Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В условиях музейной экспозиции. §5. Методические принципы подготовки
Образовательная экскурсия в художественном музее ориентирует на углубленное изучение какой-либо области художественного знания с привлечением экспозиционного материала, в данном случае выступающего в качестве средства обучения, а не цели, в то время как в обзорной экскурсии ведущей целью является изучение музейной коллекции или экспозиции как таковой. Образовательные экскурсии часто составляют экскурсионные циклы, которые посвящены знакомству с обширным материалом в рамках целого ряда связанных между собою тем и рассчитаны на посещение в течение продолжительного периода времени (месяца, полугодия, года). В зависимости от тематической направленности экскурсии данного типа можно классифицировать следующим образом: 1. Историко-искусствоведческие экскурсии имеют своим предметом историю изобразительного искусства. В частности, они могут характеризовать: — историю искусства в целом («История русского изобрази — развитие и состояние изобразительного искусства отдельно 1 Знакомство с литературой подобного характера необходимо и по причине возможных вопросов со стороны экскурсантов. 140
— историю развития определенного вида изобразительного ис — историю развития какого-либо жанра изобразительного ис — историю развития того или иного художественного стиля Подготовка и проведение историко-искусствоведческой экскурсии требует от музейного педагога глубоких знаний и целостного взгляда на искусство и историю его развития, то есть достаточно свободной ориентации в историко-культурном процессе. На экскурсии данного вида допускается привлечение информации, позволяющей создать историко-культурный фон, на котором более ярко раскроется содержание воспринимаемых художественных произведений. 2. Монографические экскурсии, в ходе которых рассматривается творчество отдельных мастеров изобразительного искусства, представленных в экспозиции музея («Художник К. П. Брюллов», «Творчество И. Е. Репина», «Живопись М. А. Врубеля»). Данная экскурсия может быть предложена различным кругам музейных посетителей: — взрослой аудитории, желающей узнать о жизни и творчестве — студентам художественных и педагогических вузов, профес — студентам гуманитарных факультетов (психологам, педаго — школьникам, интересующимся биографией любимого худож При подготовке монографических экскурсий, кроме сугубо искусствоведческой литературы, связанной с историей изобразительного искусства и творчеством отдельных мастеров, экскурсоводу может помочь популярная биографическая литература. Ведущей целью такой экскурсии является знакомство зрителей с творчест- 141 вом мастера в целом. Акцент делается на анализе отдельных произведений, в числе которых могут быть не только известные работы, но и подготовительные эскизы, наброски, этюды — все то, что позволяет глубже понять творчество данного художника. Педагогические задачи, содержание монографической экскурсии и методика ее проведения определяются ее ведущей целью и спецификой аудитории, для которой она предназначена. Большую ценность экскурсии данного вида представляют для учащихся средних и старших классов. Они могут помочь подросткам осознать всю трудность и в то же время плодотворность пути творческой самореализации, а также побудить их задуматься над перспективой собственного нравственного и творческого роста. Учащимся и студентам, изучающим закономерности художественно-творческого процесса и психологию творческой личности, монографические экскурсии содействуют раскрытию широкого спектра вопросов, связанных с названными проблемами. Цикл монографических экскурсий может стать фундаментом для более глубокого и серьезного постижения курса истории изобразительного искусства и усвоения содержания проблемных экскурсий, отличающихся повышенным уровнем сложности изложения материала. 3. Искусствоведческие экскурсии посвящены вопросам теории изобразительного искусства, в том числе посредством рассмотрения творчества отдельных художников в контексте истории художественного процесса той или иной страны, культурной эпохи или во всемирном масштабе (например, «А. Н. Бенуа как представитель объединения "Мир искусства"»). В этом случае важно показать, насколько ярко и полно творчество мастера выражает характерные особенности конкретного направления, течения и стиля, а также эпоху в целом и художественные проблемы времени. Зрительный ряд такой экскурсии может быть достаточно обширен и вариативен. Помимо произведений мастера, о творчестве которого идет речь на экскурсии, он может включать произведения его современников — художников его круга или представителей других направлений и стилей, на фоне которых творчество мастера раскрывается более рельефно. Помимо общих для всех образовательных экскурсий методов работы (использование элементов диалога, по необходимости — приемов развивающей методики с опорой на возрастную и социальную специфику аудитории и т. д.), особое значение здесь имеют: 142
— метод, сравнительного анализа произведений, предполагаю — метод комплексного показа произведений (рассмотрен выше 4. Проблемные экскурсии относятся к экскурсиям повышенной сложности, так как требуют от зрителя особенно внимательного, вдумчивого восприятия произведений, способности сравнивать, анализировать и обобщать впечатления, чувства и мысли, возникающие в процессе общения с музейным памятником. Иными словами, здесь необходима сформированная на основе предыдущего опыта внутренняя установка и достаточно высокий уровень художественного развития. По этой причине экскурсия проблемного типа может быть адресована только учащимся старшего возраста, студентам и взрослым, интересующимся проблемами развития изобразительного искусства и художественного творчества. Зрительный ряд такой экскурсии также может быть достаточно обширен и разнообразен, однако ни в коей мере не должен перегружаться образами, имеющими второстепенное значение для раскрытия ее темы. При ее подготовке необходимо иметь ясное представление о ее задачах и глубокое понимание той художественной проблемы, которую предстоит раскрыть, опираясь на экспозиционный материал. В рассказе экскурсовода должна присутствовать четкая логика изложения проблемы и способ ее решения на примере произведений отдельных художников. Чрезвычайно важно при этом не «уйти» в умозрительные «рассуждения по поводу»: каждая гипотеза, каждое положение и каждый вывод следует подтверждать конкретными наблюдениями и впечатлениями. Для большей убедительности полезно обращаться к методу сравнительного показа, совершая «экскурс» в другие эпохи, стили, обращаясь к произведениям авторов, хронологически не имеющих отношения к материалу экскурсии, но так или иначе затрагивающих рассматриваемую проблему. Например, раскрывая тему экскурсии «Проблема картины в русской живописи конца XIX — начала XX века», рекомендуется обратиться к ее истокам, рассмотрев понимание картины художниками классицизма (А. П. Лосенко, И. П. Шебуев и др.), романтизма (К- П. Брюллов, О. А. Кипренский), русского реализма второй 143 половины XIX в. (И. Е. Репин, В. И. Суриков и др.). Это обогатит восприятие, облегчит понимание сути проблемы, причин ее возникновения и обострения именно в конце XIX — начале XX в.1. Разумеется, экскурсоводу при этом следует помнить, что наиболее объемным по времени и содержанию должен быть материал, непосредственно обозначенный в теме экскурсии. Подробнее остановимся на экскурсиях по темам. «Язык изо бразительного искусства» и «Специфика видов и жанров изо бразительного искусства», которые могут иметь как образовательные, так и развивающие цели. В качестве развивающих они могут быть предложены экскурсантам любого возраста, начиная от школьников 2—3-х классов. Как образовательные — возможны для учащихся 5—6-х классов и старше. В последнем случае их содержание позволяет отнести их к виду искусствоведческих. Задачи такой экскурсии состоят в том, чтобы на примере конкретных произведений: — познакомить с видами изобразительного искусства — живо — познакомить с различными жанрами изобразительного ис — показать роль художественной формы в раскрытии содержа — познакомить с элементами образного языка (художественной Зрительный ряд такой экскурсии должен составлять не более 6—7 произведений. Чрезвычайно важно, чтобы их художественная форма как можно более ярко и убедительно раскрывала конкретную педагогическую задачу, связанную с показом данного произведения. Так, художественно-образная роль цвета убедительнее всего раскрывается на примере тех произведений, где именно цвет несет наибольшую содержательную нагрузку. В связи с тем, что материал экскурсии требует сосредоточенности, зрительной активности, известного эмоционального напряжения, а также необходимости мыслить аналитически, экскурсия не должна быть длительной, а именно — не превышать 45—50 минут. Чрезмерно растянутая во времени экскурсия в данном случае при- 1 Специфика экскурсионной формы, предполагающей работу непосредственно в залах на экспозиции музея, дает возможность совершить такой «экскурс», используя подлинный художественный материал (а не слайды или репродукции), в чем мы видим еще одно ее преимущество. 144 водит к ослаблению внимания экскурсантов, снижает способность к наблюдению, творческую и мыслительную активность, эмоциональное переживание образа. §5. Методические принципы подготовки |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы