 УК РСФСР приговорило протоиерея Василия к трем годам ссылки в Северный край[232] по обвинению " в антисоветской и антисемитской агитации". Отец Василий был сослан в город Барабинск в Западной Сибири (Новосибирский округ), а затем переведен в Вологодскую область.

После освобождения из ссылки в 1932 году, отцу Василию не позволено было селиться к Москве ближе, чем за сто один километр, потому он был назначен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в село Тимашево Волоколамского района Московской области.

22 сентября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время обыска, который был проведен очень тщательно, ничего не нашли, кроме 17 серебряных советских монет по 50 копеек, которые и были изъяты.

На следующий день сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета, тот показал, что протоиерей Василий, " отбыв срок наказания, проживает в селе Тимашево, систематически занимается контрреволюционной антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых советской властью и партией. 22 сентября 1937 г. в момент проведения ареста и обыска, он заявил: " Вы зря у меня что-то ищете, писем от Троцкого у меня не найдете, да и что было, я пожег в печке". Архангельский среди колхозников занимается агитацией. Летом в присутствии моем и колхозников говорил, что всем плохо живется в колхозе, потому что не стали жить в соответствии с Божьим Писанием, Бога забыли, в церковь перестали ходить, а все слушают коммунистов, которые доведут до того, что с голоду будете умирать, как мухи, хлеб на полях скоро родиться не будет". Весной 1937 г. во время проведения пробного выезда в колхозе, Архангельский, указывая на колхозные бригады, заявил: " Глядите, сколько их осталось, посевов много, а народа нет. Все, что и посеяно, им не убрать, а если и уберут, то все равно ничего не получат - государство заберет, а колхозники получат только солому. Вот и идите, колхозники, работайте задаром" .

Следователь на допросе потребовал от отца Василия:

- Дайте показания о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности.

- Контрреволюционной антисоветской деятельностью я не занимался, - ответил священник.

- Когда у Вас делали обыск при вашем аресте, вы заявили, что писем к Троцкому и от Троцкого вы не найдете, я их все сжег. Объясните следствию, почему вы так заявили.

- Когда у меня делали обыск и осматривали церковные книги, я заявил, шутя, что писем Троцкого вы не найдете, я их все сжег.

На этом допросы были закончены и начальник Волоколамского отделения НКВД написал в характеристике семидесятитрехлетнего священника, что тот, хотя и пожилой, но физически крепкий.

11 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Василия к расстрелу за " проведение среди населения подрывной и антисоветской работы, направленной на развал колхоза, высказывание пораженческих настроений".

13 ноября 1937 года был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Награды

  • золотой наперсный крест (1914).
  • наперсный крест с украшениями (1925).
  • палица (1929).
  • митра (1935).

Использованные материалы

  • БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института:
    • http: //kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm? ans/
  • http: //www.fond.ru/book/me_book8.htm
  • http: //www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2003_9_10/10.htm

Преподобномученик Анатолий (Ботвинников)

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 31 Октября / 13 Ноября

Преподобномученик Анатолий (в миру Анатолий Иванович Ботвинников) родился 15 / 28 октября 1881 года в деревне Копани Быховского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, умер отец, и мать с сыном переехали в Тобольскую губернию, им дали землю, они обзавелись хозяйством, и Анатолий стал крестьянствовать, как когда-то его отец.

Началась Русско-японская война, и Анатолий был призван рядовым на действительную военную службу. Во время военных действий он оказался в Порт-Артуре, был ранен; попал в плен, где пробыл около года; последствия ранения остались на всю жизнь — у него была ограничена подвижность руки и спины.

После заключения мирного договора с Японией Анатолий Иванович был отпущен из плена и вернулся домой. Он никогда раньше не помышлял о служении Церкви, но война, близость смерти, ранение, жизнь в плену язычников произвели переворот в душе молодого человека, выделив главное — спасение своей души; и он принял решение

— если останется жив, то станет монахом.

В апреле 1906 года он поступил в один из сибирских монастырей. Здесь в течение нескольких лет он выполнял самые различные послушания. В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год он вернулся в Россию и поступил в Николо-Теребенский монастырь[233] Тверской губернии и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени. В 1920 году монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через год советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области, где его застали гонения начала тридцатых годов.

27 октября 1930 года помощник уполномоченного ОГПУ допросил комсомольцев Сорогожского сельсовета — юношу двадцати четырех лет и девушку двадцати лет, которые дали показания против приходского священника.

«27 октября сего года в разговоре с Зориновым Василием Михайловичем хутора Прибытково Стройковского сельсовета Михайловского района по вопросу о попах, церквах окружающего района и так далее последний заявил мне, что его мать, придя домой из церкви, сказала ему, что 19 октября сего года, в воскресенье, поп сорогожской церкви Ботвинников сказал после службы проповедь, а в проповеди жаловался, что ему стало плохо жить, что советская власть обижает служителей церкви налогами, что ему за то, что он служитель церкви, пришлось уплатить непосильный налог. По словам этой матери, присутствующие в церкви были этим обстоятельством очень расстроены. Его мать, придя из церкви, набросилась на него за то, что он комсомолец и не верует в Бога, ругая всех коммунистов на чем свет стоит за то, что они сживают " со света", по ее словам, попов и религию. После она просила денег у него для оказания помощи попу. Верующие как будто бы пустили подписной лист по оказанию помощи " пострадавшему батюшке" ».

«В феврале месяце я была на почте, куда пришел и Ботвинников, где заявил, что " советская власть при раскулачивании грабит, вот и меня ограбила тоже" ».

Сотрудник ОГПУ счел подобного рода «показания» вполне достаточными, и 5 ноября иеромонах Анатолий был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Поскольку никаких других сведений о нем ОГПУ не имело, уполномоченный, не уточняя, за что его арестовали, попросил священника рассказать о себе. Иеромонах Анатолий сказал, что происходит из крестьян, воевал солдатом в Русско-японскую войну, а все остальное время подвизался в монастыре и священником на приходе.

Отец Анатолий уже был арестован, а следователь еще в течение трех последующих дней собирал доказательства о его антигосударственной деятельности, опрашивая жителей села. Вот что ему удалось собрать: «В апреле месяце текущего года в религиозный праздник " Пасху" поп сорогожской церкви Ботвинников, будучи в деревне Хальково, среди присутствующих крестьян говорил, что " сорогожская церковь, граждане, старая и скоро развалится, служить в ней нельзя, надо хлопотать об открытии Алексеевской церкви". Дальше он, обращаясь к ним, говорил: " Верующие, не бросайте церковь, не верьте басням, что нет Бога. Бог есть, вспомните, будет суд, воскреснут живые и мертвые, и всем грешникам попадет по заслугам, попадут они в геенну огненную" ».

«Приблизительно в октябре месяце этого года моя мать, придя из сорогожской церкви, стала рассказывать мне, что поп Ботвинников со слезами на глазах после службы в церкви выступал с проповедью, в которой говорил: " Советская власть обдирает церкви, налагая большие налоги на священство, и стало трудно жить" ».

Вызванная на допрос мать свидетельницы, еще нестарая женщина, ответила на вопросы следователя лаконично: «Приблизительно в октябре месяце сего года я, будучи в церкви, слышала, что поп Ботвинников, выступая в проповеди, плакал, говоря, что жить при советской власти стало трудно».

Некоторые же и вообще отказывались что-либо показывать, говоря, что они знают о проповеди о. Анатолия только понаслышке. Собрав все эти сведения, следователь 18 ноября допросил о. Анатолия.

Великая вера, верность Христу и Его Церкви жили в сердце иеромонаха-исповедника, не приемлющего ни лукавых мыслей, ни лукавого жития.

«Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, — ответил о. Анатолий, — и добавить что-либо не имею».

1 декабря помощник уполномоченного составил обвинительное заключение, где священнику вменялось в преступление распространение «ложных слухов среди крестьянства о якобы производимом гонении советской властью на церковь и служителей культа». 10 декабря 1930 года Тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Анатолия к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Таких, как о. Анатолий, никогда не освобождали раньше срока, указанного в приговоре, а только день в день, надеясь, что, попав на каторжные работы, они умрут в лагере. Отец Анатолий, несмотря на болезнь — следствие ранения, выжил и в 1934 году получил приход в селе Дубровском Брусовского района Тверской области.

Ничего не изменилось в его отношении к высокому пастырскому служению — он так же ревностно служил, по-прежнему проповедовал и неутомимо окормлял духовно своих прихожан. И ему все способствовало во благое. В это время священнослужители прославляли Господа подвигом исповедническим и мученичеством, в них прославлялась златозарная и духоносная святая Русь как неотъемлемая во святых своих часть Царства Небесного.

Иеромонах Анатолий прослужил на своем новом приходе в селе Дубровском три с половиной года.

15 октября 1937 года о. Анатолий был арестован, и на следующий день следователь допросил его.

— Следствию точно известно о проводимой вами контрреволюционной деятельности, расскажите сами об этом подробно.

— Контрреволюционной деятельностью я не занимался и никакой антисоветской агитации не вел и виновным себя в этом не признаю.

При опросе свидетелей следователю почти не удалось собрать показаний против священника. Говорили только, что он сравнивал дореволюционную и новую жизнь и не был сторонником государственных займов.

После ареста и допроса священник был заключен в тюрьму города Бежецка. Спустя немного времени, 11 ноября, Тройка НКВД вынесла постановление о его расстреле. Иеромонах Анатолий был расстрелян 13 ноября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство " Булат", т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.


ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВФРОСИН (АНТОНОВ)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь