Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Илл.115 Лука Синьорелли. История антихриста. Фреска из цикла « Страшный суд » собора в Орвьето. Фрагмент. 1499 г. - ок. 1505 г.



Илл.115 Лука Синьорелли. История антихриста. Фреска из цикла « Страшный суд » собора в Орвьето. Фрагмент. 1499 г. - ок. 1505 г.

Основными работами Синьорелли являются его грандиозные фрески в соборе в Орвьето на тему страшного суда (1499 — ок. 1505). Здесь в полной мере проявилась его страсть к большим массовым композициям, к изображению человеческого тела, к сложным ракурсам и перспективным построениям. Эти росписи, проникнутые дикой силой и неистовым движением, изображают толпы людей, охваченных нечеловеческим ужасом и отчаянием от царящего разрушения, померкшего солнца, падающих звезд. Во фреске « Проповедь антихриста » Синьорелли поместил свой автопортрет, изобразив себя и своего антипода — кроткого и набожного живописца-монаха фра Беато Анджелико у входа в ад. Сухое и энергичное лицо самого Синьорелли передано с большим реализмом, так же как и мягкие, несколько расплывчатые черты фра Анджелико. В патетической и сильной, насыщенной страстью и движением, но суровой и безрадостной живописи Синьорелли культ пластически переданного обнаженного тела был доведен до предела, доступного искусству раннего Возрождения. Именно этими чертами она привлекла к себе внимание Микеланджело, который внимательно изучал его творчество

Эрмитажная коллекция дает возможность не только познакомиться с произведениями Рафаэля, но и понять истоки его искусства, связанного с умбрийской школой. Стремление к декоративности, особая мягкость в передаче настроения, лирическое восприятие природы - черты, свойственные умбрийской живописи.

В том же русле, но с тенденцией к большой простоте, развивалось творчество крупнейшего представителя умбрийской школы конца XV - начала XVI века, учителя Рафаэля - Пьетро Перуджино (около 1450-1523).

Искусство Перуджино чуждо драматизма, композиции просты и однообразны, образы привлекательны и наделены мечтательным, порой даже сентиментальным настроением. Трагические сюжеты противопоказаны спокойному темпераменту Перуджино, и тем не менее он неоднократно останавливался на легенде о святом Себастьяне, римском воине, замученном за приверженность христианству по приказу императора Диоклетиана, в личной гвардии которого Себастьян состоял. В живописи XV века чаще всего встречается либо сцена казни святого, либо изображение Себастьяна во весь рост, привязанного к столбу или колонне и пронзенного стрелами. Таков и перуджиновский "Святой Себастьян" из собрания Лувра в Париже. Мастера кватроченто, как правило, не передавали физические, а тем более душевные муки Себастьяна, главной для них была возможность обратиться к воспроизведению нагого тела. Но, пожалуй, трудно назвать другого художника, у которого Себастьян был бы так далек от того, каким его рисует легенда. Святой стоит, устремив глаза ввысь, и слово "безмятежный" лучше всего определяет и его самого, и мир вокруг.

На эрмитажной картине Перуджино поместил своего героя на темный нейтральный фон, по повторил движение головы и лицо луврского Себастьяна. Юноша изображен уже не в рост, видна только верхняя часть его фигуры. В том, как она написана, чувствуется рука умелого рисовальщика и хорошего живописца, очень тонко использовавшего светотеневую моделировку для передачи объемности тела.

Пьетро Перуджино. Св. Себастьян

Пьетро Перуджино. Св. Себастьян

Особое внимание художник сосредоточил па лице Себастьяна. Это характерный, раз навсегда избранный мастером тип лица и его выражение: миловидные правильные черты, некоторая женственность образа, большие, томные глаза, пушистые кудри, рассыпанные по плечам. Одна-единственная стрела, использованная с чисто умбрийской склонностью к декоративности, указывает па то, о каком святом идет речь. На стреле, вонзившейся в шею Себастьяна, художник изящно вывел золотом подпись: Petrus Perusinus pinxit (Пьетро Перуджино писал).

Перуджино на три года пережил своего гениального ученика Рафаэля, которого привлекали в искусстве учителя четкость простых композиций в подчеркнуто-глубинном пространстве, ясность, превращенная в стиль, привлекательность образов

 Эрмитаж обладает двумя произведениями Рафаэля (Рафаэлло Санти, 1483-1520), одно из них - "Мадонна Конестабиле" - написано, скорее всего, в 1504 году, другое - "Святое семейство" - около 1506 года.

"Мадонна Конестабиле" (название условное и, так же как в произведениях Леонардо, происходит от имени бывшего владельца) - картина небольшого формата (17,5 x 18 см), чуть меньше листа ученической тетради, решена в форме тондо. Интересно, что Рафаэль начинает с таких почти миниатюрных вещей ("Мадонна Конестабиле" - не исключение; близки к ней по размеру "Сон рыцаря" - Лондон, Национальная галерея; "Три грации" - Шантильи, Музей Конде и др.), а ведь именно Рафаэлю предстояло стать одним из основоположников монументального стиля римской школы живописи.

Традиционная тема трактована очень просто. Молодая мать держит на руках младенца. Взгляды Марии и Христа сосредоточены па книге. Художник приблизил группу к первому плану, a пейзаж дал как широкую панораму. В пейзаже отчетливо сказываются впечатления Рафаэля от родных мест - это Умбрия с мягкой линией холмов, спокойной гладью озер и далекими заснеженными вершинами. Тонкие стройные деревца тянутся ввысь, их не покрытые листьями ветви затейливым узором выделяются на фоне голубого неба. Весенняя пробуждающаяся природа воспринимается аккомпанементом образу мадонны, юной и чистой, как окружающий ее мир.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь