Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СвященномученикИсмаил (Базилевский), иерей



День памяти: 4 /17 ноября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.

Источник: http: //mirvsem.com.ua/ru/text/history/8/

Исмаил Николаевич Базилевский родился 7 / 20 июля 1881 года в с. Ново-Макаровка Полянского (возможно Ново-Хоперского) уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Николая Васильевича Базилевского. Всего в семье было семь детей: Исмаил, Павел (служил дьяконом, скончался в 1919 г.), Григорий (1885—1937, служил священником, расстрелян), Николай, Любовь, Мария и Ольга.
Исмаил Николаевич Базилевский окончил Воронежскую Духовную Семинарию примерно в 1901 г. С 1901 по 1909 год служил учителем сельской школы. В течение некоторого времени работал управляющим у помещика Резникова. Священный сан иерея принял в 1915 году. Служил: в селе Отскочное (Липецкая обл., Добринский р-н) 1915—1923 гг. и в селе Скорняково Воронежской (ныне Тамбовской) области, 1923—1930. В 1930 церковь была закрыта, после чего Исмаил Николаевич поселился в Воронеже. Начиная с 1930 г. работал счетоводом на заводе СКГ. С 1936 г. работал на разных работах — маляром, печником и т. д. Последнее место работы перед арестом — бухгалтер-калькулятор конторы Коопстройлес Облпотребсоюза.
Жена о. Исмаила — Анна Николаевна. Дети — сын Александр (1907 г. рождения) и дочь Александра (1910 г. рождения).
Исмаил Николаевич Базилевский был арестован в Воронеже 5 августа 1940 года.
17 сентября 1940 года Судебная Коллегия по уголовным делам Воронежского Облсуда в г. Воронеже, рассмотрела в закрытом заседании дело по обвинению Базилевского Исмаила Николаевича, обвиняемого в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Обвинение при осуждении — «антисемитизм, враждебно настроен к советской власти, среди своего окружения распространял контрреволюционную агитацию». «ПРИГОВОР: Базилевского И. Н. подвергнуть наказанию — лишению свободы с отбыванием в ИТЛ сроком на 10 лет и 5 последующих дет лишения гражданских прав». Приговор был подтвержден Верховным Судом РСФСР 7 октября 1940 г. И. Н. Базилевский виновным себя категорически не признал.
В марте 1941 священник Исмаил Базилевский был этапирован в Карлаг.
Вторично арестован в Карлаге 31 августа 1941 года по обвинению в том, что «систематически в июле-августе 1941 г. среди заключенных высказывал контрреволюционные измышления клеветнического и пораженческого характера, восхвалял капиталистический строй». Подсудимый Базилевский вину в предъявленном обвинении не признал.
5 ноября 1941 года священник Исмаил Базилевский подал в Верховный Суд Каз. ССР кассационную жалобу, в которой, в частности, говорил, что «…мне никогда не приходило на мысль проводить к-р агитацию, никогда я не был настроен против советской власти. Показания свидетеля з/к Захарова, что будто бы я говорил, что в нашей стране нет порядка, но я этого ему не говорил, а говорил, что многие рабочие недобросовестно относятся к порученному им делу, портят и воруют материалы и что это сказывается на производстве. Высшую администрацию в этом я нисколько не обвинял, а только высказывал желание, чтобы изменить это ненормальное явление. Показания свидетеля з/к Барбинова о том, что я будто бы говорил, что армия немецкая вооружена не хуже нашей, я категорически отрицаю, так как всегда говорил, что если Гитлер пошел по дороге Наполеона, то ему предстоит такой же конец. Эти мои слова он извратил, хотя по своему образованию он имеет смутное представление о войне 1812 года. Со свидетелем Барбиновым у меня были столкновения на почве его недобросовестного отношения к порученному ему делу, где он продал 105 мешков [неразборчиво] осуждал его за это и сказал, что кому-то придется отвечать и страдать за эти мешки. [Но он на] мое замечание только рассмеялся и ничуть [неразборчиво] не раскаялся. … Прошу Верховный Суд обратить внимание на мою жалобу и назначить пересмотр дела, так как я себя виновным не считаю. На советской работе я за 10 лет никогда не имел ни одного взыскания, самым честным и добросовестным образом относился к порученной мне работе, поэтому прошу покорнейше удовлетворить мою просьбу. 5. ХІ. 41 г. Базилевский».
«Постоянная сессия Карагандинского Облсуда при Карлаге НКВД, в закрытом судебном заседании, в с. Долинка 4 ноября 1941 года, рассмотрев дело по обвинению Базилевского И. Н. Приговорила: Базилевского И. Н. по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР признать виновным и подвергнуть высшей мере наказания — расстрелу».
После закрытого судебного заседания суда священник Базилевский И. Н., не согласившись с вынесенным приговором, подал кассационную жалобу в Верховный суд Казахской ССР, в которой полностью опровергал выдвинутые против него обвинения, и просил назначить пересмотр дела, но кассационная жалоба не повлияла на вынесенный приговор.
Приговор приведен в исполнение 17 ноября 1941 года. Место погребения неизвестно.
И. Н. Базилевский реабилитирован 19.05.1998 первым заместителем прокурора Карагандинской области (реабилитация по 1941 году).
Священномученик священник Исмаил Базилевский (Исмаил Карагандинский) канонизирован 20.08.2000 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Алматинской епархии.













О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским: 3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5Ему слава во веки веков. Аминь.

6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

20А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.

21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии[315].

22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - 24и прославляли за меня Бога.

И снова нам приводится отрывок из первой главы сего послания, посвященного обличению части паствы, впавшей в иудейство. « Если даже Ангел с неба благовествует вам не то …» - да будет анафема. Эти слова можно назвать универсальными. Этот призыв к осторожности никогда не будет лишним, ведь сатана хитер и всегда изобретает способы прельстить, если возможно, и избранных. Если же у них отсутствует разумная осторожность, то враг может даже пойти на обман, явившись в образе ангела. Поэтому Церковь советует не внимать разным знамениям и чудесам, ведь они могут оказаться ложными. Бог, впрочем, не очень охотно посылает знамения, зная духовное состояние людей, совершая их лишь в тех случаях, когда человек может адекватно их воспринять. Зато враг любит яркие фокусы. Отсюда и призыв к осторожности, дабы не впасть в обольщение…

Евангелие (от Луки): 1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. 5А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

7Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

9И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

10Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

Господь дает указание ученикам, посылая их на проповедь впереди Себя. В Евангелии от Матфея наставление это приводится очень подробно и указывается, что как и в прочих случаях, большое внимание уделяется теме будущих гонений против их проповеди, дабы они не боялись, но уповали на Бога, замечая, что малодушие здесь равносильно отступничеству. Здесь же все эти подробности опускаются, но приводится указание, дабы они не делали себе запасов в пути «ибо трудящийся достоин награды». Так сделал бы каждый из нас, но Господь убеждает их не делать этого. Позже они признают, что милостью Божией они не имели ни в чем нужды, но все необходимое они получали от людей. Также в Евангелии от Матфея приводятся и другие слова, сказанные при этом: « что даром получили, даром и отдавайте ». Речь, конечно, о благодати, данной им, дабы они не превращали свое служение в источник заработка, чем занимался Иуда Искариот, в конце концов отпавший от Бога, будучи во власти духа любостяжания.… В общем, кратко все это можно выразить так: «не надейтесь на земное, но положитесь на Бога, который не оставит вас». Именно этому Господь учил апостолов, будущих проповедников Евангелия, дабы дать толчок развитию их веры…. Не случайно этот текст читается и нам, но здесь есть созвучие со словами апостола Павла: «… будьте довольны тем, что есть ибо сказано: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы можем сказать: Господь помощник и заступник мне, что сотворит мне человек …».

И чтения праздника преподобного Иоанникия. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол пишет о двух противоположностях, под делами плоти понимая все человеческие грехи, так как человек склонен ко греху и охотней делает зло, нежели добро. Даже добро, которое, казалось бы, делает он, тоже часто отравлено злом, а потому не имеет цены пред Богом. А плоды духа – это плоды трудов человека по исполнению заповедей Господней. Искореняя греховные влечения и насаждая доброе в своей душе, а главное – делами уподобляясь Богу, человек внутренне соединяется с Ним. Впрочем, тайна в том, что без помощи Божией человек не может победить в этой борьбе – усилия его по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Бога он беспомощен и слаб. Но лишь с помощью Божией человек делается способным одолевать в этой борьбе и пример того, что с Богом все возможно – бесчисленные сонмы святых, прославленных Церковью, стоящих у престола Божия и молящихся о нас. Но эта борьба тяжела, так что сравнение этой борьбы с распятием не случайно. Многие греховные влечения сделались естественными для падшей плоти – гнев, гордость, зависть и многое другое сделалось естественным для падшего человека. Потому для искоренения в себе греховных начал слишком часто приходится воевать с самым естеством своим, для которого естественно гневаться, естественно – гордиться, естественно – осуждать, нормально и даже приятно – услаждаться красивыми представителями противоположного пола и так далее. Но грех от этого не перестает быть грехом и это показывает – как тяжела эта борьба. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящее в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную», как пишет апостол в том же послании….

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи [316] и Десятиградия [317], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

В этот раз Евангельский текст напоминает нам уже знакомые нам заповеди Блаженства. Собственно, это даже не заповеди, а похвалы тем, кто следует по пути, который нам предлагает Господь. Эти заповеди поются на большинстве литургий, а потому звучат достаточно часто. Стоит ли их каждый раз напоминать. Пожалуй, стоит, учитывая важность их. Нищета духа – это словосочетание, вызывающее множество злословий у людей мирских. Однако, на деле нищие духом – это, всего лишь, люди, сознающие свою нищету пред Богом. Он сознает, что сам по себе пред Богом он – ничто. Все, что имеет доброго в себе он, дано ему Господом, а свои у него – одни грехи. Желая освободиться от власти греха, он сознает, что не может делать этого. Он желает не гордиться, не осуждать, не угождать многим греховным влечениям плоти, и… сознает, что не может это сделать. Но даже немногие его добрые дела слишком часто отравлены злом, а потому – нечисты, и не имеют ценности в очах Божиих. Пред Богом нет чистых, а если бы это не было так, то не было бы смысла и Христу приходить. Лишь во Христе человек обрел возможность спасения. И человек, поняв, что исполнение заповедей выше его сил, понимает, что лишь Господь может помочь ему совершить задуманное, лишь с помощью Божией он может спастись. Когда в комнате темно, то грязь и пыль, которая в ней есть, не видна. Когда же в нее входит свет, то мало-помалу находящаяся в ней грязь становится видна. Когда же комната совсем уж озарена светом, то в лучах его становятся видны и пылинки. Так и душа человека, озаряемая Благодатью Божией, видит грехи свой, как пыль, как грязь. Тогда и возникает в человеке плач об этой мерзости, заполняющей его душу. Не всякий плач ублажается Христом, как клевещут неверующие, но именно этот плач о грехах, но при условии, что это не плач Иуды, который в отчаянии усугубляет свою погибель, но плач Петра, который, раскаивается, прибегая ко Господу и… получает прощение, а получая, всей жизнью стремится изгладить грех из души. Такие плачущие и ублажаются Господом. Такой человек также, видя мерзость дел своих, укрощает себя, ясно чувствуя, что гнев и злоба отдаляют его от Бога, а потому стремится стяжать эту кротость. И такая душа, сознающая свою нищету, плачущая о своем осквернении грехом, укрощающая себя, естественно, жаждет исполнения на ней правды Божией, жаждет получить оправдание Божие, зная, что Господь не желает смерти грешника, но желает, дабы он обратился и получил жизнь. Она всецело стремится к праведности, дабы жить так, как это подобает. И такая стремящаяся к Богу, к правде Божией душа, стремится стяжать любовь Божию, помня о заповеди любви к ближним, как к самому себе. Любящий Бога, любит и творение Его, так что такой человек активно заботится и о ближних, охотно истощая себя ради помощи им, становится образцом милоердия, подражая милосердию Христову. Блаженны таковые милостивые люди, ибо они идут правильным путем. Плод таковых трудов – чистота сердца, подлинно близкого к Богу. Такой человек, воистину достигает великой высоты, становится очень далек от нас. Он становится прибежищем Духа Божия, а плодом Духа становится мир Господень, который не способна поколебать никакая брань века сего, никакая скорбь. Этот мир не укрывается внутри человека, а начинает светить и окружающим и такой человек воистину делается миротворцем. Именно про это говорил преподобный Серафим Саровский: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя! » Такой человек, вкусив Благодати Божией, вкусив сладкого, уже на захочет ничего горького от мира сего, а потому готов претерпеть ради веры своей любые страдания, даже саму смерть. И такие давали миру сонмы мучеников и исповедников, кровью своей засвидетельствовавших свою верноть Богу, претерпевших то, что, казалось бы, не способен выдержать ни один человек (что воистину так, но Благодатью Божией он сделались способны выдержать и такое, так что даже иные рационалисты-богословы подчас подвергают их подвиг сомнению). Мзда таких на небесах, воистину, велика. Мы с вами далеки от этого, но именно поэтому эти заповеди напоминаются нам на каждой литургии, а теперь читаются в том виде, в каком они приведены в Евангелии. Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою!

Воскресенье 18 ноября.

Переходящих празднований в этот день нет, а потому сразу перехожу к праздникам, собственно, 18 ноября. В этот день праздников отмечается относительно немного, главный из них – полиелейный праздник, воспоминание патриаршей интронизации святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. Напомню, что в Свято-Успенском соборе нашего города, как и в храме Новомучеников есть частицы его мощей.

Но теперь расскажу обо всем по порядку.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь