Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сквер Победы. Победы власти над городом?



Начинавшееся как кладбище небольшой деревушки, Богородице-Рождественское (Соборное) кладбище города, в советское время официально называемое кладбищем по улице 9-го Января, на территории современного парка Победы, уже в первой четверти XX века стало самым большим в городе, значительно больше современного парка.

Это кладбище известно моим ровесникам не только по архивным документам и воспоминаниям старожилов. Нам повезло воочию соприкоснуться с прошлым. Богатые изваяния и неброские надгробные плиты из камня, воин в плащ-палатке со снятой каской и скромный, но оригинальный памятник-пропеллер военным лётчикам, непроходимые заросли сирени и открытые, полные солнца, лужайки – всё это создавало неповторимый колорит застывшего времени. Всего нам, конечно, увидеть не пришлось. Активисты «Синей блузы» и здесь проводили воскресники, но, слава Богу, не так активно, как в центре.  

Раньше, помимо большого православного кладбища, здесь было отдельное военное, мусульманское и еврейское кладбища. В районе магазина «Юбилейный», слева от некогда существовавших ворот, на пригорке, в 20-е годы было коммунистическое кладбище. В советское время границы кладбищ стерлись. В 30-е годы здесь, по словам очевидцев, проводились по ночам массовые захоронения репрессированных. Использовались для этой цели траншеи. Во время Великой Отечественной войны хоронили погибших от ран.

Ещё в 30-е годы к кладбищу примыкали два посёлка: с северо-запада – Кладбищенский, с юго-востока – Ленинский, ориентировочно квартал между современным Детским парком и парком Победы. Подрастающее мужское поколение этих районов вело друг с другом непримиримую «войну». Однако зрелищные мероприятия на кладбище приводили к коротким перемириям и обмену впечатлениями.

Вот что рассказал мне ныне покойный Владимир Фёдорович Потанин, подполковник МВД, проживший свой нежный возраст в Кладбищенском посёлке.

«В 1938-1939 г.г., летом, группа людей, около 10 человек, производила вскрытие могил бело-чехов. Двое из группы были в форме, остальные в гражданском. Форма - с красными петлицами. У одного три кубика (капитан), у другого - шпала (майор).

Одетые в гражданское отгоняли взрослых зевак. За мальчишками досмотреть было невозможно.

Могил, представляющих собой простые холмики, вблизи памятника бело-чехам, было около десяти. Памятник чехам сохранялся вплоть до начала 80-х годов. Имеются его фотографии.

Работа проводилась в течение дня. Вскрывались не все могилы. По всей видимости, 4 или 5.

Из двух доставали полуистлевшие гробы. Остальные могилы досматривались без извлечения гробов. Скелеты были в мундирах пепельно-зеленого цвета, хаки. На мундирах были знаки различия.

После осмотра, в процессе которого происходило невольное разрушение скелетов, все вновь сбрасывалось в могилу и закапывалось».

Рассказанная история должна, мне кажется, заинтересовать не только краеведов. Она говорит о психическом состоянии общества того времени, явно ненормальном психическом состоянии.

Но как объяснить то, что произошло уже не так давно, в предперестроечный период, когда власть решила откровенным варварством увековечить 40-летие великой Победы – снести кладбище?

«Более ста лет хоронили на этом кладбище, – писал Б.Н. Карсонов. – Тысячи и тысячи курганцев нашли здесь своё упокоение. Здесь похоронены известные в городе врачи, учителя, купцы, чиновники, мещане, крестьяне, судьи, адвокаты – абсолютно все городские сословия лежат тут». Здесь был захоронен известнейший в России учёный-селекционер, депутат Государственной Думы, гордость не только Кургана, но и всей Сибири Николай Лукич Скалозубов.

Кладбище было закрыто решением горисполкома от 9 июля 1956 года. Но 3 марта 1958 года состоялись торжественные похороны директора машиностроительного завода Горбунова В.П.. Гроб с телом Василия Петровича был установлен во Дворце культуры строителей с 11 часов утра, вынос тела состоялся в 4 часа дня. До этого наш город столь значительной церемонии ещё не видел. Похоронная процессия прошла по улицам К.Мяготина – Ленина – М. Горького – Красина – Гоголя и далее – на ул. 9-го Января. Тогда же было принято решения о том, чтобы захоронение не считалось последним и кладбище сохранить.

И как же уже в 80-е могла прийти в голову нашего руководства дикая мысль уничтожить всё это якобы во имя юбилея светлого праздника Победы?

Во имя чего и кому понадобилось это варварство? Почему создавая какое-либо благо, необходимо уничтожать нашу историю, подрывать наши корни? Что ж это: чисто советская или национальная черта? Вы можете себе представить какую-либо власть, пусть даже советскую, в той же Литве, которая на глазах у людей пускала бы под бульдозер могилы их близких? А можно ли представить, чтобы там, на нелюбимом Западе, затаптывали могилы своих героев? А у нас ведь это было совсем недавно. Почти ничего не изменилось и сейчас. Впрочем, и революцию делали не марсиане.

Что же будет с нами дальше? Сколько поколений должно пройти, чтобы мы с уважением относились к памяти ушедших и ценили жизнь?

Уже, практически, нет закрытого кладбища в районе Дома торговли на современной улице Гагарина в квартале ограниченного улицами Парижской Коммуны, Спортивной и Гаражной.

Несмотря на Решение Думы, территория кладбища была застроена жилыми домами. И как же живётся людям на костях предков? Чиновникам от власти это не интересно. Да и большинству горожан это, увы, тоже не нужно.

С большим трудом удалось установить здесь памятный знак, который пока к сожалению находится среди свалки.

Фактически превращено в помойку и закрытое кладбище на проспекте Машиностроителей, в районе остановки Монтажников. В начале 80-х здесь пытались построить лесоторговую базу. Тогда место сумели отстоять. А что же сейчас?

Давайте же остановимся, осмыслим прошлое и попытаемся изменить настоящее. В нашем городе необходимо соблюдать уже принятые законы об идентификации закрытых кладбищ. Даже застроенные кладбища должны быть идентифицированы. Странные мысли высказывают некоторые чиновники от культуры и истории. Строить жильё и увеселительные заведения на костях своих предков, по их мнению, можно, а вот указать на это, идентифицировать уничтоженные кладбища, нельзя. «Как бы чего не вышло! » А я думаю, это просто необходимо. Только так можно заострить внимание курганцев на бездуховности власти и общества.

И сейчас ещё, на месте прежних кладбищ, даже во дворах жилых домов, можно найти место для небольшого памятника, в нишу которого можно было бы поставить свечу и положить к нему венок или цветы. Хотелось бы, чтобы об этом говорили и в школах, на уроках истории, и каждый курганец почувствовал бы свою сопричастность с историческим прошлым, с памятью об ушедших поколениях.

Предлагаемые меры не являются панацеей от всех бед. Они, разумеется, недостаточны для излечения нас от царящего сейчас хамства, жульничества, бездуховности и прочей мерзости. Но меры эти все-таки необходимы.    

 

Скворцов Александр Владимирович,

Председатель общественного движения

«Духовно-историческое и культурное возрождения Зауралья»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь