Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психология ценностей личности: понятие, свойства, виды. Ценности в структуре личности.⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Личностные ценности - это интериоризированные и принятые человеком критерии должного, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, истину от заблуждения, достой ное от недостой ного. Личностные ценности выступают для индивида в виде своеобразной системы коордашат, предназначенной для структурирования образов реальности, наделения собьтш «внутренней » и «внешней » жизни оценочными маркерами. Свойства: 1. Свойство всеохватности - сталкиваясь с тем или иным новым явлением, индивидуум обязан сформулировать для себя отношение к этому явлению. Как только он обратил на него внимание, то сознательно ли или не сознательно, им было сформировано какое-либо отношение к данному явлению. В первом приближении он решает для себя вопрос, важно или не важно это явление для его жизни. 2. Свойство субъективности - ценности всегда субъективны, просто в силу того, что не существует отношения вне субъекта, сами по себе предметы и иные явления реальности не имеют цены, ценой их наделяют субъекты восприятия, будь то индивидуум, общество или культура. Таким образом, всегда можно определить индивидуумов или группы, которым принадлежат те или иные ценности 3. Свойство измеряемости - несмотря на то, что представление о ценности как о значимости разделяется очень многими авторами, что было показано выше и значимость отражает цену данного конкретного явления для данного субъекта, мало кто из исследователей задал себе вопрос о том, что если речь идет о цене, то цену можно каким-то образом измерить. Иначе говоря, данная ценность обладает количественной или качественной вариативностью. 4. Свойство изменчивости – именно свойство изменчивости делает систему ценностей по- настоящему динамической системой. Вместе с тем, нельзя не отметить, что почти у каждого человека существуют ценности, которые он проносит практически через всю свою жизнь. Это могут быть ценности разных порядков, но, вероятно, имеет смысл говорить, что они образуют ценностный фундамент личности как таковой. Иначе говоря, любая, даже самая мощная ценность человека может подвергнуться изменению при столкновении с новыми раздражителями, с которыми индивидуум до этого не сталкивался. Виды: 1. Художественные ценности – создаются всегда только в сфере искусства, и состоит в их духовно-отражательной функции. 2. Политические ценности – проявляется на уровне духовной культуры (не технологии) политического творчества (ценности демократии, права человека и др) 3. Профессиональные ценности - относятся по классификации находящиеся на стыке «социально-организованных» и нравственно «личностно-коллективных» ценностей. (педагогический такт, оптимизм) 49. Борис Сергеевич Братусь дает двойное определение личности. В узком смысле личность это не способ осуществления позиции, но сама позиция человека в этом мире, которая задается системой общих смысловых образований. В более широком понимании – это динамическая система смысловых образований и опосредствующих ее главных мотивов. Было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности. Первый уровень - эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Следующий уровень - группоцентрический. Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, тесной, как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс. Следующий уровень - просоциальный, или гуманистический. Характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, " чужим ", " дальним " людям, обществу, человечеству в целом. Отношение к другому уже не определяется тем лишь, принадлежит он к определенной группе или нет. Четвертая ступень - духовная, или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, соотносимые с духовным миром. Иными словами, это уровень, в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы