Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.



ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ: НЕОПОЗИТИВИЗМ И НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Позитивизм – наука соответствует статусу науки и может являться таковой в случае наличия:

1) измерения – она имеет место быть там, где есть измерение;

2) принципиальная проверяемость – если наука не может чего-то опровергнуть или доказать, то это не наука;

3) проверяемость – возможность фальсификации (проверки) результатов – необходимо представить результаты в таком виде, чтобы другие ученые могли провести точно такой же эксперимент и получить точно такие же данные;

4) решающую роль играет эксперимент – они должны проводить эксперименты.

 Данного подхода придерживались: бихевиористы и когнитивисты.

Нарративный подход – идеографическая методология – предполагает возможным использование примеров, ссылаться на них.

Обычно данного подхода придерживаются психологи-практики.

Многие современные психологи верят, что можно объединить два этих подхода в случае согласия.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ И ПРАКТИКОЙ

Психология, как и любая другая наука, делится на:

· фундаментальную;

· прикладную.

Для обеих наук характерно стремление к получению нового знания и его обобщению. Если первую скорее интересуют основополагающие проблемы психики, теоретический аспект рассмотрения этих проблем и их эмпирическая проверка (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.), то в прикладной науке приоритет отдается изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)Наряду с этим существует еще одна сфера деятельности психолога - практическая психология, в которой решаются конкретные задачи, а получение нового знания является, как правило, необязательным приложением. Практическая психология - это особый вид деятельности психолога, направленный на:

· решение конкретной практической задачи и предполагающий получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей;

· анализ полученной информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии;

· разработку (планирование) и реализацию воздействия (как психологического, так и не психологического) на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Такая специфика работы практического психолога накладывает на него серьезные обязательства и предопределяет его действия в соответствии с этическими и моральными принципами. Перечислим наиболее существенные из них. 1. Практический психолог обеспечивает конфиденциальность личностно значимой информации, полученной от клиента на основе личного доверия. Он обязан предупреждать обследуемых о том, кто и для чего может использовать получаемую информацию и какие решения могут быть вынесены на ее основе. 2. Практический психолог несет моральную ответственность за решения, принимаемые на основе предоставляемой им информации, и предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами в области психологии. 3. Практический психолог должен воздерживаться от действий, ухудшающих состояние клиента и наносящих ему вред, особенно при работе с больными людьми. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Как подчеркивает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский (1996), Декарт, Лейбниц и другие философы анализировали в основном психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами для философов, решающих эту проблему важно было собственно место психического (сознания, мышления) в целостной картине мира. Таким образом, психофизическая проблема, связывая индивидуальное сознание с общим контекстом его существования, имеет, прежде всего, философский характер.

 

Типы теорий личности.

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Психодинамические теории личности.

Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Античная типология

Еще до Теофраста Гиппократ создал учение о внутренних соках (или жидкостях) в человеческом теле. Это: желтая желчь (лат. cholos), черная желчь (лат. melas cholos), кровь (лат. sanguis) и слизь (лат. phlegma). Из четырех основных соков он выводил четыре темперамента:

  • Холерик (настроение сильно и быстро меняется, напряжен, душевные состояния направлены преимущественно наружу).
  • Меланхолик (настроение сильно, однако медленно меняется, напряжен, душевные состояния направлены преимущественно внутрь).
  • Сангвиник (незначительно и быстро меняется настроение, не напряжен, душевные состояния направлены преимущественно наружу).
  • Флегматик (незначительно и медленно меняется настроение, не напряжен, душевные состояния направлены преимущественно вовнутрь).

Современная типология

Между 1920-и и 1950-и годами XX века произошел настоящий «бум» психологических типологий. Среди прочих были определены:

  • типы телосложений и соответствующих им темпераментов (Кречмер, Шелдон, и др.);
  • типы отклонений, психопатий и акцентуаций характера (Леонгард, Личко, Ганнушкин)
  • типы переживаний (Роршах: интровертные, экстравертные, коартивные, амбиэквальные, дилаторные);
  • типы представлений (Энш: цельные, дифференцированные);
  • типы базовых функций (Пфалер: по вниманию, персеверации, способностью к эмоциональной реакции, активностью, удовольствием — недовольством);
  • типы мировоззрения (Дильтей: материализм, идеализм, витализм; Ясперс: унитарность и подвижничество);
  • типы психических функций (Юнг: мыслительный тип, чувственный, интуитивный);
  • формы жизнедеятельности (Шпрангер: эстетическая, экономическая, религиозная, социальная, теоретическая, властная)
  • и мн. др.

Эти типологии сейчас имеют преимущественно историческую ценность. Из них мало что стало общепризнанным, кроме конституциональной типологии Кречмера. Последняя основывается на рассмотрении критериев телосложения и соответствующих им психиатрических болезней.

Не случайно наибольшую диагностическую ценность получили типологизации, основанные именно на отклонениях, и нашедшие свое применение в психиатрии. Одним из главных критериев нарушения здорового функционирования психики является жесткая стереотипность поведения. Психопатологии довольно однообразны и стандартны, хоть и не всегда. А чем более психически нормален человек, тем сложнее его «поместить» в Прокрустово ложе какой-либо типологии, а если это и возможно, то с большим количеством допущений.

Тем не менее работы Кречмера, Шелдона, Юнга и проч. сыграли большую роль в дальнейшем развитии психологии. Отталкиваясь от классических описаний типов «циклотимиков», «шизотимиков», «экстравертов», «интровертов» и т.д., исследователи позднее разработали более строгие психологические характеристики, соответствующие различным типам, создали научный инструментарий для их изучения и выявления.

Таксономическая типология

С 1950-х годов направленность типологий в психологии переносится с особенностей личности на психические процессы. Таких, как память или психические расстройства. Вокруг отдельных признаков, например, креативности, пытаются объединить другие признаки (образование кластеров), чтобы выяснить частотные связи между ними или из многим признаков выделить основные (образование факторов).

Эти классификации (подтвержденные экспериментально и статистически) называют таксономическими, а обозначения иерархической схемы категорий матрицы сходства или корреляций называют таксономией.

Подобные типологии возникают в связи с сокращением данных преимущественно по восходящей (агломеративно), реже по нисходящей (дивизивно), или, другими словами, от низшего к высшему уровню (а часто до двух следующих).

Классификация.

Цель классификации — упорядочить многообразие отдельных явлений и подчинить их категориям более высокого уровня. Ни в одной научной отрасли нельзя обойтись без классификации. Это основной принцип науки, потому что только таким путем можно выделить закономерности. Кроме поиска категорий более высокого уровня под классификацией понимается также процесс отнесения какого-то элемента, о котором не известно, к какому классу он принадлежит, к уже имеющимся классам; но здесь мы не будем заниматься этим аспектом. Научно-теоретические принципы классификации рассматриваются в главе 3.

В психологии личности долгое время доминировала классификация признаков с помощью факторного анализа (R-Technik; ср. Kline, 1994); результатом этих исследований является измерительная система свойств (см., например, Кеттел, Айзенк). Классификация индивидов не получила большого распространения (Q'-, Q-Technik); еще меньшее значение имеют результаты О-техники, которая генерирует типологию ситуаций. Различные возможности классификации предоставляет Кеттел в своей ковариационной схеме (Amelang & Bartussek, 1990).

В клинической психологии и психиатрии есть классификация признаков и классификация индивидов. Классификация признаков означает прежде всего попытки определить на базе конфигурации симптомов и признаков категории более высокого уровня в форме синдромов. Индивиды при этом описываются посредством профилей синдромов (сравнимых с профилями свойств). Большинство методов обследования имплицитно представляют собой системы классификации признаков (например, Freiburger Personlichkeits Inventar FPI).

 

 

Типология темперамента

1. Гуморальный подход - исторически первый подход к типологии темпераментов, при котором последний рассматривается в связи с преобладанием определенной жидкости в организме. (Гиппократ)

Во времена Гиппократа считали, что в организме имеются четыре основные жидкости, или ``соки'': кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Конкретное наименование каждый тип темперамента получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в данном организме. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь, у холериков - желтая желчь, у флегматиков - слизь, у меланхоликов - черная желчь.

2. Психологический подход. Позднее появились представления о том, что с темпераментом связаны и психологические свойства индивидов. (И. Кант: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).

3. Психосоматический подход. С точки зрения этой типологии психическое своеобразие людей определяется соматическим типом строения организма - конституцией тела. Авторами психосоматического подхода являются Э. Кречмер и У. Шелдон.

Главная идея концепции Э. Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют характерные психологические особенности. Э. Кречмер выделил три психосоматических типа личности, которые соответствуют трем типам темперамента.

Пикник (pyknos -- плотный, толстый) - ``широкий и тяжелый'' человек,  циклотимический темперамент. Он дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты.

Астеник, или лептосоматик (leptos -- хрупкий, soma -- тело), - ``худой и высокий'' человек. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо. Астеник обладает шизотимическим темпераментом. У него контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен.

Атлетик (athlon -- борьба, схватка) - ``крепыш'' с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Для атлетика характерен иксотимический темперамент (от ixos -- тягучий). Он спокоен, реалистичен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки.

У. Шелдон предположил, что тело и темперамент - взаимосвязанные параметры человека. Он выделил следующие основные типы темпераментов, названия которых заимствованы из эмбриологии:

Эдоморфный тип (преобладание тканей внутренних органов) характеризуется избытком жировых тканей, обладает висцеротоническим темпераментом, отличается расслабленностью, дружелюбием, эмоциональной уравновешенностью;

Мезоморфный тип (преобладание мышечных тканей) характеризуется стройным и крепким телосложением, ему соответствует соматотонический темперамент, это человек уверенный в себе, энергичный, храбрый, агрессивный;

Экзоморфный тип (преобладание кожи и нервной ткани) отличается хрупким телосложением, ему соответствует церебротонический темперамент, для него характерны заторможенность в движениях, скрытность чувств, непредсказуемое поведение.

4. Физиологический подход. В новейшее время была предпринята попытка положить в основу изучения темперамента физиологические особенности нервной системы. Эту попытку осуществил русский физиолог И. П. Павлов. Он исходил из предпосылки, что ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы. Таких свойств, по мнению И. П. Павлова, три: сила, уравновешенность и подвижность.

Позднее, уже в исследованиях самого И. П. Павлова, обнаружились многие факты, которые поставили под сомнение эту схему. Исследования психофизиологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что свойств нервной системы гораздо больше. В частности, были выявлены такие свойства, как лабильность, динамичность, концентрированность нервной системы и др. На основе этого характеристики типов темперамента подверглись уточнению.

5. Нейрофизиологический подход. По характеру направленности личности К. Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный. Людям экстравертивного типа свойственны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для людей интровертивного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения речи.

Г. Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость (нейротизм).

 На основе сочетания этих двух базисных черт личности образуются четыре типа темперамента, которые соответствуют классическим:

эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник;

эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик;

эмоционально нестабильный и интровертивный - меланхолик;

эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.

 

Типология характера

К. Леонгард: характеры различаются по критериям стиля общения и отношения к людям. Многочисленные черты характера, взаимодействуя между собой, образуют своеобразные «фракции» и носят название акцентуаций. Акцентуации характера отражают чрезмерное развитие отдельных черт личности или их совокупности на фоне остальных.

 

Классификация акцентуаций характеров у подростков А.Е. Личко:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели. 3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются; ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - 'быть как все'. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет 'моральное' оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

 

 



Причинность и психика

Психическая причинность, также Ментальная каузальность (англ. Mental Causation) — причинно-следственное отношение сознания и физического мира, в частности, влияние сознания человека на его поведение. В повседневной жизни и научной практике взаимодействие между сознанием и физическим миром считается само собой разумеющимся. Влияние психических состояний и процессов на поведение человека признано в качестве установленного факта и в житейской психологии, и в научной психологии, и в философии психологии.

Основная сложность решения проблемы психической причинности состоит в том, как непротиворечивым образом совместить принцип каузальной замкнутости физического мира и нередуцируемость психических свойств к физическим свойствам[6]. Психическая причинность является одной из важнейших составляющих психофизической проблемы и включает в себя несколько аспектов, в том числе: связь между сознанием и телом; свободу воли; моральную ответственность; проблему каузальной парности; закон сохранения энергии; каузальную замкнутость физического мира и исключение сверхдетерминации.

Ментальная каузальность в метафизике, как утверждают, находится «в самом сердце проблемы сознание-тело», зачастую играя непосредственную роль в том, как формулируется эта проблема.[11]

Макс Велманс указывает четыре возможных варианта причинности с участием сознания и тела[12]:

· влияние физической причины на физическое следствие. Этот вид причинности общепризнан в конвенциональной медицине, которая использует физическое вмешательство для устранения физиологических нарушений.

· влияние физической причины на психическое следствие. Этот вид причинности общепризнан в психиатрии и служит основой использования психоактивных препаратов, нейрохирургических методов и т. д.

· влияние психической причины на психическое следствие. Этот вид причинности общепризнан во многих видах психотерапии, включая гипноз.

· влияние психической причины на физическое следствие. Этот вид причинности является теоретической базой психосоматической медицины, основывающейся на принципе психогенезиса.

Причинность и свобода воли.

Свобо́ да во́ ли (греч. τ ὸ α ὐ τ ε ξ ο ύ σ ι ο ν или τ ὸ ἐ φ ᾽ ἡ μ ῖ ν; лат. liberum arbitrium) — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её определении и природе. Существуют две противоположные позиции: метафизический либертарианизм — утверждение, что детерминизм неверен и, таким образом, свобода воли существует или по меньшей мере возможна, и жёсткий детерминизм — утверждение о том, что детерминизм верен и свободы воли не существует.

Обе эти позиции, если они утверждают, что детерминизм несовместим со свободой воли, классифицируются как инкомпатибилистские (англ. incompatibilism). Если же роль детерминизма в этом вопросе отрицается, то такие позиции называются компатибилистскими.

Инкомпатибилизм играет ключевую роль в идеалистической теории свободы воли. Большинство инкомпатибилистов отрицают идею о том, что свобода действия заключается исключительно в сознательности поведения. Они считают, что свобода воли подразумевает, что человек является первичной причиной своих действий. Он должен являться Causa sui в традиционном понимании. Чтобы нести ответственность за свой выбор, необходимо являться причиной этого выбора, под этим понимается, что не существует предшествующей причины для выбора. Таким образом, если свобода воли существует, то человек является первопричиной своих действий. Если же детерминизм верен, то любой выбор человека вызван событиями, которые находятся вне его контроля. Этот аргумент оспаривался различными компатибилистами.

Кроме философских аргументов в пользу инкомпатибилизма, существуют и биологические.

Например, Сэм Харрис приводит ссылки на следующие эксперименты: [4][5][6][7][8]

Психолог Бенджамин Либет использовал электроэнцефалограмму с целью показать, что активность в двигательных центрах коры головного мозга может быть зафиксирована за 300 миллисекунд до того, как человек почувствует, что он решил пошевелиться. Другая лаборатория продолжила его работу с использованием магнитно-резонансной томографии (МРТ). Людей просили нажать на одну из двух кнопок, в то время пока они следили за расположенными в случайной последовательности буквами, появлявшимися на экране. Они сообщали, какую букву видят в момент, когда принимают решение нажать ту или другую кнопку. Экспериментаторы обнаружили, что два определенных участка мозга участников эксперимента уже содержали информацию о том, какую кнопку нажмут эти люди, за целых 7-10 секунд до принятия сознательного решения. Дальнейшие эксперименты с прямой записью активности коры головного мозга показали, что данных об активности почти 256 нейронов достаточно, чтобы с 80-процентной точностью предсказать решение человека двинуть рукой или ногой за 700 миллисекунд до того, как это стало известно ему самому....тот факт, что кто-то способен предсказывать ваши мысли и действия, намекает на то, что ваши ощущения [свободы] иллюзорны.

Мотивация и мотив.

С категорией мотивации неразрывно связано понятие мотива (фр. motif, от лат. moveo – двигаю).

С точки зрения психологии – мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установку и идеалы.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к определённому поведению, направленному на удовлетворение тех или иных её потребностей.

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, он неразрывно связан с волей и эмоциями человека. Это импульс, непосредственная причина и движитель человеческой активности.

Мотив – это не отдельный элемент мотивационного процесса, а его системная характеристика. Он соотносим со всем процессом мотивации, который с этой точки зрения и представляет собой формирование, актуализацию и реализацию мотива.

В научной литературе очень четко разграничены понятия «мотивация» и «мотив». Часто мотив отождествлялся с инстинктом, потребностью или целью, однако большинство исследователей дает свое, более четкое определение мотива.

Рубинштей С.Л. называет мотив осознанным побуждением для определенного действия. Он формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает встающую перед ним цель.

В своей работе «Мотивация и мотив» Е.П. Ильин проводит комплексный анализ изучения мотива. Он рассматривает данное понятие в рамках разнообразных традиций отечественной и зарубежной психологии. Исходя из этого, Е.П. Ильин выделяет следующие аспекты понятия «мотив»:

1. Мотив как потребность (потребность в качестве побудителя активности действий, деятельности, поведения человека);

2. Мотив как цель (мотив как предмет удовлетворения потребности);

3. Мотив как побуждение (осознанная побудительная, движущая сила мотива);

4. Мотив как намерение (интеллектуальная сторона побуждения, приводящая к действию);

5. Мотив как личностные диспозиции (устойчивые характеристики личности, обуславливающие поведение и деятельность);

6. Мотив как состояние (любое состояние организма, которое влияет на его готовность к началу или продолжению поведения);

7. Мотив как формулировка (формулировка целей и средств);

8. Мотив как удовлетворенность (положительное или отрицательное отношение к выполняемой деятельности).

Мотив есть средство, с помощью которого личность, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает своё поведение.

Мотив - это побуждение к действию. Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия. Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид – среда».

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться).

Но деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью, т.е. деятельность полидетерминирована.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамическое образование, как процесс, механизм.

Однако и в том, и другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании его образ).

Однако при таком подходе остается неясным: что же придает побудительность (ситуация или мотив), каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. По мнению Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории, при чем мотивы вторичны. И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы модем влиять на мотивацию в целом (т.е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). И.А. Джидарьян пишет, что в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение (внутренний фон), в этом случае понятие «мотивация» становится лишним. А.Н. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта и вторичную, проявляющуюся в форме мотива (отождествление мотива и мотивации).

 

Поведение и деятельность.

Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые вызывают соответствующие действия, реакции. Но активность животных и человека существенно отличаются своими психологическими аспектами. Активность животных ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, размножении, защите. Активность человека реализуется в деятельности, когда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческими потребностями, которые возникли и развивались исторически.

Деятельность это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генетически обусловленные возможности.

Существенными признаками деятельности являются:

- предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира;

- осмысленность – реализующий деятельность человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ожидаемый результат;

- социальная опосредованность – активность человека реализуется в социуме, имеет общественный характер, требует координации и активности других людей;

- субъективность – она реализуется как отдельными, так и коллективным субъектом, имеет субъективную значимость.

В зависимости от того, кто выступает в роли субъекта деятельности – конкретный индивид, социальная группа или общество в целом – выделяют индивидуальную, коллективную и общественно-историческую деятельности.

Когда в ходе деятельности, т.е. взаимодействия субъекта с объектом (вещью, предметом) на передний план выступают отношения между людьми, а не отношения между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, с обязательным атрибутом – общением. Тогда деятельность выступает в новом качестве, она становится поведением. Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть.

В психологии выделены и описаны четыре формы индивидуального поведения, дифференцирующим признаком которых служит соотношение в структуре действий генетически заданных и приобретенных при жизни компонентов:

- инстинктивное поведение – мотивация, ориентировка и исполнение заданы генетически, их реализация обеспечивает непосредственный адаптивный эффект;

- запечатленное поведение (импринтинг) – мотивация и исполнение заданы генетически, а недостающий компонент формируется при жизни;

- заученное поведение (навык) – мотивация задана генетически, ориентировка и исполнение отыскиваются в прижизненном опыте и закрепляются упражнением;

- интеллектуальное (разумное) поведение – мотивация задана генетически, но требует обязательного опосредования проблемной ситуацией; ориентировка и исполнение должны быть найдены в индивидуальном опыте.

На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др., когда поведение подчиняется социальной норме и социальным ценностям.

Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение.

 

Теории каузальной атрибуции

Ф. Хайдер является основоположником исследований атрибутивных процессов. В предложенной им концепции человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира, и в процессе этого стремления у него " вырабатывается " житейская психология" как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы".

При этом важно, " объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его" (например, объяснить ошибку человека можно его низкими способностями, что будет представлять внутреннюю причину, либо трудностью задачи, что будет являться внешней причиной).

Причем характер объяснения " в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс".

Примером может служить то, что при несовпадении ожидаемых действий и реакций, исходящих от знакомого человека нарушается когнитивное равновесие, и у познающего вступают в действие психологические силы, стремящиеся его восстановить.

Теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли, достаточно развернуто отвечает на вопрос о том, откуда берутся причины, приписываемые объекту восприятия. В данной теории разбираются два случая:

- Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них, при этом есть неоднократные наблюдения.

- Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и, тем не менее, должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько.

Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в " модели анализа вариаций" (ANOVA), второй - в теории каузальных схем.

Модель анализа вариаций включает в себя такие структурные элементы атрибутивного процесса, как:

1) личностная атрибуция (когда причины поведения приписываются личности, в связи с личностными особенностями);

2) объектная атрибуция: объект, на который направлено поведение, т.е. объект социального поведения, причиной поведения являюсь я сам);

3) обстоятельственная атрибуция: причина объясняется ситуацией возникшими обстоятельствами.

  Ошибки каузальной атрибуции

В целом фундаментальные ошибки представляют собой " склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных", то есть их характер представляет собой переоценку личностных и недооценку обстоятельственных причин.

1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.

2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей.

3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Роль сильнее индивидуальности. Но необходимо учитывать также и то, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т.д).

4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты.

 

Когнитивные стили.

Когнитивный стиль - это собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля.

Когнитивные стили - тоже в некотором роде стили деятельности, поскольку они характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности (научения), включающей восприятие, мышление и действия, связанные с решением познавательных задач преимущественно в ситуации неопределенности (Г. Клаус, 1987).

Американский психолог Д. Озбел (D. Ausubel, 1968) выделил 20 особенностей интеллекта, среди которых - склонность к приобретению новых знаний или детализация уже имеющихся, жесткость или гибкость мышления при решении задач, предпочтительное запоминание определенной информации и др.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить упоминание около полутора десятков различных когнитивных стилей, в том числе:
-по типу восприятия: полезависимость поленезависимость;
-по типу реагирования: импульсивность - рефлексивность;
-по особенностям когнитивного контроля: ригидность - гибкость;
-по диапазону эквивалентности: узость - широта;
-по сложности: когнитивная простота- когнитивная сложность, толерантность к нереалистическому опыту;
-по типу мышления: аналитический - синтетический;
-по доминирующему способу обработки информации: образный -вербальный, по локусу контроля: экстернальный - интернальный.

Полезависимость - поленезависимость. Впервые эти термины были введены в научный обиход американскими учеными под руководством Г. Уиткина (Н. A. Wit-Kin, D. R. Goodenough, 1982; Н. A. WinKin et al., 1967, 1974) в связи с изучением соотношения в перцептивной деятельности зрительных и проприорецептивных ориентиров.

Так, когнитивные стили полезависимости - поленезависимости стали восприниматься как отражающие особенности решения перцептивных задач. Полезависимость характеризуется тем, что человек ориентируется на внешние источники информации, склонен игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта, что создает ему большие трудности при решении перцептивных задач. Поленезависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации (знания и опыт), поэтому он в меньшей степени подвержен влиянию внешних ориентиров, более склонен выделять в ситуации ее существенные, а не более заметные черты.

Поленезависимость связана с высоким показателем невербального интеллекта (образным мышлением), более высокой обучаемостью, успешностью решения задач на сообразительность, легкостью смены установок, с автономностью, стабильностью образа «Я», более объективными подходами к проблемам, устойчивостью к внушению, критичностью, более высокой моральностью. Однако по-ленезависимые хуже ладят с людьми, склонны ими манипулировать, менее позитивно оценивают их и себя, труднее разрешают конфликты. Группа, независимых, редко приходит к соглашению по спорным вопросам.

Рефлексивность - импульсивность. Эти стили были выделены Д. Каганом (J. Kagan, 1965, 1966) при изучении интеллектуальной деятельности, когда в условиях неопределенности надо было принять решение и требовалось осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив.

Импульсивные люди хотят добиться быстрого успеха, отчего склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются ими без тщательного продумывания, поэтому часто оказываются неверными. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против». Они стараются не допускать ошибок, для чего собирают больше информации о стимуле перед ответом, используют более продуктивные способы решения задач, успешнее применяют приобретенные в процессе обучения стратегии деятельности в новых условиях (Д. Каган с соавторами [J. Kagan et al., 1966]; Р. Олт [R. Ault, 1973]; Д. Мак-Кинни [J. MacKinney, 1973]; В. Нейсле [W. Neussle, 1972]; Д. Денни [D. Denny, 1973]).

Импульсивные хуже, чем рефлексивные, справляются с заданиями на решение проблем, где не указаны альтернативы ответов.

Рефлексивные более поленезависимы, чем импульсивные. У них выше устойчивость внимания. Импульсивные обладают меньшим самоконтролем, низкой концентрацией внимания, но большим его объемом (М. А. Гулина).

Ригидность - гибкость (флексибшьность) познавательного контроля. Этот стиль связан с легкостью или трудностью смены способа деятельности или переключения с одного информационного алфавита на другой. Трудность смены переключения ведет к узости и негибкости познавательного контроля.

Термин «ригидность» был введен Р. Кеттеллом для обозначения явлений персеверации (от лат. perseveratio - «упорство»), т.е. навязчивого повторения одних и тех же мыслей, образов, движений при переключении с одного вида деятельное на другой.

Диагностируются эти стили с помощью словесно-цветового теста Дж. Струпа. Конфликтная ситуация создается ситуацией интерференции, когда один процесс подавляется другим. Испытуемый должен называть цвет, которым написаны слова, обозначающие цвета, при этом цвет написания слова и тот, который словом обозначается, не соответствуют друг другу.

Узкий-широкий диапазон эквивалентности. Эти когнитивные стили показывают индивидуальные различия в масштабе, который используется человеком для оценки сходства и различия объектом.

В основе такого несовпадения лежит не столько способность видеть разницу, сколько степень «чувствительности» к выявленным различиям, а также ориентированность на фиксацию разного типа таковых.

Выявлена связь этих когнитивных стилей с личностными особенностями. «Аналитичность» сопровождается повышенной тревожностью, она положительно связана с фактором самоконтроля, по Р. Кеттеллу, и отрицательно - с фактором самодостаточности. «Аналитики»» стараются хорошо выполнять социальные требования и ориентированы на социальное одобрение.

Аналитичный стиль оказывается эффективным при следующей программе обучения: низкий темп предъявления учебной информации, большое число повторений, малая вариативность учебных заданий, акцент на произвольное запоминание и саморегуляцию функционального состояния (1986; Клаус, 1984).

Толерантность к нереалистическому опыту. Толерантность (от лат. tolerantia - «терпение») означает терпимость, снисходительность к чему-либо. Как характеристика она предполагает возможность принятия впечатлений, несоответствующих или даже противоположных имеющимся у человека (например, при быстрой смене картинок с лошадью возникает ощущение ее движения). Нетолерантные люди сопротивляются видимому, так как оно противоречит их знанию о том, что на картинках изображена неподвижная лошадь (М.А. Холодная, 1998). Основным показателем толерантности служит длительность периода, в который испытуемый видит движущуюся лошадь. Фактически речь идет об умении принимать несоответствующую имеющимся установкам информацию и воспринимать внешнее воздействие таким, какое оно есть на самом деле.

Когнитивная простота - когнитивная сложность. Теоретической основой этих когнитивных стилей является теория личностных конструктов Дж. Келли (2000). Выраженность того или иного стиля определяется мерой простоты или сложности системы личностных конструкций при интерпретации, прогнозировании и оценке действительности на основе определенным образом организованного субъективного опыта. Конструкт - это двухполюсная субъективно-измерительная шкала, выполняющая функции обобщения (установления сходства) и противопоставления (установление различий).

Для диагностики этих стилей используется разработанный Дж. Келли метод репертуарных решеток.

Когнитивная сложность, по некоторым данным, связана с тревожностью, догматизмом и ригидностью, меньшей социальной адаптированностью. Дж. Адамс-Вебер (J. Adams-Weber, 1979) установил, что когнитивно-сложные субъекты точнее находят соответствие между выявленными конструктами и конкретными людьми и успешнее делают выводы о системе представлений человека после краткой беседы с ним.

Стили атрибуции. Стили атрибуции, или объяснения, - это характерный способ интерпретации событий. При негативном стиле человек склонен объяснять отрицательные события устойчивыми внутренними причинами (например, отсутствием способностей). Если инидивидуум верит, что он недостаточно способный и обречен на неудачу, то станет прилагать меньше усилий для достижения нужного ему результата. При положительном стиле атрибуции успехи объясняются своими способностями, а неудачи - случайностью (М. Ross, G. Fletcher, 1985). Эмоционально неустойчивые женщины и женщины-экстраверты объясняют неблагоприятные события внутренними причинами чаще, чем женщины с противоположными свойствами темперамента. Однако на выборке мужчин эта закономерность не выявлена (У. Rim, 1991).

Экстернальность - интернальностъ, или локус контроля (от лат. locus - «местоположение»). Одни люди склонны считать, что способны управлять событиями (внутренний локус контроля, ин-тернальность), другие полагают, что от них мало что зависит, так как все с ними происходящее объясняется внешними неконтролируемыми факторами (внешний локус контроля, экстернальность). Понятие локуса контроля предложено Д. Роттером (D. Rotter, 1966) в качестве устойчивой характеристики человека, формирующейся в процессе его социализации.

Люди с внутренними локусом контроля более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, спокойнее и доброжелательнее, популярнее и независимее. Они в большей мере находят в жизни смысл, у них очевиднее выражена готовность к оказанию помощи. Поскольку интерналы в своих неудачах винят прежде всего себя, они испытывают больший, чем экстерналы, стыд и вину (У Фейрес [В. Phares, 1976).

Подростки с внутренним локусом контроля позитивнее относятся к учителям и представителям правоохранительных органов (P. Haeven, 1993). Склонность же к внешнему локусу контроля сочетается с неуверенностью в своих способностях и стремлением отложить реализацию намерений на неопределенный срок, тревожностью, подозрительностью, агрессивностью. Такие люди испытывают большие трудности в принятии решения, если оно имеет для них серьезные последствия. Для них в большей мере угрозу составляет напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию» (В. И. Ковальчук, 2000).

Отмечается большая стрессоустойчивость лиц с внутренним локусом контроля (С. В. Субботин, 1992; Дж. Роттер [J. Rotter, 1966]).

Локус контроля влияет на мотивацию к учению. Люди с внутренним локусом убеждены, что успешное освоение программы зависит только от них самих и что для этого у них достаточно способностей. Поэтому, весьма вероятно, они будут хорошо учиться в школе и вузе. Они более восприимчивы к обратной связи в процессе обучения и склонны к устранению собственных недостатков. Они больше интересуются своей карьерой и работой, чем люди с внешним локусом контроля.

Вообще, люди с внутренним локусом контроля организованнее: могут бросить курить, в транспорте пользуются привязными ремнями, используют противозчаточные средства, сами решают семейные проблемы, зарабатывают много денег и отказываются от минутных удовольствий ради достижения стратегических целей (М. Findley, H. Cooper, 1983; Н. Lefcourt, 1982; P. Miller et al., 1986).

В то же время Л. И. Анциферова (1994) высказывает мнение, что хотя интернальность и связана с ощущением себя субъектом, управляющим своей жизнью, контролирующим ее события и склонным к активному, прербразующему стилю поведения, по природе своей она ведет к ограничению спонтанности (свободного выражения чувств, эмоций, проявлений импульсивного поведения).

Было обнаружено, что с возрастом у мальчиков усиливается интернальность, а у девочек - экстернальность (IT. Kulas, 1988). У взрослых, по данным А. К. Канатова (2000), во всех возрастных периодах уровень субъективного контроля несколько выше, чем у женщин того же возраста. Кроме того, по информации этого автора, следует, что с возрастом уровень субъективного контроля (интернальность) снижается. И это неудивительно. С опытом люди все больше начинают понимать, что не все в их жизни зависит только от них.

Внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью. Он всегда входит в идеальный Я-образ. Поэтому интернальность имеет для мужчин большую значимость, чем для женщин (К. Муздыбаев, 1983; А. В. Визгина и С. Р. Пантелеев, 2001).

Л.А. Головей установила, что экстернальность - интернальность влияет на профессиональное самоопределение школьников. Учащиеся с превалированием экстернального контроля в ситуации выбора профессии руководствуются эмоциональной ее привлекательностью. Не соотносят свои склонности с этим выбором и предпочитают такие профессиональные сферы, как «человек - человек», «человек - художественный образ». Среди экстерналов чаще, чем среди интерналов, встречаются лица с низким уровнем контроля. По опроснику Р.Кеттелла они обнаруживают высокую возбудимость (фактор D), чувствительность (фактор Г), напряженность (фактор QIV) и непосредственность (фактор N).

На основании этих данных Л. А. Головей делает вывод, что у экстерналов процесс самоопределения является пассивным, незрелым, что связано с эмоциональными особенностями, с незрелостью таких структур самосознания, как рефлексия, самоконтроль и саморегуляция, с незрелостью мотивационной сферы.

Профессиональное самоопределение интерналов отличается большей самостоятельностью, осознанностью и адекватностью. Диапазон выбора профессии у них гораздо шире, чем у экстерналов, и более дифференцирован. Мотивы и эмоции более устойчивы. Интерналы акгивны в достижении цели. По опроснику Кеттелла они характеризуются низким нейротизмом (фактор С), самоконтролем (фактор QIIT), общительностью (фактор А), избирательным контактом с окружающими (фактор L) и тенденцией к нормативному поведению (фактор G).

Таким образом, подростки с интернальным контролем более уравновешенны эмоционально, самостоятельны, активны в достижении цели, имеют определенные и стабильные установки на будущее, более высокий уровень самоконтроля.

В различных профессиях люди с внутренним локусом контроля добиваются больших успехов, чем те, кто отличается внешним локусом. Так, страховые агенты, считающие, что неудачи можно контролировать, продают больше страховых полисов. Они почти в два раза реже бросают эту работу в течение первого года (М. Seligman, P. Schulman, 1986). У людей, имеющих внутренний локус контроля, больше шансов увлечься своей работой и получать от нее удовлетворение, а также быть преданным своей организации.

Менеджеры с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам, чем их коллеги с внешним локусом контроля, выполняющие ту же работу. Такие же данные получены относительно бухгалтеров (Daniels, Guppy, 1994).

Д. Миллер (D. Miller, 1982) обнаружил, что руководители характеризуются более высокими показателями внутреннего локуса контроля, чем неруководители. Руководители же, у которых уровень внутреннего локуса контроля высокий, стремятся внедрять много нововведений в производство, идут на значительный риск и принимают решение сами, не приглашая - экспертов.

 








Когнитивные теории эмоций

Теория Арнольда.

Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

Термин " восприятие" Арнольд толковал как " элементарное понимание". В данном случае " воспринять объект" - значит в некотором смысле " понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимал эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его. По Арнольду оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением.

Теория С. Шехтера.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве " лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное " лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом ( состояние гнева. После принятия соответствующего " лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Теория Л. Фестингера.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основные положения этой теории:

Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.

В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Теория Келли.

Дж. Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что " люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта". Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

Виды социальных норм

Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят в привычку.

Под обычаями понимаются правила поведения людей в обществе, установившиеся в результате длительного и многократного применении.

Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей. Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: «Чем старей, тем правей». Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа.

Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев, имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так называемых «священных книгах» Библии, Коране, Ведах, Торе и др.

Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о богоугодном и греховном.

Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви.

Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений.

Моральные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения на основе представлений о добре и зле.

Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с нормами морали.

Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы. Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения внутри организаций.

Корпоративные нормы создаются организациями и принимаются ее членами в качестве обязательных. Они имеют письменный вид и закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях и т.п. С увеличением числа организаций роль корпоративных норм в обществе заметно возрастает.

Важным элементом социальных норм является санкция, с помощью которой обеспечивается реализация правил поведения. Санкция – стимулирование желательного поведение и прекращение нежелательного для обеспечения внутренней сплоченности и непрерывности общественной жизни. Существуют позитивные и негативные санкции. Соответственно нормам, положенным в основу санкции могут быть неформальными, реализующиеся непосредственно социальной группой через определенные формы ее поведения формальными (юридическими, политическими, экономическими и т. д.), реализующиеся через деятельность социальных институтов. По содержанию давления санкции делятся на правовые (наказание и поощрение за определенные действия, предусмотренные законом); этические (наказания и поощрения в соответствии с моральными принципами) и т. д. Если санкции взаимодополняют друг друга, их действие эффективнее, нежели когда между ними возникают противоречия. Система санкций, отражая развитие социальной реальности, не является законсервированной схемой жестко фиксированных мер и средств социальной регуляции. Наоборот, санкции обеспечивают конкретизацию поведения на определенном этапе исторического развития общества. От них зависит социальный порядок.

 

Теории агрессии

Вытеснение

Данный механизм провоцирует процесс забывания. Человек как будто отталкивает от себя тревожащую его информацию. Он концентрирует свои внутренние силы не на том, чтобы решить насущные проблемы, а чтобы как можно скорее вытеснить их в недры подсознания. Это происходит обычно тогда, когда у человека не остается сил бороться или информация настолько травматичная, что может нанести серьезный урон психике и вызвать ее расстройство. Во многих случаях вытеснение – это механизм, способствующий быстрому избавлению от гнетущих страданий. Освободившись от боли и страха с помощью этого механизма, как будто даже делается легче. Но на самом деле это самообман.

Отрицание

Механизм отрицания обычно используется, если произошло горе в семье, скажем, умер кто-то из близких родственников. Данный механизм психологической защиты включается абсолютно неосознанно. Человек упрямо часами твердит одно и то же, но не принимает случившееся. Так срабатывает защита от разрушительной информации. Мозг просто не может ни на чем сосредоточиться полностью, он блокирует поступление опасного известия, и угрожающее событие, словно не распространяется, а приостанавливается. Удивительно, в какие игры может играть с нами подсознание! Отказавшись от проживания душевной боли здесь и сейчас, мы невольно переносим ее в будущее.

Регрессия

Данный механизм психологической защиты помогает сосредоточить внимание на себе. Как правило, к этому приему прибегают старшие дети, когда в семье появляется младший ребенок. Родители замечают, что старший вдруг начинает вести себя неадекватно: он изображает из себя маленького несмышленыша, словно прикидывается беспомощным и беззащитным. Такое поведение свидетельствует о том, что ему очень не хватает родительского внимания и любви. Люди взрослые, как правило, скатываются на более низкий уровень развития, устраиваются на должность, которая не соответствует их умениям.

Проекция*

Этот механизм психологической защиты предусматривает сокрытие собственных недостатков за счет обнаружения изъянов в характере другого человека. Доказано, что чем больше нас раздражают в себе какие-то личностные качества, такими мы и видим окружающих людей. Так, ленивый человек проецирует на окружающих собственное бездействие и апатию. Ему кажется, что вокруг него находятся одни лежебоки и безответственные люди. Агрессивно настроенную личность невероятно раздражают гневные люди. А тот, кто по каким-то причинам считает себя недостойным любви, счастья и внимания, будет повсюду встречать людей, в которых эта особенность проявится еще сильнее. Проекция бессознательного позволяет нам до поры до времени не замечать собственных недостатков. Вот почему человек в редких случаях способен самостоятельно заметить, что деградирует.

Замещение

Замещение представляет собой сложный механизм ухода от тревожащего события. Человек не просто отталкивает его, а старается заполнить образовавшуюся пустоту любыми способами. С помощью замещения люди отчасти получают возможность компенсировать свою потерю чем-то другим, равнозначным по ценности. Так, например, пережив смерть домашнего питомца, некоторые охотно немедленно заводят другое животное. Подсознание диктует им мысль о том, что необходимо немедленно обзавестись новым любимцем для собственного спокойствия. Замещение, конечно, не избавляет от страданий, поскольку непережитая боль никуда не уходит, а загоняется еще глубже.

Рационализация

Когда человек оказывается бессильным перед какими-то удручающими обстоятельствами, он начинает объяснять себе произошедшее, призывая в помощники голос разума. Рационализация как механизм психологической защиты представляет собой весьма распространенное явление. Мы все в той или иной мере размышляем над происходящими событиями, ищем в них скрытый смысл и значение. С помощью рационализации можно снизить разрушительное действие любого конфликта, оправдать любую ошибку или причиненный моральный ущерб. Люди порой не задумываются над тем, насколько сильно убегают от самих себя, отворачиваясь от неприглядной правды. Насколько разумней было бы один раз пережить душевную боль, чем постоянно спотыкаться из-за нее в похожих случаях.

Сублимация

Сублимация представляет собой такой механизм психологической защиты, которая направлена на проживание неконтролируемых эмоций и чувств, но только в другой сфере жизни. Скажем, горечь безответной любви можно несколько уменьшить, начав писать душераздирающие стихи или читать поэтов на схожую тематику. Казалось бы, от этого сама неразделенная влюбленность не исчезнет, одно можно снизить качество душевных переживаний. Сублимация – это отличный способ забыть собственную ненужность и неприкаянность. Очень часто сублимацию ассоциируют с творческими начинаниями. Уход в живопись, писательство, музыку помогает забыть прошлые неудачи. Просмотр сериалов, чтение книг тоже отчасти компенсирует человеку его одиночество, позволяет испытывать те чувства и эмоции, которым в настоящей жизни просто не находится места.

 

ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе . На этом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демократ считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап – психология как наука о сознании . На 2-ом этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локкутверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французы П. Гольбах и К, Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап– психология как наука о поведении . На 3-ем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе развития психологии, начиная с середины XX в., она превратилась в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористской (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика - материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. С началом сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет.

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.229 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь