Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 31 октября / 13 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Московских святых и Бутовских новомучеников



Иеродиакон Иннокентий (Мазурин). Москва, Таганская тюрьма. 1937 год

В миру Мазурин Иннокентий Потапович. Родился в 1874 году в селе Березки-Чечельницкие Демидовской волости, Ольгопольского уезда, Подольской губернии[236]. Из крестьян. Окончил 3 класса сельской школы.

С 1896 года подвизался в Иосифо-Волоцком монастыре.

С 1920 года служит псаломщиком храма в селе Званово Лотошинского района Московской области.

С 1924 года служит псаломщиком храма в селе Тургиново Тверской области.

С 1928 года в сане иеродиакона служит в храме села Теряева Слобода.

 22 февраля 1931 был арестован.

28 июня 1931 был осуждён по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР за " контрреволюционную и антисоветскую агитацию, поджог правления колхоза" на 3 года лишения свободы.

На допросе очень смело говорил: " Каждый идущий против Христа и веры есть антихрист. И сейчас коммунисты являются антихристами, а советская власть гонитель и враг священства". " Крупные, крепкие отдельные хозяйства дадут больше продукции и гораздо выгоднее середняцко-бедняцких колхозов".

После окончания заключения в 1934 году служил в храме села Буйгород Волоколамского района Московской области. В архивно-следственном деле написано, что он служил в родном селе не только диаконом, но и " временно - попом" .

8 октября 1937 года был арестован. Содержался в тюрьме города Волоколамска, а затем в Бутырской тюрьме.

11 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за " антисоветскую агитацию".

13 ноября 1937 года [237] был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.

 Реабилитирован 19 июня 1989 года (по году репресий 1937) и в 1990 году (по году репресий 1931).

Причислен к лику святых новомучеников Церкви Русской постановлением Священного Синода 20 апреля 2005 года для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: " Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.211, 415.
  • ГА РФ. Ф.10035. Оп.1, 2. Д.У-1922 (? ).
  • ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-75366.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. " Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4". Тверь. 2006. С. 205-209.
    • http: //www.fond.ru/index.php? psx=4& menu_id=352& menu_parent_i...w=3
  • " Мазурин Иннокентий Потапович", БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.:
    • http: //kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxIT...b**

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, 4так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 5в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, 7а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 10когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 12да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Глава 2.

1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

3Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, 4противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

5Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

6И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время.

7Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

8И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 9того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

11И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

13Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол рассуждает о последних днях мира: о Суде Господнем в последний день, после чего переходя к предшествующему времени царства антихриста. Пишет же это он, дабы оградить паству от лжеучителей, смущающих их. Пришествие Господне будет не ранее, чем этот беззаконный правитель воцарится над миром, используя обольщение. Но антихрист будет побежден и уничтожен, а после его низвержения наступит конец мира и тогда придет Господь для последнего Суда. И именно это событие и будет главным. а вовсе не правление антихриста, о котором многие любят рассуждать, живописуя его воцарение не хуже писателей-фантастов или голливудских кинорежиссеров. Но, как уже было написано, этот человек греха будет побежден. Для нас же главное не то, когда все это наступит, а как бы самим быть готовыми предстать пред Богом и дать ответ за дела наши. А ответим мы за них уже по смерти, для чего не обязательно ждать конца света….

Евангелие (от Луки): 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал

Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

29Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 30ибо ка́ к Иона был знамением для Ниневитян, та́ к будет и Сын Человеческий для рода сего.

31Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́ к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

42Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним

перстом своим не дотрагиваетесь до них.

47Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, 54подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Светильник для тела – есть око. Если глаза хорошо видят, то человек, будучи зрячим, увидит и избежит многих неприятностей. Так и если ум человека и душа воспринимают жизнь адекватно, то человек избежит многих проблем. Если они просвещены Словом Господним, в котором и поучаются, научаясь видеть мир адекватно, то неизбежно становится на путь очищения и просвещения. Но часто человек, зараженный гордостью (что является бедой для почти всех нас), не воспринимает духовную жизнь адекватно и тогда берегись человек – не есть ли то, что ты считаешь светом – тьма…. Гордость же, искажающая картину мира человека, подобна бельму на глазу, ибо гордый не видит собственных грехов и проступков и считая себя озаренным светом, на деле ходит во тьме. И если я считаю себя хорошим человеком, будучи преисполненным греха, то это признак того, что я еще во тьме, так как в темной комнате грязи и пыли не видно и если ты не спотыкаешься о лежащий в ней мусор, то кажется, что все в ней чисто. Но стоит открыть окно и впустить свет, как нечистота становится видна. Когда же лучи света входят в нее, то в свете становятся видны и пылинки. Таковы и признаки того, что душа человека озарена светом Божества….. Сказав все это, Господь идет по приглашению некоего фарисея. Члены этой конгрегации частенько приглашали Его к себе на трапезы. На сей же раз Господь пользуется этим, чтобы обличить фарисеев в их приверженности внешним правилам, в ущерб духовной внутренней жизни. Но эти люди, преисполненные гордости, ослепленные своим самомнением, вместо того, чтобы раскаяться, пришли в ярость…. Именно эта их духовная слепота приводит к тому, что Господь никого больше так не обличал, как этих мнимых праведников, полагавших всю свою праведность в одних внешних делах, а остальное считавших как бы не обязательным. Пользуясь своим совершенным знанием Закона, они жонглировали им, разрешая себе то, что им хотелось. Вести духовную борьбу, искоренять греховные влечения куда тяжелее, чем исполнять одни внешние правила, а потому соблазн уклониться в обрядоверие велик и сегодня, почему тексты с обличением фарисеев читаются так часто. Некогда и в Русской Церкви попытки исправить кишащие ошибками старые богослужебные и иные книги привели к расколу, так как многие верность букве многие полагали выше верности Богу, из-за приверженности одним внешним правилам оказались готовы отпасть от церковной полноты, а это ничем не лучше, чем трагедия тех же фарисеев, которые, полагая в центре своей жизни внешние правила, поставили их выше Бога, распяв Христа, который обличал их, чего их гордые умы не могли вынести….. Господи, да не будет сего на нас!

Среда 14 ноября.

Праздников в этот день также довольно много, хоть и меньше, чем в иные из дней. Так, в этот день чтится память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (не путать с мучениками Космой и Дамианом Аравийскими и Космой и Дамианом Римскими). Отдельно стоит упомянуть чтимых в этот день мучеников Кесария, Дасия, Саввы, Савиниана, Агриппы, Адриана и Фомы епископа, в Дамаске пострадавших. О них ничего не говорится, кроме того, что они пострадали и приняли смерть после взятия в 636 году Дамаска арабами. Город был сдан без боя ввиду обещания арабов не преследовать христиан. Однако в данном случае христиане принуждались к отречению и были казнены. Более подробной информации, как и подробности их жизни и страданий нет. Об этих и других праздниках дня речь пойдет ниже.

Священномученики Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мученики Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие

Дни памяти: 1 / 14 Ноября, 20 Ноября / 3 Декабря (мученики Иоанн и Иаков).

Священномученики Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские; мученики Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персии пострадавшие, были казнены во время гонения на христиан в Персии при царе Сапоре II[238].

Святитель Нирс и его ученик мученик Иосиф были схвачены в городе Сциагаркадате[239] за активную проповедь христианства. После того, как те отказались отречься от христианства в пользу зороастризма[240], они были обезглавлены; святитель Иоанн побит камнями. Та же участь постигла и святителей Исакия и Ипатия. Святитель Саверий скончался в темнице, и после смерти ему отрубили голову. Мученика Азата[241] скопца (член царской свиты, тайный христианин, чье исповедание Христа внезапно открылось – святитель Нирс обличил его за малодушие, введя его в глубокую скорбь, так что сам царь спросил о причине его скорби) задушил один пресвитер-отступник. Пытки, мучения и смерть за Христа претерпели также мученики Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужчины и женщины (+ 343).

Святые бессребренники Косма и Дамиан Азийские [242]

День памяти: 1 / 14 Ноября

Косма и Дамиан Асийские Бессребреник Косма, священномученик Харалампий и мученик Трифон Никола с Косьмой и Дамианом  

Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого - силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: " Даром получили, даром давайте" (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: " Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа". Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия[243]).

По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: " Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней? " " Мы рабы Христовы Косма и Дамиан" - отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву об избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь