Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе
Согласно А. Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы - закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать. Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе: 1. Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт - это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. 2. Перцептивная стадия психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. 3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, " изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.
Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность - наличие сознания. Согласно А. Н. Леонтьеву, сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются се объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Сознание и личность - качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. В процессе эволюции общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества. Материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человека. Человечество существует на Земле всего 1600 поколений, при этом 1200 поколений жили в пещерах, и только последних 22 поколения читают напечатанные книги, из них лишь пять поколений - при электрическом освещении. Определения и свойства сознания ( Е.Е. Соколова Сознание как реальность ) Очень часто в философской и психологической литературе термин «сознание» используется для обозначения человеческой психики вообще. Мы не разделяем этой точки зрения. Сознание — высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека. Когда новорожденный ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире, он, несомненно, еще не обладает сознанием, которое формируется у него в онтогенезе в совместной деятельности со взрослым человеком на основе иных — досознательных — форм человеческой психики (при этом с самого начала психическое развитие человека социально обусловлено). Поэтому вполне правомерными были попытки З.Фрейда и других психологов выделять ряд уровней в психике человека — сознание, предсознательное и бессознательное. Кроме того, не следует смешивать понятия «сознание» и «осознание». Не все, что даже в данный момент входит в мой сознательный образ мира, является осознанным. Осознание означает, что в данный момент жизни я отдаю себе отчет, скажем, в том предложении, которое я сейчас пишу, или в том, что я сейчас запираю дверь, у которой очень сложный и трудный замок. Таким образом, объем понятия «сознание» включает в себя то, что З.Фрейд называл собственно сознанием, и то, что он же называл предсознательным (предсознательное — это неосознаваемое в данный момент, но потенциально могущее быть осознанным), т.е. не все сознательное осознанно. При этом в самом результате акта осознания надо отличать минимум два (возможно, более) уровня осознания (В.Вундт называл их «сознанием» и «вниманием»). Различая понятия «сознание» и «осознание», мы тем не менее чаще будем использовать термин «сознание», так как этот термин более устоялся и используется в психологии как для обозначения актуально осознаваемого, так и для обозначения тех состояний, которые в данный момент не осознаются, но потенциально могут быть осознанными, как только возникнет в этом необходимость. Многие психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) считают, что в сознании человека мир представлен в виде образа мира, который при этом мы можем отделить от самого мира, т. е. можем отдать себе отчет в том, что есть объективный мир и есть моя психическая деятельность, которая протекает по своим законам. Следствиями этого разделения в сознании мира и его образа являются: 1) более объективное постижение мира. Это означает в данном случае следующее: несмотря на то, что сознание человека, как и человеческая психика вообще, обусловлено потребностно-мотивационными структурами и в этом смысле пристрастно, однако, в отличие от психики животных, обладающий сознанием человек способен на отражение и таких свойств реальности, которые могут противоречить его желаниям и влечениям. Человек имеет возможность посмотреть на мир не только со своей, но и с «чужой» точки зрения; 2) умение отдавать себе отчет в собственных психических процессах, т.е. проследить их протекание, вмешаться в них при необходимости и произвольно регулировать их в соответствии с поставленными планами и задачами. Таким образом, и на свою собственную психическую деятельность человек может в известном смысле «посмотреть со стороны» и отнестись к ней более или менее объективно. Однако сознание не исчерпывается лишь сознательным образом мира, который часто кажется субъекту симультанным (одновременным) образованием. Сознание есть также длящийся во времени процесс. Сознание как процесс следует понимать как целостную систему актов, решающих свои задачи, выступающих как функциональные органы человеческой деятельности. Обе стороны сознания (образ и процесс) были описаны еще в интроспективной психологии. Внутри этого направления в психологии существовало два альтернативных подхода к изучению сознания: в структурализме сознание изучалось как образ, тогда как в функционализме — как процесс. Соответственно выделялись разные свойства сознания и предлагались его различные модели и метафоры.
Перечислим теперь в обобщенном виде свойства сознания. 1. В структуре сознания как образа мира в данный момент времени выделяются поле собственно сознания и поле внимания. 2. Поле сознания и поле внимания имеют определенный объем; объем сознания — количество «элементов», которые могут вместиться в сознание за один акт восприятия; объем внимания определяется как количество «элементов», которые могут быть восприняты ясно и отчетливо за один акт апперцепции. 3. В центре поля внимания выделяется фиксационная точка сознания (внимания), которая может не совпадать с точкой пересечения зрительных осей (если речь идет о сознательном образе, построенном с помощью зрения). 4. Сознательный образ невозможно разделить на какие-либо отграниченные друг от друга элементы (ощущения, простейшие чувствования и т.д.), как ни пытались сделать это отдельные психологи-интроспекционисты (например, Э.Титченер). Впрочем, это не означает, что сознание — однородное образование; в нем можно выделить некоторые качественно различные составляющие. 5. Существует большая изменчивость состояний сознания во времени — появление то одного, то другого на «поверхности» сознания. 6. Поток сознания ощущается непрерывным во времени: проснувшийся утром человек не переживает перерывов в течении потока сознания. 7. Сознание всегда принадлежит кому-то, что обозначается термином «субъектность» сознания. 8. Процесс осознания обнаруживает свою избирательность — в данный момент времени осознаются вовсе не все содержания сознательного отражения мира, а те, которые значимы для человека в данный момент. 9. Сознание активно — это не только некая «картина мира», но и сам процесс ее построения (и изменения), вплетенный в соответствующую деятельность человека, которому необходим образ мира для адекватного осуществления этой деятельности. 10. Акты сознания обнаруживают направленность на предметы деятельности, т.е., как и любая психическая деятельность, сознание предметно, хотя, поскольку сознание — это человеческая форма психики, следует говорить об особой предметности актов сознания. 11. Сознательное отражение мира человеком отличается от психического отражения у животных тем, что оно всегда «двухсубъектно» — человек отдает сам себе отчет в результатах своей деятельности так, как когда-то ребенком отдавал отчет взрослому. Следствием этого является возможность разделения в сознании мира и его образа. 12. «Двухсубъектность» сознания означает также то, что сознательное отражение мира может включать в себя разные взгляды на один и тот же предмет и поэтому носит более объективный характер, так как в нем представлен не только опыт действий самого носителя сознания, но и другого (других). Тем не менее сознание, как и любая форма психики, пристрастно, т.е. в той или иной мере зависит от мотивов действующего субъекта. 13. Человек, обладающий сознанием, овладевает своими психическими процессами — он способен произвольно регулировать собственное запоминание, мышление, внимание и т.п. в соответствии с поставленными им целями. 14. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Это означает, что если психика животных обеспечивает, прежде всего, приспособление животного к окружающему миру, то сознание может позволить человеку изменять мир, в котором он живет, и тем самым приспосабливать его к своим потребностям и устремлениям. 15. Несмотря на некоторые общие черты сознания у людей разных социальных групп и культур, существует и социокультурная специфика сознания, которая зависит от структуры принятых в данной культуре (социальной общности) ценностей, способов познания и т.д. Вышеперечисленные характеристики сознания обнаруживаются при довольно поверхностном его анализе. Однако научное изучение сознания должно перейти от этих описаний свойств сознания к более углубленному его пониманию, вскрыв сущностные механизмы сознания, законы его возникновения и развития. Определение сознания (с другого сайта) Сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания. Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения. Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния” Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций” Ясперс: “Сознание как сцена” Выготский: сознание – единство переживания и знания. Французская социальная школа - “Сознание – со-знание, совместное знание”. Функции сознания: • Отражение • Регулирование • Рефлексия • Креативная функция (творчество невозможно без сознания) • Духовная
Структура сознания Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским. А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания: • чувственную ткань образа; • значение; • смысл. В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом: Свойства сознания: • Активность (сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром) • Избирательный характер (сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты, чаще всего, связанные с какими-то нереализованными потребностями) • Обобщенность и отвлеченность (сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности) • Целостность (сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью) • Константность (относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью) • Динамичность (его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности) • Искаженность (сознание всегда отражает действительность в искаженном виде, часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) • Индивидуальный характер (сознание каждого человека отличается от сознания других людей, это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.) • Способность к рефлексии (сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 2341; Нарушение авторского права страницы