Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чьи сердца стучит прах ушедших поколений?Стр 1 из 5Следующая ⇒
В чьи сердца стучит прах ушедших поколений?
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все - как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой. Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?! - Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто - слишком грустно И только двадцать лет, За то, что мне прямая неизбежность - Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид, За быстроту стремительных событий, За правду, за игру... - Послушайте! - Еще меня любите За то, что я умру.
Марина Цветаева 1913 г.
Цивилизация по-литовски и … по-кургански. В недалеком прошлом многие из нас были в командировках или отдыхали в союзных республиках. Теперь это ближнее зарубежье. Есть в городе Бирштаносе, в независимой теперь Литве, старое кладбище. В конце XVIII века из-за несчастной любви покончил с собой молодой человек. По законам того времени на кладбище его нельзя было хоронить. Поэтому, он был похоронен за кладбищенской оградой. Но и сейчас его могила, как и всё кладбище, содержится в образцовом порядке. Кто-то по-прежнему ухаживает за могилой. В Европе на протяжении веков бережно относятся к каждому захоронению. Быть может, это необходимое условие успеха европейцев, а существующие трения с прибалтийскими государствами имеют в основе отношение к культуре сохранения памяти об ушедших поколениях? Ведь что же происходит у нас? О старом кладбище на Троицкой площади, в районе современной филармонии - первом кладбище города вблизи Троицкой церкви, уже в начале XX века никто не вспоминал. За исключением нескольких надгробий рядом с Троицким храмом уже ничего не было. Были в районе забытого кладбища торговые ряды, возникали строения различного назначения, но в основном это было пустое место.
Нужен ли курганцам сад камней? Мы предлагали восстановить в парке «пристанища душ ушедших поколений» - гнездовья стрижей, существовавшего на отвалах бывшего карьера, создать сад камней, «лабиринт вечности», «сад деревьев памяти». Создание «сада деревьев памяти» предполагает введение в городе новой традиции отмечать события личной жизни курганцев - бракосочетание, рождение ребёнка, знакомство, память об ушедших в инобытие и пр. посадкой дерева и установкой соответствующего идентификатора. Установку и сохранение идентификатора предполагается возложить на администратора парка. Изготовление идентификатора предполагалось на Автобусном заводе или на Курганприборе за соответствующую плату. В «саде деревьев памяти» могли бы быть деревья в честь почётных граждан города, интересных гостей Кургана. По согласованию со специалистами туристические организации или частные лица должны иметь возможность оставить «информацию» в «саде деревьев памяти» о фауне различных уголков России или даже мира. Тогда, в 1997-м, Администрация поддержала нас. Сейчас всё забылось, а нам это не под силу. Найдут ли наши предложения отклик у курганцев? Впрочем, основания для оптимизма всё же есть. В 2004 году был, наконец, установлен идентификатор парка Памяти первых поселенцев.
Сквер Декабристов Вынесенное за границу города новое кладбище занимало небольшую площадку в районе современного городского сада. Сейчас эта территория примыкает к восточному фасаду храма, который был построен в 1902 году, через несколько десятков лет после закрытия кладбища. Похоронные процессии проходили по Кладбищенскому переулку, переименованному впоследствии в Думской. В советское время - улица Рабочая, затем Комсомольская. Кладбище было закрыто в 1860 году. На рубеже XIX и XX веков могилы двух похороненных здесь декабристов становятся местом паломничества образованной молодёжи города. Здесь думали о будущей демократической России, здесь ждали «кораблей свободы». Здесь клялись в верности. На могилах – всегда полевые цветы, залог вольнолюбия и надежды. Увы, всё оказалось совсем не так, как виделось романтичным гимназисткам. Не заря свободы, а сумерки варварства накрыли всю страну и наш город. Кладбище было уничтожено. И только 30 апреля 1988 года по инициативе Б.Н. Карсонова были установлены надгробные плиты декабристам И.Ф. Фохту и И.С. Повало-Швейковскому. Авторами и исполнителями работ были А.И Патраков и А.П. Цифальский с Курганского машиностроительного завода. Решением Курганской городской Думы территории бывшего кладбища был присвоен статус сквера Декабристов. По нашему мнению, особое внимание следует уделить созданию внешней окружающей среды сквера Декабристов, где в отличие от зоны отдыха городского сада, должен присутствовать дух Времени, дух Истории. Сквер Декабристов должен стать ещё и сквером Памяти. Идея создания памятника возникла в Кургане ещё в 50-е годы XX века. Для её реализации 24 мая 1957 года была уничтожена Троицкая церковь и на её месте разбит сквер Декабристов, где и предполагалось установить памятник. Сквер исчез при строительстве филармонии. Памятник так и не был создан. Ещё раз подтвердилось суждение: «Нельзя построить свой храм на развалинах чужого».
Старообрядческий сквер В районе перекрёстка улиц Пролетарской и К. Мяготина, справа от виадука, было старообрядческое кладбище, которое хорошо просматривается на многих планах города. Хранителем этого кладбища долгое время был Воеводин Евстафий Леонтьевич (1872 -1945). Сейчас в Кургане живет его дочь - Гилева Мария Евстафьевна, одна из учредителей старообрядческой общины города. Кладбище было ограждено от «суеты мира» глухим забором, в котором с трудом можно было обнаружить щелочку. Никаких памятников, по словам очевидцев, здесь не было. Аккуратные покрытые травой холмики. А в наше время, во дворах построенных здесь домов, в детских песочницах попадались вместо игрушек человеческие кости. Памятный знак бывшему кладбищу установлен в конце 2006 года.
В чьи сердца стучит прах ушедших поколений?
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все - как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой. Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?! - Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто - слишком грустно И только двадцать лет, За то, что мне прямая неизбежность - Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид, За быстроту стремительных событий, За правду, за игру... - Послушайте! - Еще меня любите За то, что я умру.
Марина Цветаева 1913 г.
Цивилизация по-литовски и … по-кургански. В недалеком прошлом многие из нас были в командировках или отдыхали в союзных республиках. Теперь это ближнее зарубежье. Есть в городе Бирштаносе, в независимой теперь Литве, старое кладбище. В конце XVIII века из-за несчастной любви покончил с собой молодой человек. По законам того времени на кладбище его нельзя было хоронить. Поэтому, он был похоронен за кладбищенской оградой. Но и сейчас его могила, как и всё кладбище, содержится в образцовом порядке. Кто-то по-прежнему ухаживает за могилой. В Европе на протяжении веков бережно относятся к каждому захоронению. Быть может, это необходимое условие успеха европейцев, а существующие трения с прибалтийскими государствами имеют в основе отношение к культуре сохранения памяти об ушедших поколениях? Ведь что же происходит у нас? О старом кладбище на Троицкой площади, в районе современной филармонии - первом кладбище города вблизи Троицкой церкви, уже в начале XX века никто не вспоминал. За исключением нескольких надгробий рядом с Троицким храмом уже ничего не было. Были в районе забытого кладбища торговые ряды, возникали строения различного назначения, но в основном это было пустое место.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы