Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В условиях музейной экспозиции
Ознакомительная экскурсия ориентирована, как правило, на усредненный уровень художественного развития, а потому ее материал должен быть доступен и понятен каждому участнику группы. Рассказывая о произведениях, входящих в ее зрительный ряд, необходимо наглядно, с опорой на музейную экспозицию подтверждать все высказываемые положения и выводы и не перегружать рассказ излишними сведениями. Методическая трудность экскурсии данного типа заключается в необходимости соединить информативную сторону занятия с процессом непосредственного восприятия и переживания художественного образа. 10-4008 137 Принцип информативности диктуется большим объемом материала и ограниченным объемом экскурсионного времени. Что касается установки на непосредственность и эмоциональность восприятия материала экскурсии, то она вызвана необходимостью поддерживать зрительную активность и заинтересованность экскурсантов при тезисном изложении материала. Учитывая характер экскурсии, за сравнительно короткий промежуток времени экскурсовод должен познакомить зрителя с: — содержанием и особенностями музейной коллекции; — основными разделами экспозиции; — архитектурой и историей музейного здания; — отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко Важную роль в процессе подготовки и проведения экскурсии играет структура зрительного ряда. Его содержание определяется: — целью и задачами экскурсии; — количеством и возрастными особенностями экскурсантов; — расстановкой смысловых акцентов экскурсионного маршрута; — количеством времени, отпущенного на проведение экскур Цель и задачи ознакомительной (обзорной) экскурсии определяют следующие особенности ее зрительного ряда: — высокая художественная ценность экспонатов; — показательность экспонатов для коллекции данного музея; — значимость произведений в контексте: а) истории изобразительного искусства; в) определенного направления или художественного стиля; б) творчества данного художника. Как правило, ведущий подход к построению экспозиции художественного музея — исторический, что, безусловно, требует от экскурсовода основательного знания истории искусства. Однако следует помнить, что в задачи экскурсии рассматриваемого типа не входит изложение истории искусства (это задача образовательной экскурсии); следовательно: — этапы истории искусства на обзорной экскурсии характери — необходимо использовать метод комплексного показа произ 138 стике («крупным планом») разделов экспозиции, явлений в истории искусства, особенностей творчества того или иного художника. Метод комплексного показа не следует отождествлять с иллюстрацией какого-либо тезиса простым перечислением названий имеющихся на экспозиции работ. Комплексный показ произведений может идти от: — общей характеристики художественного явления (на основе — анализа отдельного произведения с обращением в процессе При всем обилии материала экскурсия не должна быть утомительной, а потому экскурсовод может использовать метод диалога, концентрируя внимание зрителей на воспринимаемом произведении, а также так называемый «эффект узнавания», когда обращается внимание на шедевр, уже известный зрителям по виденным ранее репродукциям. Показывая произведения одного автора, необходимо начинать с самого знаменитого и легко узнаваемого, так как путь «от известного к неизвестному» считается наиболее эффективным в процессе познания. Иными словами, при подготовке обзорной экскурсии, так же, как и экскурсии любого другого типа, необходимо учитывать психологические особенности восприятия в той мере, в какой это требуется для ее положительного результата. Таким образом, приступая к работе над обзорной экскурсией, следует: — изучить экспозицию музея; — отчетливо представлять цели, задачи и содержание экскур — продумать общий план экскурсии; — продумать зрительный ряд и маршрут экскурсии; — продумать методику подачи материала в связи с его характе 139 Подготовка такой экскурсии невозможна без обращения к исто-рико-искусствоведческой литературе, содержащей необходимые для данной экскурсии сведения: — по истории искусства; — о творчестве отдельных художников, наиболее ярко пред — об истории музейной коллекции; — об истории и архитектуре музейного здания; — о некоторых особенностях технического процесса создания §4. Методические принципы подготовки и проведения образовательной экскурсии |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы